ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga, часть 2: триумф нахалов

Застенчивые Vampire Weekend, самоуверенный Руфус Уэйнрайт и группа Coldplay, которой стало дозволено абсолютно все, - вот последние герои и основные итоги монреальского рок-фестиваля Osheaga, рассказ о второй половине которого – в репортаже специального корреспондента Звуков Сергея Степанова.

К своему выступлению Coldplay подготовили включенным на всю мощь фестивальных динамиков и довольно нахальным intro из U2, Jay-Z и Штрауса - и это лишь одна из многих вещей, сходящей им сегодня с рук. Они выходят с одним и тем же сет-листом в 150-й раз подряд, они играют идиотские авторимейки собственных хитов, трансляция их сета на видеоэкранах смотрится совсем как снятое в HD голливудское кино, даже экспериментальная по их меркам "Strawberry Swing" вдруг зазвучала почти как "Sunday Bloody Sunday" - и ничего, и нормально, и даже здорово.

Они уходят со сцены, не отыграв и часа - но не успели все возмутиться, как группа возникает в середине поля, с "Green Eyes" в акустике, с кавер-версией "Billie Jean" и сочиненной Крисом Мартином (Chris Martin) на ходу частушкой про славный город Монреаль, подвисшую в небе луну и грохочущие над каким-то соседним рейвом фейерверки (в прошлом году с ними пришлось сражаться Radiohead). И вроде бы все, как обычно: грандиозная "Politik” на бис, дождь из бумажных бабочек во время "Lovers in Japan" и орденоносный рефрен из "Viva La Vida", дружным распеванием которого группу благодарят и провожают. Но вот это ощущение - что им теперь, как в свое время U2, дозволено абсолютно все, и они этим, безусловно, пользуются, но так, что не придерешься и уж всяко не разлюбишь, - оно у меня за девять лет поездок и походов на концерты Coldplay появилось впервые.

Подозрения, что исход второго фестивального дня будет далек от субботнего триумфа, возникали почти у всех. Мало того что найти второго хедлайнера не хуже Coldplay – задача не из простых, так еще и первое ее решение – Beastie Boys – пришлось по известным причинам зачеркнуть. И мало было отмены выступления Beastie Boys (вместо них воскресный лайн-ап возглавили Yeah Yeah Yeahs), так еще и вчерашняя жара сменилась суровым, не утихавшим с раннего утра ливнем.

Парк Jean-Drapeau, как следствие, не был заполнен и на треть – и это в районе пяти часов вечера, когда до фестиваля добрался я, искренне переживавший в связи с пропущенным без малого два года назад концертом Vampire Weekend в одном из местных баров. У группы тогда еще не вышел дебютный альбом, но о перспективах ее достаточно убедительно сообщала одна лишь песня "Cape Cod Kwassa Kwassa". Как выяснилось, концерт тот запомнил не только я. Солист VW Эзра Кениг (Ezra Koenig) первым делом поинтересовался, кто из посетителей Osheaga был в позапрошлом году в клубе Lambi, и, увидев в первых рядах пару поднятых рук, усмехнулся: "Вообще-то я вам не верю – по-моему, там не было никого, кроме нас".

За два года Vampire Weekend стали популярнее, но к вкусу славы, похоже, все еще не привыкли. Для музыкантов, песням которых – "Oxford Comma" или там "Blake’s Got a New Face" – подпевают несколько тысяч человек, эти четверо – и особенно Кениг – до неприличия застенчивы, поэтому и воспринимать их всерьез, как обладателей кровно заработанных билетов в высшую или еще какую лигу, а не случайных пассажиров, если честно, не выходит. На многие вопросы ответит вторая пластинка, с которой в этот вечер прозвучали две или три песни – симпатичные, но не более того.

Руфус Уэйнрайт (Rufus Wainwright) – безусловный и, чего уж там, безоговорочно прекрасный антипод любых инди-роковых скромняг. На Osheaga главный, не считая Леонарда Коэна (Leonard Cohen), местный певец прибыл без ансамбля, зато с мамой, еще одной знаменитой квебекуа Кейт МакГерригл (Kate McGarrigle) – вместе они исполнили посвященную Монреалю песню на французском. Все остальное время Руфус обходился своими силами: играя то на гитаре, то на фортепиано, исполняя старую ("Beauty Mark"), недавнюю ("Sanssouci", "Going to a Town") и чужую ("Hallelujah" того же Коэна) классику и остроумно шутя ("Какой чудесный парк! Давайте все переедем сюда жить… И съедим друг друга"). Всепобеждающая беспардонность Уэйнрайта, право же, подкупала – и без того не самый очевидный для рок-фестиваля гость, в какой-то момент он и вовсе затянул отрывок из своей сочиненной не так давно дебютной оперы. Справедливости ради, практически тут же прозвучали "Poses" и "Cigarettes and Chocolate Milk" – их мне удалось услышать живьем далеко не с первой попытки.

Одна из шуток Руфуса – "Я договорился с дождем – он прекратился на время моего выступления и пойдет снова, как только я уйду со сцены" – оказалась меж тем пророческой. Не то чтобы "как только" – но сухой фестивальная аудитория оставалась еще где-то полчаса. Чтобы заинтересовать кого-то своей – хорошей, между прочим, - рок-оперой "The Hazards of Love", выступавшей следом группе The Decemberists их явно не хватило. Ну а я, не дождавшись Yeah Yeah Yeahs, поспешил домой. Как оказалось вовремя: возобновившись, ливень не умолкал до понедельника.

08.09.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: