ИЗ ЖИЗНИ  Право судить

Почему такие критики, как Владимир Познер, нужны конкурсу талантов и чему они могут научить

Владимир Познер - маститый журналист, ведущий собственной передачи на Первом канале, респектабельный интервьюер с огромным опытом,- стал катализатором "телеинклюзивности" на российском телевидении, запустив в обществе широкую дискуссию. Журналист вызвал массовое недовольство аудитории в качестве члена жюри телешоу "Минута славы". Оценивая выступление одноногого участника телепроекта Евгения Смирнова, Познер сказал на камеру, что этот номер - искусство и подвиг. "Я восхищен вами абсолютно, но, как мне кажется, есть запрещенные приемы, - сказал Владимир Познер. - Когда человек выходит, как вы, без ноги, то невозможно сказать нет. Нет защиты против этого - ну просто сил нет". Далее Познер сообщил, что его очень "задевает", когда в искусстве используют такие приемы. Он первым среди жюри проголосовал против участия Смирнова в шоу, подав пример Ренате Литвиновой, которая выдала откровенно отвратительную тираду, назвав танцора "ампутантом" и предложив ему "пристегнуть вторую ногу".

То, что произошло дальше, многие наблюдатели назвали "двухходовкой": Первый канал провел в прямом эфире процедуру примирения Смирнова и Познера, после чего провел голосование за выбор российского участника конкурса Евровидение - и началась некрасивая эпопея с Юлией Самойловой, певицей в инвалидной коляске. При этом у многих создалось впечатление, что реакцию публики тестировали, и, получив удовлетворительный уровень накала страстей, проект запустили в работу. Чувства самой Юлии при этом, судя по всему, никого не волновали.

Давайте посмотрим, почему именно реакция Познера интересна - и почему важно понять, что именно имел в виду почтенный телеведущий. Владимир Владимирович всегда отличался особой, доверительной манерой общения в эфире; гости и зрители его интервью всегда отмечают, что он крайне внимателен к собеседнику. Познера вряд ли можно заподозрить в особом неприятии инвалидов - он провел детство в Америке, где инклюзия - норма общественной жизни. Тем не менее, он счёл возможным указать, что Евгений, выступая в шоу, пользуется своим положением. Телеведущий назвал это запрещенным приемом, пояснив: "Там, где главным и, пожалуй, единственным мерилом успеха является субъективное (пусть экспертное) мнение судьи, такие вещи, как сочувствие, сострадание, восхищение не могут не играть роли."

Свою роль как журналиста Владимир Познер видит довольно четко, но следует ей не всегда. В недавнем интервью он сказал: "Хорошего журналиста от плохого отличает стремление к максимальной объективности, к честности, к предоставлению максимальной информации (а не только той, которая ему "нравится"), понимание своего долга перед аудиторией и хотя бы наличие дара, если не таланта. Современная журналистика довольно давно превратилась в пропаганду, когда журналист "работает" на какую‐то точку зрения, которую требует от него либо государство, либо частный хозяин".
Сложно предположить, что подобной точки зрения будет придерживаться журналист, работающий на Первом канале. К тому же, Познер - это не журналист -расследователь. Каждый выход на публику - это плод работы огромного штата редакторов и фактчекеров, собирающих данные о гостях эфира. Сам Владимир Владимирович всегда отличался крайней осторожностью в оценках. Мы уверены, что перед тем, как высказываться на тему номера Смирнова, он узнал его биографию. И выяснил, в частности, что в 2015 году Евгений участвовал в другом телешоу - "Танцы" на ТНТ. Дуэтом с однофамилицей Дарьей Смирновой он исполнил похожий номер на музыку Макса Фадеева. Танцор также исполнял номер без протеза, хотя вышел на сцену на костылях, и сорвал овации зала. А в шоу на Первом Евгений, по сути, повторил успех.

Как и в случае с Юлией Самойловой, так и в случае с Евгением Смирновым речь идет о том, что оценка зрителей шоу изначально запрограммирована,- на что и указал Познер. Его высказывание можно услышать так: если вы - за равенство возможностей, будьте готовы к тому, что судить ваше выступление будут по гамбургскому счету. И это будет происходить даже в такой эмоциональной сфере, как музыка. Таким образом, получается, что сами инвалиды, приходя на шоу, выступают за инклюзивность, а общество им в этой инклюзивности отказывает.

Сейчас, когда продолжается скандал с "Евровидением", мы можем продолжать эксплуатировать эмоции и требовать особого отношения для участницы с инвалидностью, которой Украина отказала во въезде. А можем - побыть немного Познером и трезво оценить шансы России с этой участницей и этой песней (ведь Евровидение - конкурс песни). Шансы, как оценивают букмекеры, невелики: публика не верит, что Россия может войти с этой песней в десятку.

Сам Владимир Познер тем временем продолжает работу журналиста и ведущего: только что он вернулся из поездки в Дубаи, где провел авторский вечер и получил в подарок от слушателей хоккейную форму, а также предложение стать лицом местного клуба. Как говорит Познер, его "по-прежнему больше всего интересуют реальные люди, а не символы и функции". Перед поездкой он живо интересовался: "Каковы те русские, которые живут там, отличаются ли они о тех, кто живет в Германии, Англии, Америке?"
Познер не боится говорить о том, что думает и чувствует, ему интересны иные точки зрения, поэтому и вопросы своим собеседникам он часто задает неудобные.

29.03.2017, Михаил БАСМАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: