На протяжении всего 2022 года эта рубрика, несмотря ни на что, рассказывала о самых нашумевших и наиболее интересных музыкальных новинках момента. Самое время напомнить о лучших из них - десяти выбранных автором Звуков Сергеем Степановым альбомах, которыми ему запомнился этот год.
№10
Let's Eat Grandma "Two Ribbons"
Несколько недель назад я ходил на концерт Let's Eat Grandma, где, кроме меня, было еще человек тридцать. То же самое я наблюдал и несколько лет назад, и тогда это можно было как-то объяснить: еще не все знали, что из тин-версии Cocorosie Дженни и Роза превратились в превосходную поп-группу с большими хуками. Теперь же за них прямо-таки обидно: пережив личную трагедию (от редкой формы рака умер бойфренд Дженни), Let's Eat Grandma вернулись взрослее, мелодичнее, сильнее, чем когда-либо, но, похоже, продолжают свое красивое падение through the cracks. Это, конечно, не дела: эти песни достойны большей аудитории, а структура пластинки (на первой стороне в основном синтипоп, тогда как вторая - сплошь баллады) добавляет ей очков за драматургию.
№9
Hermanos Gutiérrez "El Bueno Y El Malo"
Так, как этой, я новыми пластинками новых для себя групп не заслушивался со времен второго альбома Khruangbin, что говорит многое о ее чиллаут-характере, но не отменяет главного: свое ремесло - сочинять и в две гитары исполнять саундтреки к несуществующим спагетти-, мариачи- и каким угодно еще вестернам - братья Гутьеррес (их папа - швейцарец, а мама из Эквадора) освоили в совершенстве. В песне под характерным названием "Tres Hermanos" к ним присоединяется Дэн Ауэрбак (Dan Auerbach) из The Black Keys, и это не просто лучший альбомный трек, но и прозрачный намек на то, что у братьев может быть большое будущее: Ауэрбак - продюсер и издатель пластинки.
№8
Danger Mouse & Black Thought "Cheat Codes"
На пару лет исчезнув из поля зрения, наш любимый überproducer снова в деле - и в отличной форме. Заработав за это время 24 номинации на "Грэмми", Danger Mouse возвращается к сделавшему ему имя хип-хопу - в компании великого эмси Black Thought из не умеющей выпускать заурядных альбомов группы The Roots. Ну и если кто-то забыл или не знал, что Danger Mouse - чемпион популярной музыки по коллаборациям, то вот еще одна золотая медаль: пока продюсер на бис наводит свою фирменную фанк-соул-психоделию, его любимый рэпер атакует микрофон с исключительной техникой и редким артистизмом, от которых не отвлекают виртуозные камео Майкла Кивануки, Run the Jewels и покойного MF Doom.
№7
Nils Frahm "Music for Animals"
Трехчасовой альбом для наблюдения за водопадом или листьями на дереве сразу нашел во мне целевую аудиторию - в конце концов, всего семь лет назад еще один горячо любимый мной минималист Макс Рихтер (Max Richter) остановился в шаге от титула "Альбом года" с 8-часовым саундтреком к здоровому сну. У Фрама этот титул уже есть, и его новая работа никаких сверхзадач не ставит: он сам уточняет, что на подразумеваемые альбомной концепцией водопады "можно смотреть, а можно и не смотреть". Отличает Нильса от Макса и диапазон, благодаря которому Фрам может сочинить 3 часа новой музыки, обходясь без пианино и струнных: одними синтезаторами, звучащими, однако же, как целый эмбиент-оркестр.
№6
Nilüfer Yanya "PAINLESS"
Градус всеобщих восторгов по адресу моей любимой девушки с гитарой к ее второму альбому заметно снизился, что в принципе объяснимо: от первого он если и отличается, то самую малость. Это все тот же стилистически гибкий, жанрово флюидный инди-рок, прибавивший по части аранжировок (меньше лоу-фая, более лощеный продакшн), но слишком идиосинкратический, чтобы подобные детали обращали на себя чрезмерное внимание. Что в глаза бросается, так это уровень сонграйтинга - не просто доказывающий, что превосходный дебют Нилюфер не был счастливой случайностью, но приоткрывающий - и красиво заваливающий - совсем новые (для нее и других девушек с гитарами) горизонты.
№5
Kendrick Lamar "Mr. Morale & the Big Steppers"
Новости трехлетней давности намекали, что лауреат Пулитцера работает над "рок-альбомом", тизер-сингл накрутил очередное программное высказывание на семпл из Марвина Гея (Marvin Gaye), но Кендрик, как обычно, обманул и проигнорировал все ожидания, выпустив свою самую интроспективную и минималистичную (и наименее безотлагательную) пластинку. Главный рэпер современности не боится противоречий и не избегает красных флагов, вновь оправдывая свою репутацию визионера: и отчаянная перепалка с актрисой Тейлор Пейдж, и пронзительное камео великой Бет Гиббонс (Beth Gibbons) встраиваются в - и работают на - big picture.
№4
Kikagaku Moyo "Kumoyo Island"
Мой любимый атлет - футболист Эрик Кантона, помимо прочего, исполнивший то, что удается единицам, уйдя из сделавшей ему имя профессии на пике формы. Четверть века спустя его примеру последовали Kikagaku Moyo - адепты живописного, лучезарного стоунер-рока для тех, у кого не бывает плохих трипов. Вернувшись из Амстердама, где они провели последнюю декаду и основали отличный психоделический лейбл Guruguru Brain, в родной Токио, Kikagaku Moyo знали, что записывают свой последний альбом, и сработали на максимуме возможностей, фантазии и гибкости: от анатолийского рока до kosmische, от фрик-фолка до олдскульной психоделии.
№3
Wet Leg "Wet Leg"
Третья в этом веке группа, чья дебютная пластинка заработала по номинации на Mercury Prize и "Грэмми" в нашей любимой категории "Лучший альтернативный альбом" (две другие - Franz Ferdinand и Coldplay), Wet Leg и впрямь слишком неотразимы, чтобы пролететь ниже любых, даже самых неисправных радаров. Их первый сингл - с цитатой из "Mean Girls", шуткой про "big D" и вроде бы безобидным вопросом "what?", за год в эфире превратившимся из эротического полушепота в оргазмический вопль, - установил планку связанных с альбомом ожиданий на заоблачном уровне, но Wet Leg все нипочем. Это постпанк-ривайвл, где ключевое слово второе: дюжина цепких, дерзких, освежающе оригинальных и бесконечно остроумных песен, каждая из которых возрождает если не веру в будущее гитарной музыки, то как минимум интерес к ней.
№2
Arcade Fire "WE"
Этот год для Arcade Fire и большинства их поклонников состоял из двух, мягко говоря, неодинаковых половин. В первой вышел "WE" - вдохновленный одноименной антиутопией Замятина, повторяющий за Боуи, Боно, Боссом и группой Grandaddy, спродюсированный, к чему мелочиться, Найджелом Годричем (Nigel Godrich) и, в общем и целом, великий альбом о том, как жить, когда жить тревожно и страшно. Во второй пришлось жить с новостью, что соавтор "WE" и другой классики Arcade Fire Уин Батлер (Win Butler) - в лучшем случае creep, и сдавать билеты на их концерты. По итогам второй группа, возможно, выживет, но свой имидж группы-отличницы, группы-семьи, band of the people потеряла, видимо, навсегда. Отменяет ли это величие "WE"? Как видите, не для меня - но разочарование тех, для кого отменяет, я понимаю и разделяю.
№1
The Smile "A Light for Attracting Attention"
Наслушавшись песен с "A Light for Attracting Attention" задолго до его выхода и с ходу сравнив его с "Hail to the Thief", я полгода искал веские причины не назвать эту пластинку альбомом года (возможно, потому что "HTTT" я в свое время альбомом года назвал - несмотря на его неидеальный трек-лист и скромное место в каноне Radiohead). Главенство The Smile в иерархии сайд-проектов ГГПЗ™ неоспоримо - вероятно, потому что это не такой уж и сайд-проект. Ни для кого не секрет, что по части динамики внутри RH с альянсом Тома и Джонни может поспорить только союз Тома и Найджела. The Smile - вторая группа, где заняты все трое, и класс этих песен - не лучшая новость для первой, на чьей территории The Smile играют с легкостью, энтузиазмом и без предрассудков, не чураясь ни боевиков, ни медляков, ни клубных концертов.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)