SZIGET  Sziget-2015. Часть 2. How Big, How Blue, How Beautiful.

Репортаж Звуков с Sziget: Florence + The Machine, alt-j, Onuka, Enter Shikari и многие другие.

Читайте отчёты с других фестивальных дней:
День 1: Бескомпромиссная жара и Робби Уильямс

Если рассматривать видимые отличия в устройстве фестиваля этого года от предыдущего – их немного. Часть неконцертных площадок поменяли местоположение, в этом году нет колеса обозрения, VIP-сектор от главной сцены отдалили, увеличив на пяток тысяч предельную её зрительную вместимость. Кроме того, по примеру иных фестивалей (например, такая вещь есть на Primavera Sound), пространство непосредственно от сцены до звукорежиссерской "вышки" разделено на левый и правый сектор этаких «Фан-зон», вход в которые находится сбоку. Немного изменена логистика "едален" и "выпивален". В общем, косметические изменения, а также учет опыта предыдущих лет.

В этом году на Sziget немало музыкантов из Украины – ввиду известных событий, появление филиала фестиваля в Киеве отложено на неопределенный срок, но культурный обмен между странами продолжается. Среди зрителей инди-принцессы своей страны Onuka, наверное, все украинцы, приехавшие на остров, но и не только они. Наталья Жижченко выступает с любопытным лайн-апом – духовое трио (2 тромбониста, один из которых иногда берёт в руки трембиту, и валторнист), ответственное за басовую часть музыки (да-да), бандурист, и три девушки на авансцене, справляющиеся с электронными ударными, сэмплерами и прочими хитрыми железками. Англоязычная модная электроника со вкраплениями национальных мотивов идёт у зрителей на ура, англоязычные же слушатели, стоявшие впереди меня, оживленно обсуждали, что украинской музыки доселе они не слышали, но эта группа – то, что надо. Хит на рiдной мове "Мiсто" так же принимают на отлично, особенно восторженно принимая моменты, где Жижченко играет на сопилке, а группу в итоге зовут на бис – нонсенс для маленькой Europe Stage.

Пора перейти к музыке, также ведомой женщиной, но калибра покрупнее. Florence + The Machine окончательно ушли от ореола сказочности в сторону семидесятнических рок-традиций – отсюда и характерное оформление сцены, и минимальное использование экранов на бэкграунде, да и сама Флоренс, выглядящая обаятельно, но артистически отстранённо, как и все рок-дивы тех времен. Ну и песни с нового альбома “How Big, How Blue, How Beautiful” созвучны стадионным масштабам, и хит-синглы с него принимаются публикой так же восторженно, как прежние “Cosmic Love” или кавер на “You’ve Got The Love”. В живом концерте Флоренс есть место и ностальгическому моменту, из-за источников вдохновения, и искренней живости (в один момент рыжеволосая дива позвала на сцену десяток фанатов пообниматься), ну и рок-н-ролльных резвости и масштаба в достатке, куда без них. После этого альбома и тура Флоренс окончательно укрепилась в самой высшей лиге современной массовой музыки, и заслуженно.

Вовремя сбежав с сета англичанки (правда, пропустив обязательную “Dog days are over”), успеваю на финальную часть сета Future Islands. За американцами следит преступно малое количество зрителей по причинам объяснимым (играть одновременно с Флоренс, всё-таки, так себе участь), но от того менее обидными не становящимися. Свой залихватский инди-рок немолодые мужчины играют резво и с такой самоотдачей, будто бы им по 18, а фронтмен Сэмьюэл Ти Хэрринг (Samuel T. Herring) со своими в чем-то неловкими и ненаигранными ужимками и телодвижениями по-особенному обаятельно хорош. Мне везет – на конец припасены одни хиты, и под “Seasons (Waiting on you)” и “Spirit” публика реально сходит с ума в немногочисленном, но сильно едином порыве.


Проследовавшие далее Jungle собрали, за неимением альтернатив, уже довольно значимую толпу, но сходу не смогли справиться со звуком второй по величине площадки (что любопытно – звук отличный строго на всех площадках фестиваля, кроме этой). Басы перетягивают все внимание от паточно-фанкового грува, который двое британских белых ребят передают с детальностью и сочностью темнокожих (которые, к слову, на бэк-вокале). Ближе к середине какой-никакой звуковой баланс найден, а группа нежданно уходить в чуть ли не психоделические импровизации, которые нанизываются на всё тот же неизменный «черный» ритм. Что же, и на этом хочется второй день закончить, даже несмотря на следовавший далее сет Infected Mushroom.

Gogol Bordello довелось открыть программу третьего дня фестиваля (по совместительству, официального первого) в сорокоградусную жару – не самая, признаться, оптимальная температура для отвязных и бескомпромиссных плясок, мысли о которых при озвучивании группы появляются в голове сами собой. Тем не менее, Евгений Гудзь залихватски выпрыгивает на сцену, сходу распивает винище из бутылки, и начинает «чесать» на своей акустике сходу раскочегаривая прячующуюся в тени сцены публику. Через пяток песен, включающих ядреную смесь балканщины, панк-рока и постсоветского колорита, зрители уже забывают про тень, и заполняют пространство перед сценой целиком, дружно прыгая под очередное «хоп-хоп-хоп». Гудзь в экстазе мечется туда-сюда по сцене, раскидывая гитары и стойки, а группы лучше для такой жары, пожалуй, сходу и не вспомнить. Но даже такой специфический коктейль может надоесть – вот, как автору этих строк, и части публики, также ретировавшейся со второй части выступления. Но таковых было объективное меньшинство, а остальные рубились до конца – несмотря на столбик термометра.

В сравнении с московским концертом статистика вновь не на стороне The Horrors – и тут на них более, чем скромная явка, а группа, при этом, и на фестивале не впервые, и занимает не худший слот. Их сет – расширенный вариант того, что было на Пикнике Афиши, квартет всё так же себе на уме и будто бы не замечает вялый отклик с небогатой посещаемостью. Однако в конце лидер группы Фэрис с разбега прямо из-за кулис сигает в присутствующих у сцены, и, расталкивая их, пробирается сквозь толпу, примерно в сторону бара. Видимо, заливать откровенно несправедливый приём – всё-таки The Horrors в своей нише звучат очень увесисто и сочно.

Украинский рейд на Sziget продолжает один из главных пунктов этнического музыкального экспорта страны ДахаБраха. Квартет эпично сочетает драйвовый движ «трайбала» с национальными корневыми песнопениями и мотивами, причем не на уровне красивых виньеток, украшающих европейский звук, как днём ранее у Onuka (нисколько ей не в укор, главное – впечатляющий итоговый результат), а как основная и движущая сила. К такой музыке интерес узкоспециализирован, но на точечном уровне крайне высок, поэтому слушали украинский квартет с почтением и вниманием, а когда ритм ускорялся до натурального гопака – люди перед сценой весело шли в пляс. Украинцев, кстати, было меньше, чем днём раньше, но публики вообще для второстепенной сцены было немало.

К своему стыду (или радости) о группе The Script до недавнего времени я ничего не знал. Но, конечно, моя личная осведомлённость на показатели популярности никак не влияет – ирландское трио (а на самом деле – квинтет) продолжает топтать дорожку нового стадионного поп-рока, во многом стерильного, но в такой же степени выверенного, поэтому действующего на ЦА как попадание в десяточку. Смазливый фронтмен, прилипчивые мотивы, и, пройденное группой Coldplay вдоль и поперек ещё на втором альбоме звучание. Тем не менее, всё перечисленное работает, ну и в обаянии группе не отказать – конечно, открытием, как год назад Imagine Dragons, они для меня не стали, но хотя бы стало ясно, что они делают на главной сцене.

Меня всё ещё удивляют метаморфозы, произошедшие с коллективом alt-j, звучавшем очевидно камерно и на первых своих записях, и на концертах в их поддержку. Сегодня же на них собралось достаточно людей, чтобы перестать сомневаться в справедливости их нового статуса хэдлайнеров. Сет на Примавере дал мощную заявку, выступление на Сигете – окончательно убедило. Деликатная живая индитроника, поданная в нужном ракурсе, вполне может качать тысячи зрителей разом. Но, справедливо говоря, некоторые моменты казались откровенно затянутыми (но их спасало простое технически, но интересное визуальное решение со световыми пушками и экранными эффектами).

Пока англичане доигрывали свой сет на главной сцене, на А38 уже вовсю резвились Enter Shikari. Что-то показалось мне в их выступлениях общим – возможно, в каких-то аспектах alt-j «недокручивают ручки», у их земляков из ES, наоборот, - все выкручено вправо. Эпический пост-хардкор с доходчивыми мелодиями, ритмическими сбивками, а также вставками из электронных «дропов» в записи я слушать по собственной воле не могу никак, живьем же это обретает самую доходчивую форму, пока тысячи голов раскачиваются в альтернативном экстазе. Где-то увиденный мной тезис, что «Шикари» - это Linkin Park 2010-х, на концертах подтверждается на все сто. Во-всяком случае, подходы одинаковые, с поправкой на время и тенденции. Так что как и LP были кумирами у нынешних тридцатилетних 13 лет назад, так и англичан нынешние юноши гордо (и заслужено, получается) поднимают на щит.

Хотелось завершить день скорым российским гастролёром Tyler, The Creator, но первый полноценный фестивальный день сил дожидаться его не оставляет, поэтому закончился для автора этих строк очередной жаркий день в Будапеште бодрым сетом резидента знаменитого лейбла Kompakt Ги Боратто (Gui Boratto). Ги умело сводит минимал-техно, а прибывающая с главной сцены публика принимается танцевать так активно, будто длительного концертного дня и вовсе не было. Пока идешь пешком со сцены «Колизей», состоящей из деревянных паллетов, встречаешь как минимум ещё пяток дискотек на небольших площадок и у баров, где Сигет для зрителей вовсе не кончается последним концертом на главной сцене, а, наоборот, является разогревом для бурной и весёлой ночи.

Продолжение следует

13.08.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: