Отвлекшись от обратного отсчета лучших саундтреков XXI века (который близок к завершению на страницах канала "вольности перевода"), авторская колонка Сергея Степанова рассказывает о самой интересной киномузыке этого лета - от мюзиклов по мотивам творчества Sparks и одной порядочно (но, видимо, недостаточно) заезженной сказки до саундтрека к одному из главных сериалов года.
Саундтрек лета
"Белый лотос"
(The White Lotus)
Шоу: В том, что, возможно, миру не очень нужны новые мини-сериалы о богатых, белых и зачастую неприятных людях, раз в неделю красноречиво убеждают "Девять совсем незнакомых людей" - еще одна нашпигованная звездами телевизионная коллаборация Николь Кидман и мужа Мишель Пфайффер (см. также: "Большая маленькая ложь", "Отыграть назад"). Но даже этот умаявшийся жанр, оказывается, способен на откровения - каковым стал вышедший минувшим летом на HBO мини-сериал сценариста "Школы рока", режиссера "Статуса Брэда" и шоураннера "Просветленной" Майка Уайта.
Заказанный HBO прошлой осенью, безотлагательно снятый по постковидным правилам, уложившийся в шесть эпизодов и не потративший зря ни одной секунды, "Белый лотос" собрал столько восторженных отзывов, что его уже успели продлить на второй сезон, превратив в антологию. И поделом: это бесконечно остроумная, глубоко неуютная, а главное - достаточно оригинальная черная комедия, действие которой происходит в обманчиво идиллических декорациях элитного гавайского курорта.
Уайту необходимо отдать должное как за крепкий, не жертвующий ни одним из дюжины важных героев сценарий (шоураннер написал и снял все шесть эпизодов), так и за идеальный кастинг. Актеры калибра Конни Бриттон, Стива Зана, Александры Даддарио и Дженнифер Кулидж разрабатывают привычные или раскрываются в новых амплуа, а Бриттани О'Грейди ("Черное Рождество"), Фреда Хекингера ("Женщина в окне") и особенно австралийца Мюррея Бартлетта в главной роли менеджера курорта нельзя не причислить к открытиям шоу. Но его, пожалуй, главный сюрприз - это саундтрек.
Музыка: Автором музыки к "Белому лотосу" является рожденный в Чили и базирующийся в Монреале Кристобал Тапия де Веер (Cristobal Tapia de Veer), и хотя в своем деле он далеко не новичок (вспоминаются саундтреки к зомби-драме "Новая эра Z" и половине прошлогоднего мини-сериала "Третий день"), имя себе он сделал именно уходящим летом. Восхищенные музыкой де Веера твиты опубликовали, в частности, актриса Сара Полсон, музыкант Perfume Genius и орденоносный брат Билли Айлиш Финнеас (Finneas), назвавший главную музыкальную тему "Белого лотоса" своей "любимой тематической песней шоу - возможно, всех времен".
Эта самая тема (она же - "Aloha!") - короткая и емкая квинтэссенция найденного Уайтом и де Веером музыкального вайба, который они сами называют "гавайским Хичкоком". Это музыка, одновременно настраивающая на бурное веселье и предупреждающая о его вероятных последствиях - которые в обозреваемом случае решительно непредсказуемы. Это саундтрек, поминутно пытающийся обуздать хаос, который он озвучивает, прибегая при этом к самым неожиданным методам: в нестройный хор перкуссий вклиниваются то потусторонний гул, то животные крики, а то и - в треке под программным названием "Fuck This Place" - постельные стоны.
Если совсем вкратце, это музыка, от которой исходит угроза и чья первостепенная задача - не развлекать, а озадачивать. В этом - и много каком другом - смысле "Белый лотос" - не peak TV, а большое кино, а де Веер в таком случае всерьез претендует на лавры нового Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood).
Также в продаже
"Аннетт"
(Annette)
Кино: Первый в карьере Леоса Каракса ("Дурная кровь") англоязычный фильм - да сразу мюзикл по сценарию великой арт-поп-группы Sparks. Для тех, кто по той или иной причине равнодушен к Sparks, "Аннетт" рекламировали как фильм, где Адам Драйвер занимается оральным сексом с Марион Котийяр, не отвлекаясь от пения (что, впрочем, оказалось одной из наименее странных сцен картины).
Музыка: "Каннское издание" саундтрека ("Аннетт" стал фильмом открытия 74-го Каннского кинофестиваля) позволяет оценить вокальные данные Драйвера (не очень) и Котийяр (как всегда, на высоте), но не стоит удивляться, если в ближайшем будущем выйдет и его альтернативная версия, вполне способная сойти за новый альбом Sparks.
"Золушка"
(Cinderella)
Кино: Еще один, как никогда необязательный пересказ понятно какого сюжета - вышедший на Prime Video и тем самым напоминающий, что у Walt Disney нет монополии на сказочных принцесс, между делом лениво пытаясь предстать триумфом феминизма и дайверсити (титульную роль играет Камила Кабейо).
Музыка: Нарядный jukebox-мюзикл, придуманный и продуманный за примерно 25 минут и приблизительно столько же миллионов долларов: песни Мадонны, Дженет Джексон, Джей Ло, Эда Ширана, Queen и The White Stripes в исполнении занятых в фильме Кабейо, голосистой Идины Мензел (Idina Menzel) и наследника русского княжеского рода Николаса Голицына (в роли, не поверите, принца).
"День флага"
(Flag Day)
Кино: Еще одно откровенное, но местами обезоруживающее позорище - новый фильм когда-то небезнадежного режиссера Шона Пенна ("В диких условиях") - снятый, кажется, лишь затем, чтобы он мог полюбоваться на их с Робин Райт и впрямь красивую дочь Дилан в главной роли дочери мелкого афериста (сам Пенн).
Музыка: Продолжающая тему отцов и дочерей (песню "My Father's Daughter" исполняет дочь фронтмена Pearl Jam Эдди Веддера Оливия) коллаборация Веддеров, оскароносного певца и песнописца Глена Хансарда ("Однажды") и Cat Power - 48 минут альт-кантри и фолк-рока, на которые можно без раздумий променять 108-минутный фильм.
"Северные воды"
(The North Water)
Шоу: Иногда спасавший от летней жары морозный и мрачный мини-сериал Эндрю Хэя ("45 лет") - историческая драма о застрявших в арктических льдах хирурге (Джек О'Коннелл), психопате (агрессивно пародирующий Дэниела Дей-Льюиса образца "Нефти" Колин Фаррелл) и других загадочных мужчинах.
Музыка: Могучий и вполне самодостаточный саундтрек канадского (да, опять) композитора Тима Хекера (Tim Hecker): электроника, пианино, виолончели, 250 оттенков одиночества и отчаяния - иммерсивный эмбиент в лучших традициях автора и жанра.
Также важно
Не столько саундтрек, сколько альбом-компаньон "Холодного расчета" - драмы с Оскаром Айзеком в роли гэмблера, снятой сценаристом "Бешеного быка" и "Таксиста" Полом Шредером, - выпустил в сентябре один из участников трио Black Rebel Motorcycle Club Роберт Левон Бин (Robert Levon Been). Половина здешних треков - инструменталы, но называется альбом "Original Songs from The Card Counter", и одна из них - возможно, второй в ряду имеющихся у фильма шансов на внимание "Оскара" (первый - титаническая роль Айзека).
1963 – Родился Джеймс Лабри, вокалист американской рок-группы Dream Theater . Также Джеймс является участником True Symphonic Rockestra »»
J.B. LENOIR (1929)
Delia DERBYSHIRE (1937)
Johnnie TAYLOR (1938)
Tammy WYNETTE (1942)
РАФАЭЛЬ (1943)
Bill WARD (1948)
Martin SIMPSON (1953)
Ian MCCULLOCH (1959)