ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2022: рок против тревог

Arcade Fire, Дуа Липа и трехдневная буря после трехлетнего затишья: Сергей Степанов - о 15-м фестивале Osheaga

Проводящийся с 2006 года, Osheaga Music and Arts Festival украшал мое лето 14 раз подряд - пока эта планета не сошла с рельсов, и ожидание 15-й "Ошихаги" не растянулось на три года. Единственным именем, роднившим афиши Osheaga 2020 (отменен из-за пандемии), Osheaga 2021 (отменен из-за пандемии) и Osheaga 2022, были Foo Fighters - группа, хедлайнерский сет которой организаторы фестиваля задумали и начали согласовывать много лет назад. 25 марта этого года, на заре прикрывающейся другими терминами бессмысленной и беспощадной резни, один из бывших авторов Звуков выложил у себя в телеграме песню Валерия Меладзе "Маменька", а я открыл фейсбук, увидел новость о смерти Тейлора Хокинса (Taylor Hawkins) - и впервые с позапрошлой жизни разрыдался в три ручья.

26 марта мне были кристально ясны три вещи: эта планета остается в чудовищном раздрае, экзистенциальная мощь песен Валерия Меладзе сильно недооценена, а единственное имя, не покидавшее лайнап 15-й "Ошихаги" с доковидных времен, придется заменить каким-нибудь еще. Слабым, но утешением для организаторов было то, что к этому моменту они к мучениям с хедлайнерами уже привыкли: до Foo Fighters им пришлось искать замены Кендрику Ламару (Kendrick Lamar), Лиззо (Lizzo), Post Malone и Cardi B, после - влипшему в очередную историю с законом A$AP Rocky. Слабым, но утешением для поклонников Foo Fighters стало то, что осенью в Лондоне и Лос-Анджелесе пройдут представительные трибьюты Хокинсу, а организующая их группа все еще не объявила о распаде.

Неслабым, но утешением для тех, кто заподозрил, что Osheaga может обойтись вовсе без рока, стали сменщики Foo Fighters во главе пятничного лайнапа - местные герои и авторы одного из лучших альбомов года Arcade Fire. Над главной сценой по такому случаю загодя повесили огромный диско-шар, но самое интересное поначалу происходило на сценах поменьше. Их расположение в очередной раз поменялось: например, наиболее камерная и моя любимая Tree Stage оказалась по соседству с мостом, который соединяет между собой две части острова Святой Елены и не пустует приблизительно никогда. Как следствие, англичанам King Hannah, чьи пустынные блюзы - это что-то среднее между Mazzy Star и ранней Эйнджел Олсен, пришлось порядочно постараться, чтобы их не глушил посторонний гул.

В свою очередь, третья (Valley) и четвертая (Green) сцены превратились в мини-копии первой (River) и второй (Mountain). Располагаясь по соседству, они тоже заняты в режиме нон-стоп: как только заканчивается сет на сцене слева, на сцену справа выходит новая группа. Одна из таких групп - Parcels - стала главным открытием пятницы: однажды сработавшись с Daft Punk (пять лет назад, при записи неальбомного сингла "Overnight"), австралийцы как будто приобрели у французов лицензию на звучание их бестселлера "Random Access Memories". Каждая вторая песня Parcels кажется в меру бессовестной интерполяцией "Get Lucky", все остальные - другие вариации на тему дискотеки 1970-х, под занавес сета прозвучала бойкая перелицовка хаус-ремикса "I Follow Rivers" Люкке Ли (Lykke Li) - так, вообще никуда не торопясь, Parcels успели заработать немало новых поклонников.

Совсем не впечатлили хваленые Turnstile, которые выглядят как завсегдатаи спортзалов и к середине первой же песни ("Mystery") спровоцировали ряд энтузиастов на слэм, но звучали так себе и в отсутствие Foo Fighters смотрелись в лайнапе одиноко и странно. Песне к четвертой шума из ничего стало так много, что я решил поспешить на концовку сета Charli XCX, в последний раз игравшей на Osheaga одной из первых и там же, где и Turnstile, а теперь занявшей третий с конца слот на главных сценах и осмелевшей настолько, что в ее сет-листе не нашлось места ни "Boom Clap", ни "Break the Rules". Вместо этого Чарли делала акцент на свой последний - самый мейнстримовый - альбом "Crash", много материлась, злоупотребляла басами и всячески демонстрировала желание - и готовность - вырасти в новую Леди Гагу.

Игравших предпоследними Yeah Yeah Yeahs и Arcade Fire роднило то, что хедлайнерами Osheaga они были в совсем другой для обоих - и фестиваля - жизни, в 2009 и 2010 году соответственно. Тогда инди-рок был основным - за явным преимуществом - фестивальным профилем, а вот в последние годы подобный дабл-билл на Osheaga, прямо скажем, редкость. Ну и если кто-то думал, что корней фестиваль держится из чистого упрямства, то вечер пятницы в этом переубедил на ура и ух. Карен О (Karen O) остается безукоризненной фронтвумен, от которой не оторваться с момента ее выхода на сцену, а ее готовая выпустить первый за 9,5 лет альбом - и начавшая с отличной новой песни "Spitting Off the Edge of the World" - группа сохранилась лучше подавляющего большинства соседей по страницам "Meet Me in the Bathroom".

"Under the Earth", "Zero", "Gold Lion", обязательная "Maps", не зря взятая во второй "Зверопой" "Heads Will Roll" - часовой сет Yeah Yeah Yeahs состоял из сплошных хайлайтов и, будь жизнь менее жестокой, оказался бы идеальным разогревом для Foo Fighters, но и к возвращению Arcade Fire подготовил как надо. Сходивший к парикмахеру и снявший, наконец, свою дурацкую шляпу Уин Батлер (Win Butler) поспешил помянуть добрым словом Хокинса и спеть полдюжины хитов разных лет, от "Neighborhood #1" до "Reflektor", чтобы в разгар шоу решительно сменить пластинку на новую - посвятив песням с "WE" добрых полчаса, треть которых ушла на исполнение карманной рок-оперы "End of the Empire".

За пару недель до Osheaga я очутился на парижском концерте Coldplay, где тоже были лазеры, конфетти, фейерверки и greatest hits. Но если Coldplay - безупречная стадионная машина, в концертном арсенале которой есть все, кроме желания рисковать, то Arcade Fire не боятся потерять часть аудитории, исполняя мало кому известный, но явно программный эпос (тогда как лучшую из новых песен Coldplay, 10-минутную "Coloratura", на их концертах не услышать). Характерным вышло и возвращение к старым песням о главном, первой из которых стала "This Heart's on Fire" Wolf Parade в исполнении ее автора - и нового концертного музыканта Arcade Fire - Дэна Бекнера (Dan Boeckner). Ну и как тут не вспомнить, что именно Wolf Parade были 16 лет назад самой первой группой, которую я услышал на самой первой "Ошихаге".

Как, всегда, феноменальную "Wake Up" завершали кода на тамбурине, зрительский хор и пролившийся, кажется, исключительно с этой целью дождь, после чего стало понятно: какими бы ни вышли суббота с воскресеньем, одной пятницы будет достаточно, чтобы 15-я Osheaga вошла в историю как полный и безоговорочный триумф. Суббота, справедливости ради, вышла так себе: трехлетняя ротация рэп-хедлайнеров (им в итоге стал Future) сделала кандидатами в MVP дня приятных во всех отношениях, но регулярно выступающих в Монреале и, честно говоря, более уместных в клубном антураже Khruangbin, Мицки (Mitski) и Caribou. В свою очередь, главными звуками дня оказались духовые (важнейший элемент сетов Arkells и Bleachers) и басы (психоделический даб Khruangbin и много хип-хопа), а его открытием - французский электронный дуэт Polo & Pan.

Шведка Туве Лу (Tove Lo) презентовала песни с грядущего альбома "Dirt Femme", Men I Trust добрались до панчлайна пандемической шутки, играя живьем свой "Untourable Album", Джек Антонофф (Jack Antonoff) отчаянно строил из себя Брюса Спрингстина, а Arkells исполняли расхристанный кавер на "Gimme! Gimme! Gimme!" ABBA, заодно цитируя и паразитировавший на нем хит Мадонны: "time goes by / so slowly - особенно в последние два года!" А лучшими были, как и ожидалось, Caribou, закрывавший программу электронной сцены животворной связкой из "You Can Do It", "Never Come Back" и "Can't Do Without You", и Мицки, чья двусмысленная жестикуляция и сценическая акробатика добавили в субботний лайнап соли, перца и современного танца.

Воскресенье довело до первой - и вряд ли последней - кульминации крепчавший много лет фестивальный тренд. Одним из трех хедлайнеров Osheaga с середины 2010-х исправно оказывается женщина, но если поначалу это были дивы, которым худо-бедно подходили приставки рок- или инди- (Флоренс Уэлч, Лорд, Лана Дель Рей), то в 2022 году лайнап фестиваля возглавила сертифицированная поп-звезда - помимо прочего, отыгравшая накануне перенесенный с зимы на лето сольник под сводами монреальского хоккейного 20-тысячника Дуа Липа (Dua Lipa). Уверенность в том, что именно так все и будет, меня посетила после ее предыдущего появления на фестивале - четыре года назад, в середине дня, но перед рекордной для него аудиторией, - и окрепла благодаря превосходной пластинке "Future Nostalgia".

Ну и надо, наверное, признать, что целевая аудитория Osheaga - это не страдающие рокизмом отцы тинейджеров, а собственно тинейджеры, которым чихать и на то, кто когда-то ходил в хедлайнерах Osheaga (The Flaming Lips и Sonic Youth, The Smashing Pumpkins и Бек), и на то, что с этим же самым сетлистом Дуа Липа в Монреаль приезжала меньше недели назад. Osheaga шагает в ногу с мейнстримом, и нелепо закрывать глаза на то, что только проклятая пандемия позволила избежать юбилейных хедлайнеров в лице Пост Мэлоуна и Карди Би. Непререкаемая крутизна фестиваля в том, что любой его лайнап - например, воскресный - по-прежнему в состоянии осчастливить и отцов, и детей.

Тему отцов и детей продолжила ирландская рок-группа Inhaler, чьему фронтмену подфартило быть сыном фронтмена другой ирландской рок-группы, Боно из U2. Элайджа Хьюсон (Elijah Hewson) очень похож на папу в молодости, и хотя песням Inhaler пока не хватает оригинальности, это компенсируется энергией и подкрепляется потенциалом. Звезда тиктока Ашникко (Ashnikko) заметила, что на Osheaga "жарче, чем у двух трахающихся в шерстяном носке крыс", и всего через несколько минут на Osheaga стало еще жарче: на сцену вышли Майк Керр (Mike Kerr) и Бен Тэтчер (Ben Thatcher). На полноценном концерте Royal Blood я хотел побывать давно и мечтал - с момента, когда застал феерическую концовку их сета на разогреве у Queens of the Stone Age.

На Osheaga Royal Blood разогревали не только Дуа Липу, но и Machine Gun Kelly с Glass Animals, но не смутились и отыграли образцовое часовое шоу со всеми обязательными остановками: "Come on Over", "Lights Out", "Trouble's Coming", Майк играет на басу, как будто это и бас, и лид-гитара, Бен шагает в толпу, Бен пьет дорогой алкоголь (тут это была текила Patrón), Бен швыряется барабанными палочками, Бен плюется дорогим алкоголем - ну и, куда без нее, "Out of the Black". Первая песня с первого альбома Royal Blood опять игралась последней, опять растянулась на пять или шесть (или семь или восемь) минут - и снова порвала на лоскуты, напоследок приложив риффом из "Iron Man" Black Sabbath.

Сеты girl in red, Люси Дейкус (Lucy Dacus) и даже Glass Animals после подобного всплеска адреналина промчались на автопилоте, а коллективному экстазу во время "Heat Wave" я без раздумий предпочел шанс занять место поближе к Green Stage, куда необъяснимым образом упекли авторов одного из лучших альбомов и лучшего дебюта года - англичанок Wet Leg. Первое в истории группы канадское шоу вышло таким образом немного камерным и на удивление расслабленным - возможно, потому что не на шутку расслабилась перед ним и взявшая на себя общение с аудиторией Риан Тисдейл (Rhian Teasdale). Впрочем, и сделавшего их дебютную пластинку хитом безудержного, заразного задора сету хватало - особенно во время "Oh No", "Angelica" и, разумеется, "Chaise Longue", чье секретное оружие - жаркое, волнующее "what?" - превратилось в хоровом исполнении в боевой клич.


15-минутного огрызка сета MGK было достаточно, чтобы заподозрить в нем худший букинг в фестивальной истории (артист жаловался на дефицит сна, скандировал "fuck the internet" и залез за отведенный ему временной лимит настолько, что в итоге ему тупо отключили микрофон). К счастью, Osheaga планирует свое расписание так, чтобы между окончанием хедлайнерских сетов и наступлением curfew оставались хотя бы 10 минут, поэтому шоу Дуа Липы из-за этого безобразия не пострадало. Оно в итоге оказалось главной - с отрывом - приманкой фестиваля: по самым консервативным прикидкам зрителей на нем было как минимум вдвое больше, чем во время Arcade Fire.

И оно не разочаровало: The Future Nostalgia Tour может слегка озадачить обилием "фанеры", но все остальное - песни, танцы, камео (лобстера из клипа "We're Good", экранного сэра Элтона Джона во время их с Липой дуэта "Cold Heart"), вплоть до удачно вклинившегося в декорации шоу колеса обозрения по соседству со главными сценами - было более или менее совершенно. Искусно склеенные в 90-минутный диско-микс, песни в диапазоне от старых "New Rules" и "Be the One" до вездесущих "Love Again" и "Break My Heart" поминутно напоминали, что из всех зажегшихся в последние годы поп-звезд Дуа - едва ли не самая консенсусная. Иначе говоря, никаких вопросов к ней не было по итогам 15-й "Ошихаги" ни у воскресной доли ее 120-тысячной аудитории, ни у отдельно взятого отца, ни у его дочери-тинейджера.

Автор репортажа - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

16.08.2022, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: