ИЗ ЖИЗНИ  Налог больших чисел

"Михалковский налог" начинает рекламную кампанию. Представители Министерства культуры, видные звезды и управленцы отечественного кинематографа, а также член совета Российского Союза Правообладателей и Член совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности Сергей Федотов постарались объяснить журналистам, чем полезен однопроцентный сбор. А также рассказать о гуманности этого "типа налога" по сравнению с общемировой и европейской практикой. Получилось не очень убедительно.

Вчера в пресс-центре ИТАР-ТАСС представители Министерства культуры, видные звезды и управленцы отечественного кинематографа, а также член совета Российского Союза Правообладателей (РСП), ранее известный как Председатель совета директоров Российского Авторского общества (РАО) и Член совета ВОИС (Всероссийской организации интеллектуальной собственности) Сергей Федотов постарались объяснить журналистам, чем полезен 1% сбор. А также рассказать о гуманности этого "типа налога" (цитата из выступления замминистра культуры РФ Екатерина Чуковской) по сравнению с общемировой и европейской практикой.

Как следовало из довольно долгого вступления к пресс-конференции, налог с устройств, которые позволяют воспроизводить, записывать и копировать аудиовизуальные произведения, был предусмотрен российским законодательством еще в 1993 году. По сути, он представлял собой простую кальку с западной правоприменительной практики (помните знаменитый налог на видеомагнитофоны и видеокассеты? - ноги растут именно оттуда). Но в "лихие" 90-е было как-то не до сбора вознаграждения в пользу авторов, никто толком не представлял себе механизма этих сборов, не было организации, которая бы могла отвечать за подобный сбор. Да и техника для воспроизведения и копирования была очень ограничена: форматы mp3 или avi пока еще были в диковинку, компьютер и мобильный телефон были не во всякой русской семье, а те граждане, которые собирались их купить, то наблюдали по телевизору за расстрелом Белого дома, то переживали дефолт. В общем, как-то было не до того. И тем, кому денег алкалось, и тем, кто не торопился с ними расставаться.

И вот Никита Сергеич Михалков, чью должность или заслуги перечислять было бы явным излишеством, спустя 16 лет добрался, наконец, до Дмитрия Анатольевича Медведева. Последний - тоже довольно известный персонаж. Как рассказал в своем комментарии Звукам.Ru уже после пресс-конференции глава РАО и один из активных деятелей совета РСП Сергей Федотов, озабоченный судьбой ветеранов советского кино Михалков рассказал Медведеву о неработающей норме законодательства, которая позволила бы ветеранов советского кино поддержать не только народной любовью, но и народными деньгами. Эту же партию озвучила на пресс-конференции народная артистка РСФСР и член Совета РСП Ирина Мирошниченко. Мол, как было бы прекрасно, если бы с каждого показа "17 мгновений весны" Вячеслав Тихонов получал хоть какие-то деньги. Наверняка бы, поделилась своими соображениями актриса, сюжеты про последние дни замечательного актера были бы куда менее трагичными. В общем, давление на жалость сработало. Дмитрий Анатольевич сочувственно покачал головой (твиттера у него тогда не было) - и механизмы заработали. 14 сентября 2010 года Правительство Российской Федерации подписало Постановление № 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". Русский народ быстро сориентировался и окрестил новую подать "михалковским налогом".

Впрочем, на пресс-конференции участники старательно избегали слова "налог". Во-первых, сбором налогов может заниматься только государство. РСП же организация общественная. Во-вторых, дважды платить налог на одну и ту же продукцию нельзя. Точнее, незаконно. А вся продукция, упомянутая в перечне Постановления № 829, уже и так облагается налогом на добавленную стоимость. Так что новый сбор был назван "вознаграждением". Выкрутились. В пресс-релизе мероприятия была особо оговорена гуманность данного вознаграждения – всего 1%, в европейских странах он составляет 4-8 процентов. В Венгрии, как сказала Екатерина Чуковская, подобное "вознаграждение" отчисляют не только производители-продавцы техники, но и производители углеводородного сырья из которого делаются болванки. И подробно расписана структура расходов: 15% собранных средств будут расходоваться на текущую деятельность РСП, 85% - распределяться между правообладателями – авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и аудиовизуальных произведений. Если взять остаток средств за 100%, то 40% должно направляться авторам музыки и кино, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям фонограмм. Отчет о расходовании средств будет регулярно отправляться в Министерство Культуры: по закону - не позднее июня следующего года.

Было очень заметно, что на вчерашней пресс-конференции не было никого из представителей музыкальной индустрии. Но, как пояснил Сергей Федотов, День Милиции внес свои коррективы в состав участников. Милиционеры задержали всех умеющих говорить акул шоу-бизнеса для исполнения их непосредственных обязанностей – торжественного пения в кругу тех, чья служба на первый взгляд как будто не видна. Пришлось даже спросить: не потому ли, что новое постановление - плод лоббистских усилий российских кинематографистов, а музыканты тут вообще не причем? Оказалось, что нет: музыканты в лице РАО очень даже причем.

Это - если вкратце и исключительно по официальной стороне дела. Теперь по неофициальной.

  • Пресс-конференция так и не дала никакого представления о механизме расчета выплат. Никто из присутствовавших так и не смог внятно объяснить, из чего будет складываться формула расчета вознаграждения тому или иному автору или правообладателю. Особенно тому, что далек от эфира, а через сеть распространяется как горячие пирожки. А за последние годы народилось целое поколение таких авторов. Правда, Сергей Федотов пообещал, что для этого будут задействованы все возможные механизмы, включая институты по изучению общественного мнения, рейтинговые агентства и так далее. Это с серьезным лицом, кстати, говорится в стране, где до сих пор нет ни одного внятного чарта продаж. Иными словами, как собирать деньги – уже понятно, как их распределять - пока не понятно никому. Ни Минкульту, который заявлен в качестве контролера, ни обществу, с которого будут брать это дополнительно-принудительное вознаграждение. Общество, может, и не против платить свои деньги любимым актерам и музыкантам. Но хотелось бы как-то яснее понимать, как и кому, сколько и почему. Так с деньгами все-таки приятнее расставаться. Пока же понятно лишь, что с ними придется расстаться.

  • При этом с деньгами придется расстаться, несмотря на то, что вы можете ничего чужого не копировать и не записывать. Скажем, использовать домашний компьютер и CD-болванки исключительно для сочинения и записи собственной музыки. Все равно, как метко сказала Екатерина Чуковская, в данном случае – вы жертва закона больших чисел. Большинство населения, покупая технику и расходные материалы, способные записывать и копировать, обязательно воспользуется этой функцией. И дело тут не в презумпции виновности, а закреплении очевидного факта: все копируют музыку с дисков на комп или в плеер, режут на болванки для магнитолы в машине и т.д, и т.п.. Это вещь, довольно очевидная, даже если речь идет о добросовестных покупателях легального контента. А если учесть, что тиражированием по нынешнему законодательству является даже простое воспроизведение - то в этом случае лиц, свободных от действия данного постановления, нет даже де-факто.

  • Но если в сборах с граждан есть эта непробиваемая абсолютность, с которой придется смириться, то делиться будут не со всеми. А с теми, кого посчитают. Точнее, с авторами, исполнителями и производителями, зарегистрированными в уполномоченных организациях. В случае с музыкантами это - в первую очередь, РАО. И хотя вчера они были страшно радушны, гостеприимны, а Сергей Федотов даже пригласил Звуки.Ru для подробного разговора о механизмах сбора и распределения денег, собираемых РАО, надо признать, прекрасная маркиза, что тут все не так хорошо. РАО не раз ловили на ошибках в их реестре, а анекдот про поиск РАО групп Animal Джаz и Рада и Терновник стал почти классическим. Для того, чтобы в распределении средств соблюсти ту же абсолютность, что и в сборах, РАО нужно бы проводить по нескольку переписей населения России в год!

    Тут нет места для шуток: есть музыканты, у которых нет эфиров, есть музыканты, которые являются локальными знаменитостями, но никогда не замахнутся всероссийский эфир. Их переписывают с болванки на болванку, записывают на мобильные телефоны и скачивают из интернета, но ни эфиров, ни больших релизов, подотчетных РАО у них нет. А деньги – уплочены! В общем, условностей в вопросе выплаты огромное количество, но как их сможет преодолеть РАО, никому из наблюдателей и потенциальных получателей средств не понятно. Ясно, что Юрий Антонов свой профит получит. В этом можно не сомневаться. А вот какой-нибудь скромный клубный коллектив из города Урюпинска – нет. Потому что слишком много усилий придется сделать РАО, чтобы его найти. Он тоже – жертва больших чисел. Ведь занятие выплатами Антонову приносит большие числа, а сбор средств в пользу начинающих металлистов из Брянска – нет. Не "увидит" подобная статистика и "вирусных" музыкантов типа Налича, и Лемондэй: успех большинства независимых звезд крайне редко носит "многоразовый" характер.

    В общем-то, это, наверное, и есть самая главная претензия, которую можно и нужно направлять лоббистам нового постановления. Несоответствие абсолютности сборов и выборочности выплат, которые при всех усилиях со стороны РАО так никогда и не придут к соответствию реальности. Деньги в качестве сбора с меня возьмут и за Бориса Моисеева, и за металлиста из Брянска. Но если до Бориса деньги, возможно, дойдут, то металлист из Брянска их точно никогда не увидит. Потому что про него знают только в Брянске. И как сделать так, чтобы про него узнали в РСП за те 15%, которые будут потрачены на их деятельность, пока непонятно никому. Нет у металлиста договора с РСП: no dogovor - no money. То же самое касается и производителей независимого видеоконтента, допустим, юмористических роликов или самодеятельных пародий для YouTube. Интеллектуальный продукт они производят, деньги в их пользу взимаются, а дойдут до них вряд ли, поскольку надо ради этого подписать бумагу с РСП.
    Впрочем, одной бумаги мало. РСП же еще надо как-то определить, сколько денег надо выплатить металлисту из Брянска, составить по нему статистику и т.д., и т.п. Короче, условный Антонов опять не в накладе, условные "БрянскМеталТеррорЧернозем" - опять в пролете.

    И можно было бы, наверное, завести речь о грантах – действительно выборочной поддержке деятелей культуры на конкурсной основе. Но, пожалуй, не будем. Желающие узнать, что нас ждет в этом случае, могут ознакомиться с историей поддержки отечественного кино. Особенно - патриотического. Там поддерживают такие безусловные шедевры, которые, как в анекдоте про стройбат, "такие звери", что их даже зрителям не показывают. В итоге о постановлении Правительства №829 можно сказать только одно. Это – очередная полумера, приятная исключительно тем, кто занимается авторскими сборами, а также тяжеловесам музыкального и кинематографического бизнеса. Ни независимый музыкант, ни независимый кинематографист могут пока ни на что не надеяться. А вот Никита Сергеевич Михалков и Юрий Михайлович Антонов станут в будущем году еще немного богаче. Давайте им позавидуем.

  • 11.11.2010, Игорь ЛИСНИК (ЗВУКИ РУ)

    ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: