GRAMMY AWARDS  Grammy Live!

Основные итоги - и архив текстовой трансляции - 63-й церемонии "Грэмми"

В воскресенье в Лос-Анджелесе в 63-й раз раздали призы американской Академии звукозаписи, по инерции рекламирующей свой постер-ивент как Главную Ночь Музыки и по традиции вынужденной заниматься кризис-менеджментом. Два года назад это были бойкотировавшие церемонию суперзвезды, прошлой зимой – скандальное увольнение первой в историю "Грэмми" женщины-президента Деборы Дуган (Deborah Dugan), на прощание назвавшей Академию "клубов для мальчиков" и обвинившей экс-коллег во всех смертных грехах, включая коррупцию и харассмент.

В этом году все связанные с "Грэмми" заголовки присвоил себе The Weeknd, оставшийся без единой номинации, несмотря на победоносное шествие его прошлогоднего альбома "After Hours" и суперхита "Blinding Lights". Обиженный канадец и его многочисленные адвокаты повторили большинство предъявляемых к академикам претензий - расизм, фаворитизм, продажность и вызывающий дефицит прозрачности, - а за пару дней до церемонии The Weeknd и вовсе объявил пожизненный бойкот "Грэмми": якобы отныне он запретит своему лейблу подавать необходимые для номинаций документы.

Ведущий этого live-блога – и канала "вольности перевода" - подготовил единственный посвященный "Грэмми" плейлист, который вам нужен (Apple / Spotify), и был всецело солидарен с сэром Элтоном Джоном (Elton John), заявившим на днях, что если номинированная четырежды Фиби Бриджерс (Phoebe Bridgers) не выиграет хотя бы одну "Грэмми", то он "кого-нибудь ударит".

Фиби в итоге ничего не выиграла, зато что-то выиграли почти все остальные: от номинированной девять раз и первенствовавшей четырежды Бейонсе (Beyoncé), ставшей в процессе самой титулованной артисткой в истории "Грэмми", до разделивших победы в ключевых категориях Тейлор Свифт ("Альбом года"), Megan Thee Stallion ("Лучший новый артист"), H.E.R. ("Песня года") и Билли Айлиш ("Запись года"). Таким образом, Тейлор догнала вечных рекордсменов Фрэнка Синатру, Стиви Уандера и Пола Саймона, получив "золотой граммофон" за лучший альбом года в третий раз, а Билли продолжила свою впечатляющую победную серию (год назад ей принадлежали все четыре мейджор-категории).

По ходу сменившей продюсеров и в целом довольно эффектной церемонии выступили Тейлор, Билли, Megan Thee Stallion (соло и в жарком тандеме с Cardi B), ограничившиеся утешительными премиями Дуа Липа (Dua Lipa) и Гарри Стайлс (Harry Styles), оставшиеся ни с чем Пост Мэлоун, Roddy Ricch, Haim и Black Pumas, а также дебютировавшая на публике супергруппа Silk Sonic. Ну а подавляющее большинство призов, как обычно, раздали несколькими часами раньше - во время так называемой Premiere Ceremony, которая транслировалась по адресу Grammy.com и комментировалась в этом live-блоге.

06.41. Еще один сюрприз, и тоже приятный: последняя "Грэмми" вечера - в категории "Запись года" - во второй раз подряд досталась Билли Айлиш (из рук, кому интересно, Ринго Старра). “Everything I Wanted" - не такой неудержимый хит, как прошлогодний "Bad Guy", и, возможно, поэтому Билли посвятила две трети своей речи, рассыпаясь в комплиментах по адресу "Savage". Так или иначе, не у дел в итоге осталась только Фиби - но бить я, пожалуй, никого не буду, а побуду вместо этого в команде старика Ринго: peace and love.


06.30. Продакшн у Grammy, необходимо сказать, вообще не пострадал, несмотря ни на что. А где-то даже и выиграл - продюсеры "Оскара", мне кажется, сейчас нервничают (хотя рекордно низкие телевизионные рейтинги и тут, наверное, неизбежны).

06.11. Альбом года - "folklore". А у Аарона из The National больше микрофонного времени, чем у самой Тейлор! Вроде бы почти все по делу - осталось выяснить, выиграет ли Дуа еще одну, куда более престижную Grammy или все сегодняшние заголовки будут про Бейонсе и Megan Thee Stallion.

05.58. 28-я победа Бейонсе (за лучший R&B-перформанс) - уточнили, что это абсолютный рекорд для артистки (as in, female artist), а также певца или певицы. Похоже на spreading the wealth - надеюсь, и Тейлор ни с чем не останется.


05.45. Grammy за лучший поп-альбом - "Future Nostalgia". Утешительная или первая из трех?

05.27. Не знаю, как вы, а мы детей уложили вовремя: исполнение "WAP" - это, как и ожидалось, hard R. В продолжение темы - статуэтка за лучшую рэп-песню, доставшаяся ремиксу "Savage" и принесшая Бейонсе (которая вышла на сцену вместе с Megan Thee Stallion) 27-ю Grammy - это, говорят, повторение рекорда для певца или певицы.

05.00. Какие-то из наград, оказывается, успели вручить между Premiere Ceremony и шоу - в том числе, все тому же Андерсону Паку за "Lockdown". Но главная новость - это, конечно, Grammy в категории "Песня года", которую выиграла тотемная для Академии и, кажется, основательно недооцененная в целом артистка H.E.R. "I Can’t Breathe" - действительно великая песня, и это большой и приятный сюрприз, ура.


04.35. In Memoriam with a twist: умерших в минувшем году слишком много, поэтому за их лонг-листом в тысячу имен просят идти на сайт Grammy. На сцене же тем временем Марс и Пак, Лайонел Ричи и Брэнди Карлайл с трибьютами Литл Ричарду, Кенни Роджерсу и Джону Прайну соответственно, а также Бриттани Хауард и почему-то Крис Мартин с "You’ll Never Walk Alone". Жаль, Metallica с "Ecstasy of Gold" не позвали, но в целом все довольно пронзительно.

04.22. За лучший сольный поп-перформанс (при живых - и сидящих по соседству - Тейлор, Билли и Дуа Липе) наградили Стайлса. Это, если что, третья "Грэмми" на полтора часа эфира.

04.15. Премия за лучший продакшн-дизайн (продолжающий и развивающий - светлячки! звездное небо! - коттеджкор-эстетику ее недавнего фильма-концерта) достается Тейлор Свифт. Ну и вообще это пока что безоговорочно лучшее выступление церемонии - дебютировавшие немногим ранее Silk Sonic (Бруно Марс и Андерсон Пак) меркнут в сравнении.

03.50. Следующее сценическое комбо: DaBaby плюс Родди Рич и кто-то, Bad Bunny плюс еще кто-то и Дуа Липа (с DaBaby, но без Bad Bunny) под прожиточный минимум живого звука - надо признать, что в Studio 2054 все было не в пример круче.

03.24. У Фиби Бриджерс - ноль "Грэмми" из четырех возможных. Лучший новый артист - Megan Thee Stallion (которая, справедливости ради, и впрямь новее Фиби или Kaytranada). Номинированные здесь же в прошлом году Black Pumas продолжают концертную эстафету.

03.17. Старт, по-моему, отличный: Гарри Стайлс, Билли с Финнеасом и Haim в разных точках одной большой сцены играют - и звучат - на пять баллов. Все это неуловимо напоминает чей-то - спору нет, круто спродюсированный - школьный выпускной, но на фоне остальных ковидных церемоний смотрится довольно здорово.

0.55. Впереди - конферанс южноафриканского телеведущего Тревора Ноа, без малого две дюжины выступлений и всего-то десять "Грэмми" (причем во всех четырех главных категориях с 99,9%-й вероятностью победят женщины). Самое время сделать финальные прогнозы.

"Альбом года"

Победит: "folklore" Тейлор Свифт
Может победить: "Future Nostalgia" Дуа Липы
Достоин победы: "Future Nostalgia" Дуа Липы (или "folklore" Тейлор Свифт)

"Запись года"

Победит: "Don't Start Now" Дуа Липы
Может победить: "Savage" Megan Thee Stallion (feat. Бейонсе)
Достойна победы: "Don't Start Now" Дуа Липы

"Песня года"

Победит: "Don't Start Now" Дуа Липы
Может победить: "Cardigan" Тейлор Свифт
Достойна победы: "I Can’t Breathe" H.E.R.

"Лучший новый артист"

Победит: Megan Thee Stallion
Может победить: Фиби Бриджерс
Достойна победы: Фиби Бриджерс

0.07. Продюсер года - Эндрю Уотт, в орденоносной заявке которого числятся семь песен, от "Midnight Sky" Майли до "Ordinary Man" Оззи. Но все мы знаем, что "Грэмми" ему дали за "Break My Heart", и есть подозрение, что для Дуа Липы этим вечером все только начинается.


0.00. Фиона - Фиби 2:0. Честно говоря, ума не приложу, почему номинированы у них именно "Shameika" и именно "Kyoto", поэтому не стал бы возражать при обоих раскладах. Лучшая рок-песня - не Фиби и не Фиона, а вовсе даже Бриттани Хауард (what?) Лучший рок-альбом - не Майкл Киванука, а The Strokes, которых, похоже, отвлекли от бильярда и с которыми особенно никудышная связь. Как всегда, дико симптоматично, что выиграли The Strokes с первой попытки - и на 18 или 19 лет позже, чем всем хотелось бы.

23.52. "WAP" среди номинантов, напомним, нет, а вот ремикс "Savage" есть и выиграл - помимо прочего, заработав вторую за этот вечер Grammy для Бейонсе.

23.45. Бейонсе проиграла еще раз - вообще очень похоже, что номинациями ее в этот раз засыпали, извиняясь за былые обиды и не подумав, как на их фоне будут смотреться еще одна или две утешительные статуэтки из девяти возможных. Thundercat выиграл за лучший прогрессив-R&B-альбом (что бы это ни значило), а очередную музыкальную паузу - на фоне заката и с солидным продакшном доковидных времен - нам дарит еще один выдающийся монреалец Руфус Уэйнрайт - тоже, кажется, за что-то номинированный.


23.35. Две посмертные "Грэмми" выиграл Чик Кориа, которые за него получила его вдова Гейл Моран.

23.21. На очереди - наша любимая категория "для тех, кто альтернативнее U2" (с), в которой побеждает не Фиби, а Фиона Эппл. Что понятно и в целом прекрасно, но если Фиби не выиграет в одной из оставшихся категорий, мы с сэром Элтоном все равно кого-нибудь ударим.

23.18. Лучший фолк-альбом - не "Thanks for the Dance". Да ну вас. World music академики переименовали в global music, но категория для нее по-прежнему одна (для американы только что было штук 10), и Tinariwen в ней соревнуются с Анушкой Шанкар и Бебел Жилберту. А выиграл Burna Boy.

22.59. Пошла киномузыка. "По ходу, "Грэмми" теперь дают абы кому", - заподозрил Тайка Вайтити в связи с победой Jojo Rabbit ("лучшая песенная компиляция"). По ходу, да. Сказав это, необходимо добавить, что в двух следующих категориях наградили кого надо: Хильдур за "Джокера" и Билли с Финнеасом за "No Time to Die".


22.45. Вторая музыкальная пауза - в исполнении очень активного во время локдауна немецкого пианиста русского происхождения Игоря Левита. Ведущая Premiere Ceremony Джене Айко сообщила, что она "в раю", а вот вышедший представить очередные категории комик Билл Берр задался альтернативным вопросом: "мне одному хотелось покончить с собой во время этого фортепианного соло?" Ну, мы же смотрим SNL - вот такой у него юмор.

22.36. На связи - внезапно - Бек! Его "Hyperspace" награжден за лучшую звукорежиссеру. Лучший ремикс года - на счету диджея Иманбека Зейкенова из Казахстана ("Roses" Saint Jhn).

22.29. Дошло до госпела и христиан, у которых поголовные проблемы со связью: один на mute, другого не слышно сквозь помехи, а третий - Канье Уэст. Да, помочившийся недавно в один из своих "граммофонов" Канье выиграл еще один, за лучший "современный христианский альбом".

22.23. Бейонсе пока на 50%: выиграла за видео (вместе с дочкой), но не за музыкальный фильм, уступив при этом не Спайку Джонсу с Beastie Boys (что было бы простительно), а фильму о Линде Ронстадт. Пока все очень быстро и эффективно - уже дошло до первой музыкальной паузы, в ответе за которую еще одна канадка, Лидо Пимиента.

22.14. Хильдур Гуднадоттир не выиграла за Bathroom Dance (лучшая инструментальная композиция) - но, хочется верить, не останется без Grammy за саундтрек к "Джокеру".

22.10. Обе танцевальные/электронные Grammy уходят, куда бы вы думали, в Монреаль - к Kaytranada!

22.07. Начало хорошее - изобретательно спродюсированный трибьют Марвину Гею и его "Mercy Mercy Me" (которой в этом году полвека) в исполнении пары десятков номинантов (включая, например, Анушку Шанкар и Камаси Вашингтона).

Начнем с песни, которая совсем скоро принесет Билли Айлиш еще одну "Грэмми" – и в месседж которой нещадно критикуемой Академии предположительно хочется верить.


14.03.2021, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

GRAMMY AWARDS - свежие публикации: