Вчера в пресс-центре ИТАР-ТАСС представители Министерства культуры, видные звезды и управленцы отечественного кинематографа, а также член совета Российского Союза Правообладателей (РСП), ранее известный как Председатель совета директоров Российского Авторского общества (РАО) и Член совета ВОИС (Всероссийской организации интеллектуальной собственности) Сергей Федотов постарались объяснить журналистам, чем полезен 1% сбор. А также рассказать о гуманности этого "типа налога" (цитата из выступления замминистра культуры РФ Екатерина Чуковской) по сравнению с общемировой и европейской практикой.
Как следовало из довольно долгого вступления к пресс-конференции, налог с устройств, которые позволяют воспроизводить, записывать и копировать аудиовизуальные произведения, был предусмотрен российским законодательством еще в 1993 году. По сути, он представлял собой простую кальку с западной правоприменительной практики (помните знаменитый налог на видеомагнитофоны и видеокассеты? - ноги растут именно оттуда). Но в "лихие" 90-е было как-то не до сбора вознаграждения в пользу авторов, никто толком не представлял себе механизма этих сборов, не было организации, которая бы могла отвечать за подобный сбор. Да и техника для воспроизведения и копирования была очень ограничена: форматы mp3 или avi пока еще были в диковинку, компьютер и мобильный телефон были не во всякой русской семье, а те граждане, которые собирались их купить, то наблюдали по телевизору за расстрелом Белого дома, то переживали дефолт. В общем, как-то было не до того. И тем, кому денег алкалось, и тем, кто не торопился с ними расставаться.
И вот Никита Сергеич Михалков, чью должность или заслуги перечислять было бы явным излишеством, спустя 16 лет добрался, наконец, до Дмитрия Анатольевича Медведева. Последний - тоже довольно известный персонаж. Как рассказал в своем комментарии Звукам.Ru уже после пресс-конференции глава РАО и один из активных деятелей совета РСП Сергей Федотов, озабоченный судьбой ветеранов советского кино Михалков рассказал Медведеву о неработающей норме законодательства, которая позволила бы ветеранов советского кино поддержать не только народной любовью, но и народными деньгами. Эту же партию озвучила на пресс-конференции народная артистка РСФСР и член Совета РСП Ирина Мирошниченко. Мол, как было бы прекрасно, если бы с каждого показа "17 мгновений весны" Вячеслав Тихонов получал хоть какие-то деньги. Наверняка бы, поделилась своими соображениями актриса, сюжеты про последние дни замечательного актера были бы куда менее трагичными. В общем, давление на жалость сработало. Дмитрий Анатольевич сочувственно покачал головой (твиттера у него тогда не было) - и механизмы заработали. 14 сентября 2010 года Правительство Российской Федерации подписало Постановление № 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". Русский народ быстро сориентировался и окрестил новую подать "михалковским налогом".
Впрочем, на пресс-конференции участники старательно избегали слова "налог". Во-первых, сбором налогов может заниматься только государство. РСП же организация общественная. Во-вторых, дважды платить налог на одну и ту же продукцию нельзя. Точнее, незаконно. А вся продукция, упомянутая в перечне Постановления № 829, уже и так облагается налогом на добавленную стоимость. Так что новый сбор был назван "вознаграждением". Выкрутились. В пресс-релизе мероприятия была особо оговорена гуманность данного вознаграждения – всего 1%, в европейских странах он составляет 4-8 процентов. В Венгрии, как сказала Екатерина Чуковская, подобное "вознаграждение" отчисляют не только производители-продавцы техники, но и производители углеводородного сырья из которого делаются болванки. И подробно расписана структура расходов: 15% собранных средств будут расходоваться на текущую деятельность РСП, 85% - распределяться между правообладателями – авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и аудиовизуальных произведений. Если взять остаток средств за 100%, то 40% должно направляться авторам музыки и кино, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям фонограмм. Отчет о расходовании средств будет регулярно отправляться в Министерство Культуры: по закону - не позднее июня следующего года.
Было очень заметно, что на вчерашней пресс-конференции не было никого из представителей музыкальной индустрии. Но, как пояснил Сергей Федотов, День Милиции внес свои коррективы в состав участников. Милиционеры задержали всех умеющих говорить акул шоу-бизнеса для исполнения их непосредственных обязанностей – торжественного пения в кругу тех, чья служба на первый взгляд как будто не видна. Пришлось даже спросить: не потому ли, что новое постановление - плод лоббистских усилий российских кинематографистов, а музыканты тут вообще не причем? Оказалось, что нет: музыканты в лице РАО очень даже причем.
Это - если вкратце и исключительно по официальной стороне дела. Теперь по неофициальной.
Тут нет места для шуток: есть музыканты, у которых нет эфиров, есть музыканты, которые являются локальными знаменитостями, но никогда не замахнутся всероссийский эфир. Их переписывают с болванки на болванку, записывают на мобильные телефоны и скачивают из интернета, но ни эфиров, ни больших релизов, подотчетных РАО у них нет. А деньги – уплочены! В общем, условностей в вопросе выплаты огромное количество, но как их сможет преодолеть РАО, никому из наблюдателей и потенциальных получателей средств не понятно. Ясно, что Юрий Антонов свой профит получит. В этом можно не сомневаться. А вот какой-нибудь скромный клубный коллектив из города Урюпинска – нет. Потому что слишком много усилий придется сделать РАО, чтобы его найти. Он тоже – жертва больших чисел. Ведь занятие выплатами Антонову приносит большие числа, а сбор средств в пользу начинающих металлистов из Брянска – нет. Не "увидит" подобная статистика и "вирусных" музыкантов типа Налича, и Лемондэй: успех большинства независимых звезд крайне редко носит "многоразовый" характер.
В общем-то, это, наверное, и есть самая главная претензия, которую можно и нужно направлять лоббистам нового постановления. Несоответствие абсолютности сборов и выборочности выплат, которые при всех усилиях со стороны РАО так никогда и не придут к соответствию реальности. Деньги в качестве сбора с меня возьмут и за Бориса Моисеева, и за металлиста из Брянска. Но если до Бориса деньги, возможно, дойдут, то металлист из Брянска их точно никогда не увидит. Потому что про него знают только в Брянске. И как сделать так, чтобы про него узнали в РСП за те 15%, которые будут потрачены на их деятельность, пока непонятно никому. Нет у металлиста договора с РСП: no dogovor - no money. То же самое касается и производителей независимого видеоконтента, допустим, юмористических роликов или самодеятельных пародий для YouTube. Интеллектуальный продукт они производят, деньги в их пользу взимаются, а дойдут до них вряд ли, поскольку надо ради этого подписать бумагу с РСП.
Впрочем, одной бумаги мало. РСП же еще надо как-то определить, сколько денег надо выплатить металлисту из Брянска, составить по нему статистику и т.д., и т.п. Короче, условный Антонов опять не в накладе, условные "БрянскМеталТеррорЧернозем" - опять в пролете.
И можно было бы, наверное, завести речь о грантах – действительно выборочной поддержке деятелей культуры на конкурсной основе. Но, пожалуй, не будем. Желающие узнать, что нас ждет в этом случае, могут ознакомиться с историей поддержки отечественного кино. Особенно - патриотического. Там поддерживают такие безусловные шедевры, которые, как в анекдоте про стройбат, "такие звери", что их даже зрителям не показывают. В итоге о постановлении Правительства №829 можно сказать только одно. Это – очередная полумера, приятная исключительно тем, кто занимается авторскими сборами, а также тяжеловесам музыкального и кинематографического бизнеса. Ни независимый музыкант, ни независимый кинематографист могут пока ни на что не надеяться. А вот Никита Сергеевич Михалков и Юрий Михайлович Антонов станут в будущем году еще немного богаче. Давайте им позавидуем.
Oliver JACKSON (1933)
John TCHICAI (1936)
Jacques DUTRONC (1943)
Steve KHAN (1947)
Willie COLСN (1950)
Chuck LEAVELL (1952)
Jimmy BARNES (1956)
Roland GIFT (1961)