SZIGET  Sziget-2015. Часть 6. И пошёл дождь.

Финальный репортаж с Острова Свободы: новые площадки фестиваля, Kwabs, Limp Bizkit, Martin Garrix и квир-шоу Magic Mirror

Читайте отчёты с других фестивальных дней:
День 1: Бескомпромиссная жара и Робби Уильямс
Дни 2 и 3: Florence + The Machine, Onuka, Jungle, Gogol Bordello, Enter Shikari и другие
День 4: Ellie Goulding, The Ting Tings, MØ, Ella Eyre и другие
День 5: Kasabian, Avicii, Marina & The Diamonds, Наадя и другие
День 6: Major Lazer, Kings of Leon, Paloma Faith и другие

Господь услышал наши молитвы, и гулявшую по территории пыль ночью прибил долгожданный дождь. На градус это, правда, повлияло не сильно, но любое послабление после такого горячего многодневного марафона воспринималось уже как комфортная прохладная погода, отлично подходящая для прогулок в частности и существования вообще. В последний день фестиваля для международных представителей прессы был организован специальный тур по новым площадкам Sziget. Экскурсию провел программный директор фестиваля Йозеф Кардош (József Kardos) – пожертвовав выступлением Хосе Гонзалеза, выступавшего в это время в тенте А38, Звуки отправились смотреть, что интересного в плане внемузыкальных активностей добавилось на Sziget-2015.

Первой показали дизайнерскую площадку с деревянными инсталляциями, построенную молодыми европейскими архитекторами – в них же проводился ежедневный маркет, а также имелась круглая конструкция, верхушка которой была оснащена спасительными водными распылителями. Там же находились игровые комнаты – в этом году к настольным в ней добавились компьютерные игры. Также имелся отдельный шахматный зал, созданный при поддержке венгерской шахматной ассоциации, ну и фестивальный покерный турнир, длящийся всю неделю, тоже был. В этом году отдельный шатёр был создан для специальных цирковых представлений: их было несколько, и они шли попеременно внутри купола и на открытой уличной сцене (на ней, например, каждую ночь шло файер-шоу, а днем выступали клоуны). Рядом находилcя "уличный театр Fuerza Bruta" – на нем, как и в цирковых представлениях, выступали гимнасты, но подход принципиально отличался. Зрители находились непосредственно на арене, а всё действо разворачивалось над их головами, гимнасты демонстрировали своё мастерство прямо с крыши купольной конструкции.

Еще одной новой площадкой был парк для людей с ограниченными возможностями. Помимо палаток, освещающих те или иные аспекты их жизни, в её центре стоял деревянный лабиринт, по которому нужно было передвигаться с палкой, надев плотную маску, имитируя жизнеощущение слепых людей. Кардош отдельно выделил, что организаторы Sziget, как Острова Свободы, всячески выступают за поддержку социальных меньшинств всевозможного толка. Помимо этого без очереди (которая всегда впечатляющая) прессу провели в Luminarium – известную всем посетителям последних лет надувную конструкцию, внутри которой уличный свет причудливо играет красками, создавая буквально-таки космическую обстановку.

Но пришло время вернуться к музыке. Многочисленная группировка Rudimental уже играла в мае в Москве на Bosco Fresh Fest и многих по-хорошему впечатлила. В контексте фестиваля англичане действительно выглядят и звучат уместно – мажорные благостные композиции, в которых может быть и реггейный риддим, а может и драм-н-бейссовый луп. Большой состав, куча вокалистов, праздник позитива, в общем. Но в тенте играет перспективный соул-новичок Kwabs, поэтому мы направляемся на А38. И не зря – Квабена Саркоди Аджепонг со своей группой (гитара, двое клавишников, ударные и бэки) даёт лучший концерт дня. Голос его звучит более резко, чем на записях, но все равно отлично. Группа играет безупречно - ни сучка, ни задоринки, а собственные нетленки Kwabs чередует с крутыми каверами, каждый из которых может поспорить с оригиналами. Переосмыслению подверглись “Do I Wanna Know” Arctic Monkeys и вездесущая “Lean On”. Её я успел за этот фестиваль послушать раз 15 на различных дискотеках, на сетах Мартина Гаррикса и самих Major Lazer, от вокалистки трека , ну и вот у Kwabs. Стоит ли говорить, что британец в плане исполнения легко обошёл авторов вещицы.

Последнее рок-выступление главной сцены фестиваля – несколько неожиданный сет Limp Bizkit. Старички альтернативной музыки уже годами не могут выпустить новый материал, но его от них особо никто и не требует – куда интереснее вспомнить юность-молодость под “My Generation” или “Rollin’”. Выглядит группа немного устало, бородатый Дёрст вообще смотрит на слэмующуюся толпу молодёжи по-настоящему отеческим взглядом и так ещё мило добавляет, чтобы в толкотне не давали упасть ближнему своему. Но звучат они так же бодро, как и годы назад (а, возможно, и вообще лучше, чем когда либо). Как обычно разукрашенный Борланд истово терзает гитару, ди-джей лупит скретчи, а Фред скороговорками стреляет текстами классических нетленок (правда, зачастую пропуская слово fuck – этот момент тоже попахивает чем-то возрастным). У шлягера “My Generation” теперь, видимо, новый смысл и контекст - про тех, кому сейчас 40, текст песни тоже в чем-то актуален.

Мартин Гаррикс (Martin Garrix) не чудит так отвязно, как Дипло с камрадами, но ставит музыку тоже годную. Ну и про какой-никакой энтертейнмент не забывает, периодически покрикивая "поднимите фукин руки" и довольно забойно миксуя все актуальные хиты, сменяющиеся узнаваемым фирменным дропом. Светодиоды горят, огни пылают, конфетти летают, люди пляшут – в общем, картина достойна лицезрения. Но, послушавшись совета Йозефа, и заблаговременно покинув окончание сета Гаррикса (финальный салют всё равно хорошо видно из любой точки острова), отправляюсь на варьете местного оплота толерантности - квир-площадки Magic Mirror, отмечающей в этом году 15-летие.

Драг-квин Глориа Виагра (Gloria Viagra) призывает "отрываться как в последний раз", вплоть до того, что "можете заниматься даже на сцене сексом, мы не против". В программе – песенные выступления самой драг-квин, сменившей(го) за 45 минут несколько платьев; несколько сложных гимнастических этюдов, самоценных и впечатляющих и без квир-контекста (в том числе и от украинского артиста, танцевавшего на шесте под Океан Ельзи), а также танцевальная труппа, при виде которой Мизулину с Милоновым хватил бы кондратий. Видимо, их молитвами (негоже православному на содомитов гейропских ходить) сразу после окончания шоу по Sziget вдарил-таки крупный дождь, погнавший в место ночёвки вашего покорного, и не только, вопреки дальнейшим планам на вечер.

Итоги фестиваля цифрами: исключая продажи однодневных браслетов на концерт Робби Уильямса, на острове за всю неделю побывали рекордные 441000 человек - на 26000 больше, чем годом ранее. Впервые за историю фестиваля аж 3 дня из 7 полностью состояли в категории "sold-out" по всем видам билетов (в 2014 такой день был всего один). Вновь вспомнив обаятельного задиру Робби, его сет стал самым массовым концертом Sziget, - у сцены находилось одновременно 80000 человек. При всех этих поражающих воображение цифрах, ощущения, что фестиваль переселён и трещит по швам, практически не возникало. Организаторы стараются соблюдать границы комфорта существования посетителей на Острове, пытаясь повысить свои доходы за счёт бесконечной оптимизации логистики и добавления всё более разнообразных локаций. Ну и рекорд при очевидно менее привлекательном для любителей музыки лайн-апе, чем прошлогодний, только подтверждает тезис, что Sziget любят не только за крупные имена на афишах, а за что-то большее. То, ради чего можно вытерпеть любые природные катаклизмы, и, несмотря ни на что, приезжать и приезжать вновь в жемчужину Восточной Европы каждую вторую неделю августа. Там и увидимся с вами в 2016-м!

Sziget: Island Of Freedom
10-17 августа 2016 года
Остров Обуда, Будапешт, Венгрия

20.08.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: