Отвлекшись от обратного отсчета лучших саундтреков XXI века (который близок к завершению на страницах канала "вольности перевода"), авторская колонка Сергея Степанова рассказывает о самой интересной киномузыке этого лета - от мюзиклов по мотивам творчества Sparks и одной порядочно (но, видимо, недостаточно) заезженной сказки до саундтрека к одному из главных сериалов года.
Саундтрек лета
"Белый лотос"
(The White Lotus)
Шоу: В том, что, возможно, миру не очень нужны новые мини-сериалы о богатых, белых и зачастую неприятных людях, раз в неделю красноречиво убеждают "Девять совсем незнакомых людей" - еще одна нашпигованная звездами телевизионная коллаборация Николь Кидман и мужа Мишель Пфайффер (см. также: "Большая маленькая ложь", "Отыграть назад"). Но даже этот умаявшийся жанр, оказывается, способен на откровения - каковым стал вышедший минувшим летом на HBO мини-сериал сценариста "Школы рока", режиссера "Статуса Брэда" и шоураннера "Просветленной" Майка Уайта.
Заказанный HBO прошлой осенью, безотлагательно снятый по постковидным правилам, уложившийся в шесть эпизодов и не потративший зря ни одной секунды, "Белый лотос" собрал столько восторженных отзывов, что его уже успели продлить на второй сезон, превратив в антологию. И поделом: это бесконечно остроумная, глубоко неуютная, а главное - достаточно оригинальная черная комедия, действие которой происходит в обманчиво идиллических декорациях элитного гавайского курорта.
Уайту необходимо отдать должное как за крепкий, не жертвующий ни одним из дюжины важных героев сценарий (шоураннер написал и снял все шесть эпизодов), так и за идеальный кастинг. Актеры калибра Конни Бриттон, Стива Зана, Александры Даддарио и Дженнифер Кулидж разрабатывают привычные или раскрываются в новых амплуа, а Бриттани О'Грейди ("Черное Рождество"), Фреда Хекингера ("Женщина в окне") и особенно австралийца Мюррея Бартлетта в главной роли менеджера курорта нельзя не причислить к открытиям шоу. Но его, пожалуй, главный сюрприз - это саундтрек.
Музыка: Автором музыки к "Белому лотосу" является рожденный в Чили и базирующийся в Монреале Кристобал Тапия де Веер (Cristobal Tapia de Veer), и хотя в своем деле он далеко не новичок (вспоминаются саундтреки к зомби-драме "Новая эра Z" и половине прошлогоднего мини-сериала "Третий день"), имя себе он сделал именно уходящим летом. Восхищенные музыкой де Веера твиты опубликовали, в частности, актриса Сара Полсон, музыкант Perfume Genius и орденоносный брат Билли Айлиш Финнеас (Finneas), назвавший главную музыкальную тему "Белого лотоса" своей "любимой тематической песней шоу - возможно, всех времен".
Эта самая тема (она же - "Aloha!") - короткая и емкая квинтэссенция найденного Уайтом и де Веером музыкального вайба, который они сами называют "гавайским Хичкоком". Это музыка, одновременно настраивающая на бурное веселье и предупреждающая о его вероятных последствиях - которые в обозреваемом случае решительно непредсказуемы. Это саундтрек, поминутно пытающийся обуздать хаос, который он озвучивает, прибегая при этом к самым неожиданным методам: в нестройный хор перкуссий вклиниваются то потусторонний гул, то животные крики, а то и - в треке под программным названием "Fuck This Place" - постельные стоны.
Если совсем вкратце, это музыка, от которой исходит угроза и чья первостепенная задача - не развлекать, а озадачивать. В этом - и много каком другом - смысле "Белый лотос" - не peak TV, а большое кино, а де Веер в таком случае всерьез претендует на лавры нового Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood).
Также в продаже
"Аннетт"
(Annette)
Кино: Первый в карьере Леоса Каракса ("Дурная кровь") англоязычный фильм - да сразу мюзикл по сценарию великой арт-поп-группы Sparks. Для тех, кто по той или иной причине равнодушен к Sparks, "Аннетт" рекламировали как фильм, где Адам Драйвер занимается оральным сексом с Марион Котийяр, не отвлекаясь от пения (что, впрочем, оказалось одной из наименее странных сцен картины).
Музыка: "Каннское издание" саундтрека ("Аннетт" стал фильмом открытия 74-го Каннского кинофестиваля) позволяет оценить вокальные данные Драйвера (не очень) и Котийяр (как всегда, на высоте), но не стоит удивляться, если в ближайшем будущем выйдет и его альтернативная версия, вполне способная сойти за новый альбом Sparks.
"Золушка"
(Cinderella)
Кино: Еще один, как никогда необязательный пересказ понятно какого сюжета - вышедший на Prime Video и тем самым напоминающий, что у Walt Disney нет монополии на сказочных принцесс, между делом лениво пытаясь предстать триумфом феминизма и дайверсити (титульную роль играет Камила Кабейо).
Музыка: Нарядный jukebox-мюзикл, придуманный и продуманный за примерно 25 минут и приблизительно столько же миллионов долларов: песни Мадонны, Дженет Джексон, Джей Ло, Эда Ширана, Queen и The White Stripes в исполнении занятых в фильме Кабейо, голосистой Идины Мензел (Idina Menzel) и наследника русского княжеского рода Николаса Голицына (в роли, не поверите, принца).
"День флага"
(Flag Day)
Кино: Еще одно откровенное, но местами обезоруживающее позорище - новый фильм когда-то небезнадежного режиссера Шона Пенна ("В диких условиях") - снятый, кажется, лишь затем, чтобы он мог полюбоваться на их с Робин Райт и впрямь красивую дочь Дилан в главной роли дочери мелкого афериста (сам Пенн).
Музыка: Продолжающая тему отцов и дочерей (песню "My Father's Daughter" исполняет дочь фронтмена Pearl Jam Эдди Веддера Оливия) коллаборация Веддеров, оскароносного певца и песнописца Глена Хансарда ("Однажды") и Cat Power - 48 минут альт-кантри и фолк-рока, на которые можно без раздумий променять 108-минутный фильм.
"Северные воды"
(The North Water)
Шоу: Иногда спасавший от летней жары морозный и мрачный мини-сериал Эндрю Хэя ("45 лет") - историческая драма о застрявших в арктических льдах хирурге (Джек О'Коннелл), психопате (агрессивно пародирующий Дэниела Дей-Льюиса образца "Нефти" Колин Фаррелл) и других загадочных мужчинах.
Музыка: Могучий и вполне самодостаточный саундтрек канадского (да, опять) композитора Тима Хекера (Tim Hecker): электроника, пианино, виолончели, 250 оттенков одиночества и отчаяния - иммерсивный эмбиент в лучших традициях автора и жанра.
Также важно
Не столько саундтрек, сколько альбом-компаньон "Холодного расчета" - драмы с Оскаром Айзеком в роли гэмблера, снятой сценаристом "Бешеного быка" и "Таксиста" Полом Шредером, - выпустил в сентябре один из участников трио Black Rebel Motorcycle Club Роберт Левон Бин (Robert Levon Been). Половина здешних треков - инструменталы, но называется альбом "Original Songs from The Card Counter", и одна из них - возможно, второй в ряду имеющихся у фильма шансов на внимание "Оскара" (первый - титаническая роль Айзека).
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)