VAMPIRE WEEKEND  Альбом недели: "Only God Was Above Us"

Сергей Степанов - об агрессивной, но обнадеживающей оде Нью-Йорку прошлого века

В понедельник, 8 апреля, Эзра Кениг (Ezra Koenig) отметил 40-летие, а ведомая им группа Vampire Weekend - заодно и полное солнечное затмение, отыграв в Остине первый концерт в поддержку ее пятого полнометражного альбома "Only God Was Above Us". Его название - заголовок статьи в нью-йоркской газете 36-летней давности, о направлявшемся в Гонолулу "Боинге", у которого в разгар полета сорвало крышу. Его содержание и - в большей степени - визуальная эстетика инспирированы Нью-Йорком XX века, а в его звучании сложно не услышать те или иные намеки на возвращение к корням группы - опять-таки нью-йоркским.


От этих самых корней Vampire Weekend в последние годы и впрямь слегка оторвались. Полюбовно расставшись сначала с афропопом и уорлдбитом (на своей третьей, самой захваленной пластинке "Modern Vampires of the City"), а затем с мультиинструменталистом и продюсером Ростамом (Rostam), на альбоме "Father of the Bride" пятилетней давности группа стала по сути сольным проектом Кенига - вдохновленным любимыми им джем-бендами вроде Grateful Dead и переездом в Калифорнию, но, что немаловажно, напрочь лишенным тщеславия. Скорее наоборот: по словам Эзры, таким образом он хотел защитить группу во время "сложнейшего переходного периода".

В целом справившись с этой задачей ("Father of the Bride" претендовал на "Грэмми" лучшему альбому года и выиграл вторую для VW статуэтку в нашей любимой категории "Лучший альтернативный альбом"), следующие пять лет Кениг провел, переезжая с места на место: новые песни записывались в Лос-Анджелесе, Лондоне, Токио - и да, Нью-Йорке. И если предыдущий альбом был самым солнечным и умиротворенным в дискографии группы, то тут она, по меткому замечанию обозревателя Uncut, "off its meds": бодрее, нервознее и грубее, чем когда-либо. "Интонационно это наша самая агрессивная запись", - соглашается Эзра в интервью Guardian.


Отсутствие Ростама (который появляется с продюсерским камео в одном из десяти альбомных треков) для Vampire Weekend, очевидно, не проблема. Во-первых, работающий с группой в третий раз подряд Ариэль Рекшайд (Ariel Rechtshaid) явно перерос статус приглашенного продюсера и давно кажется ее полноценным участником. Во-вторых, Кениг и сам вполне себе продюсер - в конце концов, его тестя зовут Куинси Джонс (Quincy Jones). Ну а существеннее всего того, что Vampire Weekend - снова группа: барабанщик Крис Томсон (Chris Tomson) и басист Крис Байо (Chris Baio) не только играют эти песни живьем, но и записали их в студии с Кенигом и Рекшайдом.

"Only God Was Above Us" - самая изобретательная и странная из пяти пластинок Vampire Weekend. Местами ее тянет в прошлое ("Connect" затевает ритмическую перекличку с "Mansard Roof", в "Pravda" звучат западноафриканские нотки, которых не было слышно со времен альбома "Contra"), порой - во что-то отдаленно напоминающее трип-хоп ("The Surfer", "Mary Boone"), а где-то - в совершеннейший прог. Изощренность музыки подкрепляют рассказываемые в песнях истории: особенно захватывает все та же "Pravda", чей "русский след" вдохновлен биографиями познакомившихся в СССР и живших в Нью-Йорке коллекционеров советского китча.


В отличие от предыдущих альбомов Vampire Weekend, новый не выпрыгивает из штанов, чтобы кому-то понравиться: добрые полчаса между его ударным стартом и выдающимся финалом - это абразивный, непредсказуемый и, чего греха таить, не всегда убедительный инди-рок для взрослых. Но что это за старт! Начинаясь со, страшно сказать, дисторшна (когда-то злейшего из врагов философии группы) и строчки "Fuck the world" (оказывающейся обманным маневром), "Ice Cream Piano" постепенно набирает скорость и превращается в идеально подходящее этой пластинке программное заявление. Лид-сингл "Capricorn" - умудренная опытом, красивая и элегантная сторона VW (и ранняя заявка на титул "Песня года").

И что это за финал! Восьмиминутная "Hope" - пожалуй, единственная из здешних песен, музыкальное происхождение которой - абсолютная загадка. Ее месседж, однако же, понятен уже из названия. "Если вы надеетесь на что-то конкретное, вас зачастую ждет разочарование, - рассуждает Кениг в том же интервью Guardian. - Но надежда как чувство или концепт каким-то образом оказывается превыше ее результата". Незадолго до того, как эта планета в который уж раз решительно сошла с рельсов, у Эзры и его жены, актрисы Рашиды Джонс, родился сын, и упрямый рефрен просто, но пышно аранжированной "Hope" звучит как простое, но необходимое напутствие ему и всем нам: "Our enemy's invincible / I hope you let it go".


Автор колонки - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

10.04.2024, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

VAMPIRE WEEKEND - свежие публикации: