ИЗ ЖИЗНИ  А подарочки - для тех, кто хорошо кушает

Об истории корпоративных праздников с России и том, почему ни один указ президента не способен изменить ситуацию на рынке ивент-бизнеса.

Тренд сезона: в связи с непростой экономической ситуацией госкомпании активно секвестируют бюджеты и отказываются от помпезных новогодних гуляний. Даже Администрация Президента официально отказалась от проведения новогоднего корпоратива на несколько миллионов рублей, а Госдума сэкономила на артистах, скинувшись по пять тысяч и спев караоке. Тем не менее, практически в каждой организации при планировании годового бюджета статья расходов "новогодний корпоратив" включается в обязательном порядке. Обойтись без торжественного гуляния практически невозможно.
За две недели до 1 января в барах и ресторанах невозможно найти приличное место: повсюду появляются таблички «Закрыто на спецмероприятие». Всю ночь в баре будет грохотать музыка, красиво одетые люди будут странно себя вести, а к служебному входу нет-нет да подъедет машина с той или иной звездой. Это – безудержный новогодний корпоратив, и чтобы прекратить веселье, потребуется нечто большее, чем указы Президента.

История корпоративов в России

История корпоративных концертов в их нынешнем виде восходит к концу 80-х годов, когда первые бизнес-структуры начали заказывать на праздники в рестораны популярных эстрадных певцов. Генеалогия корпоративов, по сути, восходит к купеческим гуляниям с цыганами и медведями, а также к профессиональным праздникам советской поры.
В конце 90-х и начале 2000-х корпоративный бум достиг своего пика: на частных мероприятиях в Москве выступал весь цвет современной музыки – как российской, так и зарубежной. Ходили слухи (не лишенные основания) о безумной новогодней ночи в ресторане "Прага", где Мэрайю Кэри (Mariah Carey) сменил Джордж Майкл (George Michael), а завершил вечеринку Энрике Иглесиас (Enrique Iglesias). Журналисты Звуков иногда становились свидетелями странных шоу, в ходе которых, к примеру, выступление Принца (Prince) на дне Рождения одного крупного инвестиционного фонда прошло незамеченным, так как все ждали выступавшую следом за ним Земфиру. Об эксклюзивных шоу в Куршевеле и вовсе ходят легенды. Сегодня подобная вечеринка - скорее, ненужная роскошь, нежели безусловное правило, но обязательные приглашения корпоративных звезд – неизменная часть любого Нового года, проведенного в компании коллег и деловых партнеров.

Корпоративный бизнес

С точки зрения бизнеса, организация корпоративных мероприятий – такой же концертный и промоутерский бизнес, как и организация билетных шоу, разве что куда менее предсказуемый с точки зрения содержания шоу и более предсказуемый с точки зрения доходности. Если на концерте более-менее понятно, что может произойти, пока на сцене выступает звезда, то корпоратив часто превращается в высоко рискованное предприятие. Никто не застрахован от подвыпившего гражданина (или даже нескольких), в особо ответственный момент желающего пообщаться с любимым артистом. Зато агентство-ивентер, как правило, чувствует себя более уверенно в финансовом плане: оно не зависит от билетных сборов, поскольку получает фиксированный агентский сбор за букинг артиста и организацию мероприятия.

Корпоратив – всегда совмещение нескольких жанров, больше всего он напоминает большой сборный концерт, совмещенный с кейтерингом. Где еще вы можете увидеть на одной сцене известного телеведущего, предлагающего всем поучаствовать в забеге в мешках, звезду рок-музыки, поющую три раза подряд один и тот же хит, никем не узнанную зарубежную поп-звезду, одиноко сидящую в углу зала? Только на корпоративе.

Со временем в стране сформировался отдельный пул артистов, которых условно можно назвать "корпоративными звездами". Некогда мэтр советского кабацкого шансона Михаил Звездинский определил для себя "семидневный рабочий год": Рождество, Новый год, Восьмое марта, Первое мая, День Победы, Пасха и Седьмое ноября. Именно в эти дни певец выходил на сцену ресторанов и получал гонорары, позволявшие ему безбедно существовать все оставшееся время. Сегодня поп-звезды 80-х и 90-х могут парой десятков "елок" обеспечить себе относительно стабильную жизнь до следующего Нового года. Это, кстати, касается и тех, у кого в запасе ровно один хит, зато узнаваемый. В Новый год найдется работа и для Ромы Жукова с Сергеем Васютой.

Эксперты: никакого спада нет.

Российские промоутеры, плотно работающие в области организации корпоративов и букинга артистов, единодушно признают, что в декабре 2013 года никакого спада корпоративной активности не наблюдается: компании не стараются сэкономить на приглашении крупных звезд, хотя просто это не афишируют. Звуки опросили несколько компаний, работающих в области ивент-бизнеса, и получили абсолютно идентичные ответы от разных экспертов.

Табриз Шахиди, “Империя музыки”: ” В этом году предновогодний корпоративный бум начинается аж с 6 декабря, так как ближе к 31 декабря гонорары артистов выше и большинство из топ-50 звезд российской сцены уже заняты и работают на двух-трех площадках за вечер. Размеры гонораров у самых востребованных артистов только растут, но в большинстве случаев сопоставимы с прошлогодними. Что касается западных артистов, то звезды 80-х выступают достаточно часто, так как территория СНГ - это единственная территория, где они еще хоть как-то продаются. Западные артисты первого эшелона (как и раньше) доступны только самой высшей касте заказчиков и чаще всего выступают на частных днях рождения и свадьбах. Важно отметить, что существуют очень достойные западные артисты, гонорары которых сопоставимы с гонорарами топовых российских артистов, но очень большие расходы на привоз таких звезд (прежде всего – их райдер) останавливают заказчиков корпоративных мероприятий от приглашения. Как показывают текущие даннные нашей программы iBooking, гонорары звезд выросли почти во всех жанрах, но именно расширившийся выбор останавливает российских артистов от того, чтобы взвинчивать цены".
Алексей Симонов, "Праздники.Ру": "Многие корпоративы, которые проходят в декабре, были оплачены заказчиками еще в мае-июне. Поэтому многие компании не отменяют их еще и потому, что это означает существенную потерю денег. Однако многие артисты, которые находятся "в обойме", действительно ощутили на себе спад интереса - связано это, в первую очередь, с тем, что их заменяют европейскими кавер-бэндами и диджеями."
Роман Унгуряну, Caviar Lounge: ”Условно говоря, почти ничего не изменилось. Разве что раньше компании были готовы платить любые деньги за любимого артиста, то сегодня часто слышишь: "Хотим - Мадонну, но у нас бюджет только на Киркорова". В итоге этим все и заканчивается: клиент берет русского артиста за существенно повышенные гонорары”.

Определяющую роль в организации корпоративов по-прежнему играют бюджет и сценарий мероприятия. Часто продуманный праздник с не очень дорогими артистами может выглядеть куда эффектней и интересней хаотичного веселья с несколькими крупными звездами.
Табриз: ” Самым «слабым» звеном в любом торжестве является плохой сценарий и/или отсутствие оного. В это трудно поверить, но многие клиенты, которые решились сделать для себя день рождения или свадьбу, понятия не имеют, что это чуть ли не главная составляющая мероприятия. С другой стороны, насыщенность сценарного плана и его привлекательность напрямую зависит от бюджета. Ведь оформление зала, в примеру (а стоимость таких услуг иногда доходит до 2 миллионов рублей), это тоже часть концепции. Исполнение хорошего сценария командой профессионалов тоже очень важная составляющая любой красивой идеи”.

Ориентироваться в сумасшедшем мире "елочных" цен (естественно, возрастающих накануне праздника) довольно легко: в минувшем году сразу несколько ивент-компаний открыли свои прайс-листы (в частности, "Империя музыки" запустил сервис iBooking), что позволяет посмотреть примерный уровень цен на того или иного артиста (от музыканта до ведущего) и понять, насколько он по карману заказчику. Прозрачность рынка позволяет пресечь демпинговые ситуации, когда один и тот же заказчик порой пытается договориться с одним и тем же артистом через event-агентство и его директора, постепенно сбивая цену.

Прогнозы: корпоративный бизнес продолжит рост, но будет тщательно зашифрован.

Когда стали известны цифры, которые госкорпорации тратят на корпоративы, этот факт не ускользнул от внимания главы государства. Владимир Путин уже заявил, что он лично не против корпоративов, но бюджетные деньги тратить на них не следует: пусть сотрудники сами "сбрасываются" на корпоратив.

Цифры, которые привела организация "Народный фронт" касательно размеров затрат госкорпораций на корпоративы, не зря шокировала Путина. По приведенной статистике Внешэкономбанк выделил на корпоративы 50 миллионов рублей, РЖД — 45,5 миллиона рублей, нефтедобывающее предприятие "РН-Юганскнефтегаз" — более 26 миллионов рублей. За ними вплотную идут Сбербанк с 25-миллионным контрактом и Банк Москвы с бюджетом около 19 миллионов рублей. Естественно, что в следующем году к госкорпорациям будет повышено внимание в части надзора за расходованием средств, в том числе - и в части финансирования праздников и развлечений. От помпезных гуляний госкорпорациям придется отказаться. И даже умение "спрятать" бюджет в таких статьях расходов как "услуги по организации отдыха", вероятно, не окажется панацеей.

Что же касается частного бизнеса и иных коммерческих компаний - здесь каких-либо изменений не предвидится. Более состоятельные заказчики смогут "выписать" на праздник артистов из верхних строчек хит-парадов (цена услуг певицы Натали в нынешнем году выросла раза в четыре). Остальные будут довольствоваться "бюджетными" вариантами: кавер-бэнды или ди-джей.
В любом случае, музыканты без работы не останутся, а клиенты получат свое обязательное веселье. Корпоративы стали такой же неотъемлемой традицией официального праздника как елка, икра, мандарины и "Ирония судьбы". И если кто-то вдруг скажет: "А у нас в компании корпоратива не было", то его, скорее всего, просто не поймут. Ну, в самом деле, как же это так – в Новый год, да без елочки?! Вернее, без корпоративчика...

26.12.2013, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: