Ну, здравствуй, повзрослевший 30-летний (если считать от года проведения первого фестиваля) Sziget! С тех пор, как этот open air впервые состоялся в 1993 году, он с каждым годом рос в геометрической прогрессии, и теперь принимает на острове Обудай сотни выступлений, собирая на своих площадках более 500 000 человек со всего мира.
В этом году главный фестиваль Европы пытается вернуть "доковидный" уровень успеха - как в плане размаха, так и в плане аудитории. Погода стоит прекрасная, на столбике примерно 25 градусов. Начинаем осмотр любимого острова Звуков и приглашаем вас окунуться с нами в атмосферу фестивальной недели.
Звуки пишут о Сигете с 2003 года, и на протяжении этих лет нам всегда интересно фиксировать изменения в фестивальной организации и лайнапе. В 2022 году основатель Sziget и его многолетний гендир Карой Герендаи продал свою долю в фестивальном деле и ушел на покой. Пересекая мост, сразу начинаешь замечать, как метет "новая метла".
Главная радость: на острове практически решили вечную проблему с пылью, применив ноу-хау, которое уже дважды неплохо себя показало. Рядом с главной сценой с двух краев установлены гигантские водораспылители: и функцию полезную выполняют, и освежиться можно. Правда, в дождь все дорожки, которые выложены настилами из переработанных шин, становятся мокрыми и скользкими. Зато в жару можно вздохнуть полной грудью.
Вторая по величине площадка FreeDome работает до поздней ночи, туда особенно приятно зарулить после сета хедлайнеров. А в 10 вечера начинают рейвы Samsung Party Arena и ее младшая сестра - The TicketSwap Colosseum.
Между сценами, как обычно, развешаны разные объекты декоративного освещения. К сожалению, не все площадки пережили пандемию: сокращена уникальная этно-сцена World Music Stage, больше нет оперы и театральных сцен, а металхеды покинули остров еще несколько лет назад. Сигет, как и прежде, радует карнавалами, уроками йоги, мастер-классами, художественными инсталляциями, дрэг-шоу, игровыми центрами и собственным пляжем, но число интересных локаций и сцен заметно снизилось.
Картинная галерея и "деревня ремесел" радуют украинскими и русскими именами, а вот кухня народов мира существенно поредела: веселые палатки всех народов мира заменили скучные фудкорты, а количество мерча упало раз в 10.
В среду, за день до фестиваля, уже в 10 утра стартуют вечеринки на пляже Лупа и знаменитом плавучем клубе А38. А в четверг и пятницу будут вечеринки прямо в средневековом замке Буда, откуда открывается великолепный вид на город с вершины Будайского холма.
10 августа
Флоренс против гаджетов, великий тенор, панк идет в отрыв, суперсет Bonobo и ставка не на тех лошадей.
Четверг - день разминочный, людей сравнительно немного, да и на руках у большинства гордо красуется недельный пасс. Тех, кто приобрел билет только на первый день, буквально единицы.
Лайнап на сегодня выдался очень британским, поэтому концентрация зрителей из соединенного королевства на квадратный метр ну просто зашкаливает.
The Comet Is Coming
Это джазовое трио подарило одно из самых захватывающих выступлений первого дня. Когда Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings) отыгрывает свое пятиминутное соло на тенор-саксофоне, трудно поверить, что такая техника и такие импровизационные способности вообще возможны. За последнее десятилетие саксофонист Шабака зарекомендовал себя как один из самых сильных участников британской импровизационной сцены. Его разносторонние интересы и сногсшибательный исполнительский уровень позволяют Хатчингсу органично сочетать работу в афробит-проекте Sons of Kemet, авант-джазовом Shabaka and The Ancestors и, наконец, в танцевальной формации The Comet Is Coming, которую он создал с клавишником Дэном Ливерсом и барабанщиком Максом Халлеттом. Это очень динамичная, резкая и безупречно интересная музыка, в которой Шабака берет на себя партии как солирующего инструмента, и так и ритм-секции. Мелодия иногда перерастает во что-то отдаленно напоминающее восточные мотивы, которые невероятно сплетаются между собой как узор персидского ковра, уходит в свинг или регги, а иногда звучит как настоящий индастриал. Трио словно бы без особых усилий создает свой техно-джазовый, полный импровизаций и пьянящего счастья концерт, но под конец Шабака уходит со сцены совершенно мокрый.
Viagra Boys
Шведская панк-группа выглядит точь-в-точь как кучка сорок с лишним лет мужчин с afterparty-вечеринки, вывалившаяся на сцену по недоразумению. Лучшее в Viagra Boys - вся группа просто феноменально отрывается на сцене: вы получаете именно то, чего можно ожидать от хорошего панка.
Солист Себастьян Мерфи (Sebastian Murphy) с оттопыренным задом, без рубашки и с огромным животом отплясывает на сцене так, словно это его последний концерт.
”Последний раз я был здесь, когда мне было 20 лет, и я был молод” - произносит со сцены Мерфи, который в свои 33 выглядит он на все 50. Его окружают растянувшийся саксофонист в кетаминовой футболке, синтезаторщик в спортивных штанах и ковбойской шляпе и настоящий герой группы - басист, превративший финал выступления в полный хаос.
Foals
Повзрослевшие вместе с Sziget “жеребцы” (так переводится их имя с английского), снова ставшие квартетом, едва отыграли час. Впрочем, толпа перед сценой была настолько небольшой, что не стоила стараний. Официальный повод для гастролей - альбом периода локдауна "Life Is Yours", однако в программе прозвучали и такие хиты, как "My Number", "Wake Me Up" и, конечно, всем известный зонг "Mountain at My Gates". Однако толпу расшевелить так и не смогли. Группе почти двадцать лет, и это было ощутимо…
Florence + the Machine
У Сигета есть свои любимые голоса. Кроме Билли Айлиш (Billie Eilish) и Lorde, которые стали “новинками” этого года, в число хедлайнеров уже в третий раз вошли Florence + the Machine. Впервые Флоренс Уэлч выступила на Sziget в 2015 году, а в этом году привезла в Венгрию программу "Dance Fever".
Концерт начинается с появления на сцене огромных декораций, напоминающими викторианский дом с привидениями: закутанные в белое канделябры. Затем, пританцовывая, влетает босая Флоренс в воздушном коралловом платье и весь партер радостно взвизгивает: звучит "Heaven Is Here". Голос Уэлч все с годами не растерял силы и теплоты, а еще она невероятно харизматична и охотно общается с публикой: бегает вверх-вниз и прыгает, спускается к своим поклонникам на песне "Big God", лаская девушек в цветочных венках, стоящих в первом ряду.
Во время "Dog Days Are Over" певица просит всех "наконец убрать этот чертов телефон и оставить это прекрасное воспоминание в голове.”
- Я все еще вижу людей с телефоном в руках, - строго говорит Флоренс, указывая вдаль, и толпа устремляет нахмуренные взоры в сторону нарушителей. Звучат и другие обязательные хиты, от "Ship to Wreck" до "Hunger" и на бис - "You’ve Got The Love to Shake It Out", и Флоренс все это время такая близкая и настолько магическая вживую, насколько это можно представить.
Bonobo
Было несколько удивительно наблюдать, что организаторы поместили Bonobo в FreeDome в полпервого ночи. К нашей радости, оказалось, что поздний старт не отпугнул публику. Было такое ощущение, что на этот концерт пришло как минимум в два раза больше зрителей, чем часом ранее на The Comet Is Coming. Используя элементы оформления сцены и туманную затемненность зала, Саймон Грин, также известный как Bonobo, создал удивительно комфортный бэкграунд для своего фирменного коктейля из мрачной электроники и нежных мелодически партий. Bonobo уже довольно давно перестал быть человеком-оркестром: его состав представляет собой полноценную группу, состоящую из двух клавишников, барабанщика, гитариста, духовой секции и певца в дополнение к Грину, и такой сет-ап отлично работает вживую. Были моменты, где Грин переходил на даунтемпо или включал томительные инструментальные партии, но все они сработали отлично. Так что Bonobo по-прежнему является одним из лучших примеров того, как донести на сцену электронную музыку, сделанную силами живых инструментов и крутых людей.
11 августа
Cеледочная вечеринка Imagine Dragons, розовое с черным Yungblud и послевкусие Jamie XX.
Пересекая знаменитый мост на остров во второй день, очень резко ощущаешь контраст с предыдущим концертным днем. Кажется, население фестивальной “деревни” увеличилось раз этак в 5. И даже поодаль от главных площадок приходится тесниться с толпой, а на лужайках в буквальном смысле негде яблоку упасть. Среди хедлайнеров дня - Imagine Dragons, безусловно, одно из самых громких имен на острове, это уже их пятое выступление в Венгрии.
Yungblud
26-летний британец Доминик Харрисон в последние годы стал заметным игроком в жанре поп-панк и эмо-рэп. Он легко покоряет таблоиды со своим узнаваемым противоречивым образом: накрашенные глаза и ногти, несколько женственные наряды и наигранная грубость.
Трансляция на главные экраны начинается из бэкстейджа, откуда исполнитель в камеру посылает воздушный поцелуй. И вот спустя мгновение он влетает на сцену в футболке с надписью Doll и розовых гетрах. Его музыка - этакое манерное смешение My Сhemical Romance и Blink-182. И в этом состоит парадокс: несмотря на юный возраст, от Доминика веет какой-то ностальгией.
Толпа оценила иронию и весело отжигала под хиты Yungblud. Было видно, что он - не случайный разогрев перед Imagine Dragons, а вполне самостоятельный артист. Yungblud умело заводил аудиторию на протяжении всего выступления и даже пригласил фанатов присоединиться к нему на сцене, чтобы, обнявшись, вместе с ними исполнить последние ноты.
Imagine Dragons
Сразу становится понятно, что концерт Imagine Dragons будет селедочная вечеринка, где насладиться хорошей музыкой очень сложно, а попасть к сцене можно только уже находясь в непосредственной близости от нее. Пришлось довольствоваться экранами, и это несколько снизило удовольствие: большинство посетителей фестиваля видели столько же Imagine Dragons, сколько они видели бы дома, при просмотре клипа. Пожалуй, куда больше выиграли те, кто смотрел трансляцию концерта онлайн.
Тем не менее группа постаралась сделать этот концертный опыт незабываемым: начала с "My Life" и "Believer", а дальше так и пропела весь концерт хором с толпой.
Из последнего альбома, который пришелся весьма не по душе публике, прозвучали только "Bones" and "Sharks", в остальном же группа доверилась давно известным хитам.
В визуальном плане Imagine Dragons полностью положились на Дэна Рейнольдса, который, недолго думая, оголяется до торса уже к третьему номера и поет без рубашки на протяжении всего сета, щедро осыпая всех комплиментами. Нужно отметить, что группа использует различные визуальные эффекты по максимуму и весьма профессионально работает со светом. Зал осыпают конфетти на песне Natural, дымовые пушки взмывают ввысь перед припевом "Believer", гигантские шары пускаются в пляс по рукам зрителей.
Перед "Demons" Рейнольдс берет небольшую паузу, чтобы донести до публики важность сохранности психического здоровья. Сам музыкант неоднократно рассказывал в интервью, как страдал от депрессии. На песне "Radioactive", которая звучит почти под закат концерта, буквально весь зал задерживает дыхание вместе с солистом на строчке ‘I’m breathing in the chemicals’.
Финал ребята все же не дожали: завершающей песней стала "My Life".
Не хватило какой-то кульминации, которой можно было достичь, скажем, с самым любимым хитом последних лет "Thunder".
Зато "дожали" организаторы, зачем-то перекрывшие главный мост, соединяющий остров с Большой Землей, "по соображениям безопасности". В итоге многие зрители не могли выбраться с острова на протяжении полутора часов. Выиграли те, кто не торопился попасть домой: их ожидал отличный сет!
Jamie ХХ
The ХХ в свое время стали своеобразным феноменом инди-поп музыки начала 2010-х. В последние годы все три участника группы по уши заняты сольными проектами.
Jamie ХХ считается основателем и изобретателем музыкального стиля The ХХ. Его дебютный сольный альбом "In Colour", выпущенный в 2015 году, прекрасно передает авторский почерк и демонстрирует способность Джейми плавно объединять электронные биты с проникновенными мелодиями. Было весьма увлекательно слушать переплетение танцевальных битов с разными шумовыми эффектами и сэмплами. К сожалению, FreeDome снова был заполнен только наполовину, - тем не менее, те кто имел шанс послушать выступление Джейми вживую, однозначно насладились полученным опытом.
Продолжение следует
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)