Когда на просторах музыкальных медиа попадается статья о "трендовой музыке нового сезона", обычно это означает недвусмысленный сигнал к тому, чтобы немедленно перестать тратить на статью (и само издание) свое время.
Выбросьте этот журнал. Удалите эту закладку из браузера. Внесите этого автора в черный список. Он не любит вас. Он никогда не любил музыку. Он, скорее всего, либо выдает желаемое за действительное (тренд, который он провозглашает, существует только в его воображении), либо пытается широким жестом коммивояжера впарить вам то, что пользователи HypeMachine пережевали и выплюнули еще пару месяцев назад.
И тем не менее, тенденции в музыке (не путать с "трендовой музыкой"!) существуют, и эти подводные течения совсем не обязательно выносят на поверхность новые стили. Геометрия музыкального пространства - то, как люди записывают, распространяют, оформляют, продают и, в конце концов, слушают музыку - меняется на наших глазах настолько стремительно, что игнорировать эти изменения невозможно. Мы и не будем. Мы постараемся зафиксировать эти изменения настолько тщательно, насколько явно они позволяют себя обнаружить.
Вот всего несколько трендов, формировавшихся в течение декады 2000-х и окончательно дозревших к этому году:
Реконструкторы
Ностальгия по музыке прошлого приобретает новые черты: точная и искусная имитация не только не вызывает отторжение, а напротив - становится короткой дорожкой к сердцам слушателей, не заставших времена, когда жили и творили "оригиналы". Ник Завриев рассуждает об исполнителях, реставрирующих звучание отдельно взятых групп и эпох, а Павел Сурков рассказывает об одном из самых заметных реконструкторов десятилетия.
Новые старые инструменты
Общий подъем фолка (в частности его кривого зеркала, анти-фолка) способствовал поискам новых инструментов - выбор способов разнообразить свой саунд у фолкеров все-таки сравнительно невелик. Самое простое решение (читай - простой в освоении инструментарий) оказалось самым популярным, и на авансцену вышла легонькая гавайская гитарка со смешным названием "укулеле". Вика Базоева изучила прошлое и настоящее экзотического инструмента.
Короткие альбомы
Цифровая эра позволила исполнителям выпускать релизы, практически не ограниченные по времени - покуда серверы и жесткие диски слушателя выдерживают, альбом можно сделать хоть двух-, хоть пяти-, хоть двадцатичасовым. Однако на практике выясняется, что пользователю нужно всего-ничего, и пластинки длиной в 30 минут его вполне устраивают, а потому музыку выгоднее выпускать по принципу "лучше меньше да чаще". Ник Завриев - о коротких альбомах как примете нового времени.
Жанровая миграция
Сегодня он играет, а завтра... завтра его никто не будет слушать. Джаз, некогда бывший синонимом молодой и прогрессивной музыки, теряет авторитет и популярность среди молодого поколения. Грустную статистику поднимает Юрий Ильин.
А тем временем Феликс Сандалов говорит о другой, не менее значимой тенденции: разрушении границ всех тяжелых жанров. "Умный металл" разнес все стилистические преграды, освободив себя... и уничтожив.
Что мы будем слушать завтра? - Как обычно, все прогнозы будут несостоятельны. Одно очевидно: скучно не будет! Слушайте музыку и делитесь с нами своими наблюдениями.
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)