C весны 2009-го на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, раз в 12 месяцев выбирающая десятку лучших саундтреков очередного года. Временно парализовавшая мировой кинопрокат пандемия оказалась подходящим поводом копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы "Целлулоид" выбрал 50 лучших саундтреков XXI века. Их полный список можно найти здесь, составленный по его мотивам плейлист - тут, а вот - топ-10.
10. "Внутри Льюина Дэвиса" (Inside Llewyn Davis), 2013
"If it was never new, and it never gets old, then it's a folk song", - утверждает в самом начале фильма титульный герой, и попробуйте с ним не согласиться. Последний шедевр братьев Коэн изобилует фолк-стандартами, примерно каждый из которых мы уже слышали или еще услышим тысячу раз. Но если в исполнении, допустим, Дилана это будет еще один ауттейк с очередного бутлега, то тут все настолько на своем месте, насколько бывает только у Коэнов. И, конечно, даже по их взыскательным меркам Коэнам невероятно повезло со звездой: Оскар Айзек (Oscar Isaac) тут делает то, что оказалось не по плечу его герою, и не только играет, но и поет так, как будто это его последний шанс чего-то добиться.
9. "Отель" Миллион долларов" (The Million Dollar Hotel), 2000
Саундтрек к спродюсированному и отчасти придуманному Боно (Bono) фильму - кажется, последняя его или U2 запись, которую можно назвать экспериментальной. Тут есть старые ("The First Time") и новые ("Stateless", "The Ground Beneath Her Feet" на стихи Салмана Рушди) баллады экстра-класса, промяуканная Миллой Йовович "Satellite of Love" и несколько превосходных, на полуночном стыке джаза и эмбиента, инструменталов в исполнении людей калибра Брайана Ино (Brian Eno), Даниэля Лануа (Daniel Lanois) и Джона Хасселла (John Hassell). Еще один продюсер и номинальная звезда фильма Мел Гибсон однажды сказал, что считает его "скучным, как собачья задница", и с ним многие согласны, но для позднего Вима Вендерса и поздних U2 это, по-моему, пик.
8. "Амели" (Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain), 2001
Это по сути the best of раннего Яна Тьерсена (Yann Tiersen) - что не позволило ему выиграть "Оскар", но не помешало стать фольклором. Как и "Амели", его саундтрек - явление откровенно манипулятивное: и кино, и музыка знают, куда нажимать, чтобы зритель чувствовал себя так, а не иначе. Причем в случае Тирсена это надо понимать буквально: бретонец без устали и тени стеснения жмет на нужные кнопки - аккордеона, клавесина, фортепиано, - и даже если перед тобой нет экрана с маниакальной парижской феей в неотразимом исполнении Одри Тоту, ты все равно переносишься на открыточный Монмартр. Это саундтрек отдельно взятого фильма и целого - лучшего на свете - города, и за такое, конечно, надо давать не "Оскар", а к этому городу ключи.
7. "Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides), 2000
Что делать с синдромом второго альбома, когда твой дебют - instant classic? Авторы "Moon Safari" сделали вид, что их второй альбом - прикладная музыка: лишь много лет спустя Air признались, что если поначалу они действительно пытались угодить фильму, синхронизируя мелодии со сценами, то в какой-то момент напрочь о нем забыли, став считать саундтрек самодостаточной пластинкой. Как и все лучшие фильмы Софии Копполы, ее дебют - love story с твистом: повзрослевшие мальчики тут до гроба влюблены в мертвых девочек. Ну а саундтрек Air за этот твист во многом в ответе: в целом верная их фирменному (спейс-рок? прог-поп? что-то нежное между?) звучанию, эта музыка красиво переливается всеми оттенками высоких чувств, от эйфории до отчаяния.
6. "Убить Билла" (Kill Bill), 2003-2004
Не один, но два редких случая, когда саундтрек к фильму Тарантино - не упоительное упражнение в жанре "качу куда хочу", но, страшно сказать, коллаборация: со второй частью ему помогал закадычный приятель Роберт Родригес, с обеими - RZA из Wu-Tang Clan. Изменилось ли от этого хоть что-нибудь? Конечно, нет: саундтреки к последнему безоговорочно великому фильму Квентина абсолютно симметричны его компиляционной (от самурайского боевика до спагетти-вестерна) природе. От Родригеса и RZA на них остались рожки да ножки, а вот тарантиновский modus operandi тут предстает во всей его красе: от кантри до Морриконе, от Нэнси Синатры (Nancy Sinatra) до Айзека Хейза (Isaac Hayes), от японской эстрады до латино-диско, от "The Lonely Shepherd" до "Goodnight Moon".
5. "Социальная сеть" (The Social Network), 2010
Тревожно пульсирующий саундтрек Трента Резнора (Trent Reznor) и Аттикуса Росса (Attucus Ross) окончательно и бесповоротно вывел фронтмена Nine Inch Nails в высшую лигу рок-н-ролльных визионеров. Строго говоря, влияние NIN на электронную киномузыку прослеживалось и до этого, но после выхода "Социальной сети" и оскаровского триумфа его композиторов их угрюмый дарк-эмбиент стали копировать совсем уж повсеместно - до того, что самим Резнору с Россом пришлось расширить пространство борьбы до джаза ("Манк") и продюсирования поп-звезд (Холзи). Их главным достижением остается, однако же, этот саундтрек - меняющий градус и ритм, препарирующий Грига и Боуи, но остающийся верным духу экзистенциальной угрозы, которым, опередив время, наделил свой фильм Дэвид Финчер.
4. "Однажды" (Once), 2007
Все, что связано с "Однажды", - маленький фильм, у которого все получилось, оскаровская церемония, бродвейская адаптация, голливудская карьера режиссера Карни, сольная карьера Глена Хансарда (Glen Hansard), его написанный в жанре "жизнь имитирует искусство" роман с Маркетой Иргловой (Markéta Irglová) - одна из моих любимых историй этого века. Абсолютный, безоговорочный и заслуженный триумф андердогов, которые о нем и не мечтали, на полтора часа стер всякие границы между кино и музыкой, диалогами и песнями, актерами и музыкантами. И хотя саундтрек "Однажды" позволительно сравнивать с популярным в первой половине нулевых подвидом фолк-рока британско-ирландского происхождения, который я привык называть "роком навзрыд", эта не самая оригинальная книга песен (в одной из сцен фильма остроумно пародирующая саму себя) - история совершенно самостоятельная и, как выяснилось, незабываемая.
3. "Нефть" (There Will Be Blood), 2007
Вот уже дюжину лет "Нефть" стабильно входит в топ-2 моих любимых фильмов, и на мой вкус тут идеально все: от режиссера на пике формы до лучшего перформанса величайшего из современных актеров. Но даже на этом фоне Пол Томас Андерсон и Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) - брак, заключенный на небесах: оглядываясь на "Плач по жертвам Хиросимы" Пендерецкого и саундтреки к каноническим хоррорам, Гринвуд придумал собственный киномузыкальный язык, без которого рисуемые ПТА портреты одержимостей потеряли бы в яркости. "Песня тела" уже дала понять, на что Джонни способен с оркестром вместо группы, но "Нефть" продемонстрировала, насколько широки эти его способности.
2. "Оставленные" (The Leftovers), 2014-2017
Cаундтрек к "Оставленным" суров и печален до степени, где трагическое заигрывает с комическим: альбом "OK Computer" или песня "Kettering" по сравнению со здешней музыкой Макса Рихтера (Max Richter) - детские утренники. Но, справедливости ради, таким же - суровым и печальным на грани желания удавиться - был и первый сезон шоу. Класс Рихтера, более или менее сочинившего скорбную титульную тему еще на своем дебютном альбоме, оказался в том, что он эволюционировал в ногу с сериалом, прибавлявшим и менявшимся с каждым эпизодом, чтобы стать лучшим шоу 2010-х: где требовалось, Макс добавлял к струнным слайд-гитару и притворялся группой Friends of Dean Martinez, где просили - находил в себе внутреннего Ганса Циммера.
1. "Трудности перевода" (Lost in Translation)
На саундтреке к моему любимому фильму в амплуа композитора дебютировал фронтмен My Bloody Valentine Кевин Шилдс (Kevin Shields), но на первом плане тут - его и не только, старые и новые, знаменитые и малоизвестные песни, попадающие под максимально широко понятое определение "дрим-поп". Оно и понятно: встретившиеся в городе-мечте Токио два одиночества, герои Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон, не могут заснуть, но помогают друг другу превратить издержки джетлага в сны наяву - такие, как эти песни. Услышав любую из них, я вот уже 18 лет моментально вспоминаю ту сцену "Трудностей перевода", которую она озвучила, и это ли не цель, к которой стремится всякий большой композитор или - в случае нечаянно реанимировавшей шугейз Софии Копполы - великий компилятор?
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)