ТЕХНИКА  Невидимые гиганты

Большинство стриминг-сервисов не позволяют музыкантам загружать свои записи напрямую - только через дистрибьюторов. Кто эти дистрибьюторы и как их выбирать? Читайте обзор Звуков!

До 2005 года заветной целью музыкантов был контракт со звукозаписывающим лейблом. С момента появления цифровых платформ место лейблов постепенно заняли Spotify, Apple Music, iTunes и другие стриминговые сервисы. С увеличением потока желающих продавать свои треки и iTunes, и Spotify перестали заключать контракты с музыкантами напрямую. Теперь этим занимаются и лейблы, и новые прокси - цифровые агрегаторы.

Большинство агрегаторов берет за свои услуги процент. Но если у музыканта нет фан-базы, обеспечивающей десятки тысяч прослушиваний ежемесячно, контракт с прокси может стать для него ловушкой.

Обычно дистрибьюторы предлагают музыкантам три вида контрактов: подписку с ежегодным обновлением, оплату за каждый отдельный релиз или процент от компенсации со стороны стримингового сервиса.

Сегодня мы расскажем о самых популярных цифровых агрегаторах музыки и о том, на что обратить внимание, подписывая контракты с ними. Это особенно актуально для российских инди-музыкантов, которые из-за войны оказались отрезанными от традиционных каналов дистрибуции и чья аудитория рассредоточена по разным странам.

TuneCore

Наиболее известный сервис, работающий со Spotify, Apple Music, TikTok, YouTube, Tidal, Tencent, Amazon Music и Beatport. Tunecore публикует музыку на 150 площадках, включая российские Яндекс.Музыку и Zvooq.

Сервис работает по годовой подписке $14,99 в год на одного артиста, но за публикацию на Beatport потребует $8,99 в месяц (плата взимается раз в год). Все права и роялти остаются за теми, кто публикует треки.
Если вы хотите выступить в роли лейбла, то длянего предусмотрен отдельный план - 29,99 доллара. Предполагается, что лейбл зарабатывает на артистах, так что более высокая цена ожидаема.
За $75 можно подписаться на услуги по полному издательскому администрированию опубликованных релизов - т.е. TuneCore будет осуществлять операции по сбору всех роялти. За это сервис берет комиссию в размере 15-20%.
Релиз попадает на стриминговые платформы в течение 5-10 дней. Коды UPC и ISRC генерируются бесплатно.

Недостатки платформы: TuneCore не предусматривает лицензирования кавер-версий чужих песен. А самое неприятное - просрочка платежа означает удаление всех ваших треков со всех стриминговых платформ.

Distrokid

Топовый дистрибьютор, который также работает по подписке, - за 22,99 доллара в год. Поддерживает iTunes/Apple Music, Spotify, Pandora, Amazon Music, YouTube Music, Tidal, Deezer, iHeartRadio, BeatPort и другие. Полный список доступен здесь.

Загруженная вами музыка попадает на стриминговые платформы в течение недели. Коды UPC и ISRC генерируются бесплатно. Музыкантам также предлагается генератор промо-арта и автоматизированный мастеринг с использованием AI.
Поддерживается лицензирование каверов, но за отдельные деньги - $12 в год за песню.
За дистрибьюцию на BeatPort вы заплатите Distrokid $9,99 в месяц.

Как и в случае с TuneCore, просрочка платежа означает удаление треков с платформ.

CD Baby

Этот дистрибьютор - один из старейших. Он взимает 9,99 доллара за каждый отдельный релиз, помогает с распространением физических носителей. С другой стороны, он предлагает меньше функций, чем конкуренты, не сотрудничает с Beatport и довольно много берёт за лицензирование каверов.

CD Baby работает со всеми ключевыми мировыми площадками - Spotify, Apple Music, Amazon Music, Youtube, но российские платформы в списке дистрибуции отсутствуют.

Ditto

За 20 долларов в год Ditto предлагает разместить неограниченное количество релизов, бесплатные коды UPC и ISRC и публикацию в течение недели. Работать в качестве лейбла предлагается, естественно, за отдельные деньги. Но это даёт некоторые преимущества - например, в функционал включена предустановленная дата релиза. Первый месяц - демонстрационный, за него деньги не взимаются.

Ditto работает с Beatport на общих основаниях. Но с кавер-версиями туда лучше не соваться: их лицензирования не предусмотрено.
Дистрибьютор сотрудничает с 89 площадками, включая VK.com и Яндекс.Музыку.

LANDR

LANDR стала одной из первых площадок, которая начала предлагать музыкантам автоматизированный мастеринг. Сверх этого они предлагают "курируемые" плагины для обработки звука и виртуальные инструменты, а также библиотеку сэмплов.

За дистрибьюцию LANDR просит 23,99 доллара и публикует треки на Spotify, Apple Music, Youtube Music, Amazon Music, Tidal, Instagram, TikTok, Shazam и множестве других площадок.
За BeatPort придётся платить отдельно.

Что касается времени релиза, то LANDR тут, кажется, самый медленный - публикация нового трека может занимать до 14 дней. Зато и с отменой подписки опубликованная музыка какое-то время остаётся доступной, а не удаляется сразу.

Songtradr

За 19 долларов в год Songtradr предлагает неограниченное количество релизов на одного артистаа, публикацию за 5-10 дней, а также генерацию арта и идентификатор Youtube Content ID.

Поддерживается дистрибуция на Beatport, лицензирование каверов и бесплатная генерация кодов UPC/ISRC.
Однако кодами можно воспользоваться только при использовании тарифного плана Pro (49 долларов в год) и выше, в рамках которого допускается неограниченное количество релизов для нескольких артистов - до десятка. При Sync-лицензировании музыки (т.е. выдаче прав на её использование в чужом контенте) Songtradr удерживает 40% выплат при тарифе Lite (19 долларов вв год), но только 20%, если речь идёт о тарифе Pro.

Дистрибьютор утверждает, что работает более чем со 150 площадками, хотя список, представленный в разделе Support, выглядит куда короче. Но этом может быть связано с обилием субсервисов у некоторых крупных вендоров.

А если задаром?

Не все цифровые агрегаторы платные. Но с бесплатными необходима определённая осторожность.

Например, платформа Anti-Joy предлагает бесплатный базовый план для одного артиста, бесплатные коды, генератор обложек и промо, и даже позволяет бесплатно распространять кавер-версии. Плюс к этому доступен ИИ-мастеринг, бесплатная дистрибуция на Beatport и сохранение записей на стриминговых сервисах в случае отмены подписки.
Релиз оформляется в течение недели. Платные тарифы начинаются от 19,99 долларов в год и зависят от количества артистов.

При этом Reddit наполнен руганью в адрес Anti-Joy - вплоть до прямых обвинений в мошенничестве, неоправданных банах и удержании невыплаченных средств. Это не может не вызывать озабоченности.

Amuse, в свою очередь, бесплатно предлагает публикацию не более одного трека в месяц, да и то с задержкой до 28 дней.
Платные тарифы у этого агрегатора начинаются с 19,99 доллара в год, зато с неограниченным количеством релизов, публикацией треков не позднее, чем через две недели после изначальной загрузки, поддержкой в пределах 72 часов, идентификатором "проверенного артиста" в Spotify и т.д.
Музыка остаётся на платформе, даже если пользователь отказывается от подписки или переходит на более дешёвый тариф.

OneRPM - единственная из всех платформа с сайтом на русском языке. До 2020 года компания даже подписывала контракты с российскими исполнителями, но начиная с 2021 года ни одной публикации об этом на сайте нет.

Как дистрибьютор, OneRPM не взимает никаких предварительных выплат с клиентов, но удерживает 15% комиссию со всех выплат.
Среди поддерживаемых платформ - Spotify, Apple Music, YouTube, Яндекс.Музыка, BOOM, VK Music, TikTok, OK Музыка ("Одноклассники", да), Deezer, Tidal и другие, всего - 60 площадок. C Beatport компания не сотрудничает.

Bandcamp

Нельзя не упомянуть и ставший легендарным сервис, хотя Bandcamp - в первую очередь, музыкальный хостинг. Он позволяет бесплатно загружать треки в неограниченных количествах (при бесплатном использовании - только по одному за раз), назначать собственную цену за треки и за целые альбомы. Слушатели могут покупать и скачивать файлы или прослушивать музыку через Сеть в потоковом режиме.

Комиссия Bandcamp составляет 15%, но как только продажи достигают 5000 долларов, комиссия снижается до 10%. Кроме того, Bandcamp позволяет торговать мерчем напрямую. То есть, страница исполнителя - это его или её собственный музыкальный магазин.
Отдельным достоинством Bandcamp для меломанов является изобилие музыки, доступной только на этой платформе.

Существенных усилий в продвижении музыки, которую в огромных количествах публикуют на платформе ежедневно, Bandcamp сам по себе не предпринимает. У него есть подобие главной страницы - Bandcamp Discover, - куда в случайном или полуслучайном порядке залетают новые или не очень релизы и где можно искать записи по категориям и тэгам. Но этим дело и ограничивается. Вопрос продвижения полностью лежит на плечах самих артистов.


Преимущества цифровых агрегаторов для инди-музыканта

Независимо от того, считаетесь ли вы новым или уже состоявшимся артистом, дистрибьюция при помощи цифровых прокси дает вам больше возможностей для продвижения:
- Получите шанс представить свою музыку глобальной аудитории
- Повысите узнаваемость своего имени
- Получите дополнительные источники дохода
- Получите доступ к аналитике, которая подскажет, какие из ваших треков находят больший отклик у аудитории
- Сможете выпускать музыку по своему графику
- Сохраните творческую самостоятельность
- Получите обратную связь от слушателей
- Сможете общаться и сотрудничать с другими музыкантами и продюсерами
- Поддержите платформы, способствующие развитию независимой музыки.

Удачных релизов!

21.05.2024, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: