В воскресенье в Лос-Анджелесе в 63-й раз раздали призы американской Академии звукозаписи, по инерции рекламирующей свой постер-ивент как Главную Ночь Музыки и по традиции вынужденной заниматься кризис-менеджментом. Два года назад это были бойкотировавшие церемонию суперзвезды, прошлой зимой – скандальное увольнение первой в историю "Грэмми" женщины-президента Деборы Дуган (Deborah Dugan), на прощание назвавшей Академию "клубов для мальчиков" и обвинившей экс-коллег во всех смертных грехах, включая коррупцию и харассмент.
В этом году все связанные с "Грэмми" заголовки присвоил себе The Weeknd, оставшийся без единой номинации, несмотря на победоносное шествие его прошлогоднего альбома "After Hours" и суперхита "Blinding Lights". Обиженный канадец и его многочисленные адвокаты повторили большинство предъявляемых к академикам претензий - расизм, фаворитизм, продажность и вызывающий дефицит прозрачности, - а за пару дней до церемонии The Weeknd и вовсе объявил пожизненный бойкот "Грэмми": якобы отныне он запретит своему лейблу подавать необходимые для номинаций документы.
Ведущий этого live-блога – и канала "вольности перевода" - подготовил единственный посвященный "Грэмми" плейлист, который вам нужен (Apple / Spotify), и был всецело солидарен с сэром Элтоном Джоном (Elton John), заявившим на днях, что если номинированная четырежды Фиби Бриджерс (Phoebe Bridgers) не выиграет хотя бы одну "Грэмми", то он "кого-нибудь ударит".
Фиби в итоге ничего не выиграла, зато что-то выиграли почти все остальные: от номинированной девять раз и первенствовавшей четырежды Бейонсе (Beyoncé), ставшей в процессе самой титулованной артисткой в истории "Грэмми", до разделивших победы в ключевых категориях Тейлор Свифт ("Альбом года"), Megan Thee Stallion ("Лучший новый артист"), H.E.R. ("Песня года") и Билли Айлиш ("Запись года"). Таким образом, Тейлор догнала вечных рекордсменов Фрэнка Синатру, Стиви Уандера и Пола Саймона, получив "золотой граммофон" за лучший альбом года в третий раз, а Билли продолжила свою впечатляющую победную серию (год назад ей принадлежали все четыре мейджор-категории).
По ходу сменившей продюсеров и в целом довольно эффектной церемонии выступили Тейлор, Билли, Megan Thee Stallion (соло и в жарком тандеме с Cardi B), ограничившиеся утешительными премиями Дуа Липа (Dua Lipa) и Гарри Стайлс (Harry Styles), оставшиеся ни с чем Пост Мэлоун, Roddy Ricch, Haim и Black Pumas, а также дебютировавшая на публике супергруппа Silk Sonic. Ну а подавляющее большинство призов, как обычно, раздали несколькими часами раньше - во время так называемой Premiere Ceremony, которая транслировалась по адресу Grammy.com и комментировалась в этом live-блоге.
06.41. Еще один сюрприз, и тоже приятный: последняя "Грэмми" вечера - в категории "Запись года" - во второй раз подряд досталась Билли Айлиш (из рук, кому интересно, Ринго Старра). “Everything I Wanted" - не такой неудержимый хит, как прошлогодний "Bad Guy", и, возможно, поэтому Билли посвятила две трети своей речи, рассыпаясь в комплиментах по адресу "Savage". Так или иначе, не у дел в итоге осталась только Фиби - но бить я, пожалуй, никого не буду, а побуду вместо этого в команде старика Ринго: peace and love.
06.30. Продакшн у Grammy, необходимо сказать, вообще не пострадал, несмотря ни на что. А где-то даже и выиграл - продюсеры "Оскара", мне кажется, сейчас нервничают (хотя рекордно низкие телевизионные рейтинги и тут, наверное, неизбежны).
06.11. Альбом года - "folklore". А у Аарона из The National больше микрофонного времени, чем у самой Тейлор! Вроде бы почти все по делу - осталось выяснить, выиграет ли Дуа еще одну, куда более престижную Grammy или все сегодняшние заголовки будут про Бейонсе и Megan Thee Stallion.
05.58. 28-я победа Бейонсе (за лучший R&B-перформанс) - уточнили, что это абсолютный рекорд для артистки (as in, female artist), а также певца или певицы. Похоже на spreading the wealth - надеюсь, и Тейлор ни с чем не останется.
05.45. Grammy за лучший поп-альбом - "Future Nostalgia". Утешительная или первая из трех?
05.27. Не знаю, как вы, а мы детей уложили вовремя: исполнение "WAP" - это, как и ожидалось, hard R. В продолжение темы - статуэтка за лучшую рэп-песню, доставшаяся ремиксу "Savage" и принесшая Бейонсе (которая вышла на сцену вместе с Megan Thee Stallion) 27-ю Grammy - это, говорят, повторение рекорда для певца или певицы.
05.00. Какие-то из наград, оказывается, успели вручить между Premiere Ceremony и шоу - в том числе, все тому же Андерсону Паку за "Lockdown". Но главная новость - это, конечно, Grammy в категории "Песня года", которую выиграла тотемная для Академии и, кажется, основательно недооцененная в целом артистка H.E.R. "I Can’t Breathe" - действительно великая песня, и это большой и приятный сюрприз, ура.
04.35. In Memoriam with a twist: умерших в минувшем году слишком много, поэтому за их лонг-листом в тысячу имен просят идти на сайт Grammy. На сцене же тем временем Марс и Пак, Лайонел Ричи и Брэнди Карлайл с трибьютами Литл Ричарду, Кенни Роджерсу и Джону Прайну соответственно, а также Бриттани Хауард и почему-то Крис Мартин с "You’ll Never Walk Alone". Жаль, Metallica с "Ecstasy of Gold" не позвали, но в целом все довольно пронзительно.
04.22. За лучший сольный поп-перформанс (при живых - и сидящих по соседству - Тейлор, Билли и Дуа Липе) наградили Стайлса. Это, если что, третья "Грэмми" на полтора часа эфира.
04.15. Премия за лучший продакшн-дизайн (продолжающий и развивающий - светлячки! звездное небо! - коттеджкор-эстетику ее недавнего фильма-концерта) достается Тейлор Свифт. Ну и вообще это пока что безоговорочно лучшее выступление церемонии - дебютировавшие немногим ранее Silk Sonic (Бруно Марс и Андерсон Пак) меркнут в сравнении.
03.50. Следующее сценическое комбо: DaBaby плюс Родди Рич и кто-то, Bad Bunny плюс еще кто-то и Дуа Липа (с DaBaby, но без Bad Bunny) под прожиточный минимум живого звука - надо признать, что в Studio 2054 все было не в пример круче.
03.24. У Фиби Бриджерс - ноль "Грэмми" из четырех возможных. Лучший новый артист - Megan Thee Stallion (которая, справедливости ради, и впрямь новее Фиби или Kaytranada). Номинированные здесь же в прошлом году Black Pumas продолжают концертную эстафету.
03.17. Старт, по-моему, отличный: Гарри Стайлс, Билли с Финнеасом и Haim в разных точках одной большой сцены играют - и звучат - на пять баллов. Все это неуловимо напоминает чей-то - спору нет, круто спродюсированный - школьный выпускной, но на фоне остальных ковидных церемоний смотрится довольно здорово.
0.55. Впереди - конферанс южноафриканского телеведущего Тревора Ноа, без малого две дюжины выступлений и всего-то десять "Грэмми" (причем во всех четырех главных категориях с 99,9%-й вероятностью победят женщины). Самое время сделать финальные прогнозы.
"Альбом года"
Победит: "folklore" Тейлор Свифт
Может победить: "Future Nostalgia" Дуа Липы
Достоин победы: "Future Nostalgia" Дуа Липы (или "folklore" Тейлор Свифт)
"Запись года"
Победит: "Don't Start Now" Дуа Липы
Может победить: "Savage" Megan Thee Stallion (feat. Бейонсе)
Достойна победы: "Don't Start Now" Дуа Липы
"Песня года"
Победит: "Don't Start Now" Дуа Липы
Может победить: "Cardigan" Тейлор Свифт
Достойна победы: "I Can’t Breathe" H.E.R.
"Лучший новый артист"
Победит: Megan Thee Stallion
Может победить: Фиби Бриджерс
Достойна победы: Фиби Бриджерс
0.07. Продюсер года - Эндрю Уотт, в орденоносной заявке которого числятся семь песен, от "Midnight Sky" Майли до "Ordinary Man" Оззи. Но все мы знаем, что "Грэмми" ему дали за "Break My Heart", и есть подозрение, что для Дуа Липы этим вечером все только начинается.
0.00. Фиона - Фиби 2:0. Честно говоря, ума не приложу, почему номинированы у них именно "Shameika" и именно "Kyoto", поэтому не стал бы возражать при обоих раскладах. Лучшая рок-песня - не Фиби и не Фиона, а вовсе даже Бриттани Хауард (what?) Лучший рок-альбом - не Майкл Киванука, а The Strokes, которых, похоже, отвлекли от бильярда и с которыми особенно никудышная связь. Как всегда, дико симптоматично, что выиграли The Strokes с первой попытки - и на 18 или 19 лет позже, чем всем хотелось бы.
23.52. "WAP" среди номинантов, напомним, нет, а вот ремикс "Savage" есть и выиграл - помимо прочего, заработав вторую за этот вечер Grammy для Бейонсе.
23.45. Бейонсе проиграла еще раз - вообще очень похоже, что номинациями ее в этот раз засыпали, извиняясь за былые обиды и не подумав, как на их фоне будут смотреться еще одна или две утешительные статуэтки из девяти возможных. Thundercat выиграл за лучший прогрессив-R&B-альбом (что бы это ни значило), а очередную музыкальную паузу - на фоне заката и с солидным продакшном доковидных времен - нам дарит еще один выдающийся монреалец Руфус Уэйнрайт - тоже, кажется, за что-то номинированный.
23.35. Две посмертные "Грэмми" выиграл Чик Кориа, которые за него получила его вдова Гейл Моран.
23.21. На очереди - наша любимая категория "для тех, кто альтернативнее U2" (с), в которой побеждает не Фиби, а Фиона Эппл. Что понятно и в целом прекрасно, но если Фиби не выиграет в одной из оставшихся категорий, мы с сэром Элтоном все равно кого-нибудь ударим.
23.18. Лучший фолк-альбом - не "Thanks for the Dance". Да ну вас. World music академики переименовали в global music, но категория для нее по-прежнему одна (для американы только что было штук 10), и Tinariwen в ней соревнуются с Анушкой Шанкар и Бебел Жилберту. А выиграл Burna Boy.
22.59. Пошла киномузыка. "По ходу, "Грэмми" теперь дают абы кому", - заподозрил Тайка Вайтити в связи с победой Jojo Rabbit ("лучшая песенная компиляция"). По ходу, да. Сказав это, необходимо добавить, что в двух следующих категориях наградили кого надо: Хильдур за "Джокера" и Билли с Финнеасом за "No Time to Die".
22.45. Вторая музыкальная пауза - в исполнении очень активного во время локдауна немецкого пианиста русского происхождения Игоря Левита. Ведущая Premiere Ceremony Джене Айко сообщила, что она "в раю", а вот вышедший представить очередные категории комик Билл Берр задался альтернативным вопросом: "мне одному хотелось покончить с собой во время этого фортепианного соло?" Ну, мы же смотрим SNL - вот такой у него юмор.
22.36. На связи - внезапно - Бек! Его "Hyperspace" награжден за лучшую звукорежиссеру. Лучший ремикс года - на счету диджея Иманбека Зейкенова из Казахстана ("Roses" Saint Jhn).
22.29. Дошло до госпела и христиан, у которых поголовные проблемы со связью: один на mute, другого не слышно сквозь помехи, а третий - Канье Уэст. Да, помочившийся недавно в один из своих "граммофонов" Канье выиграл еще один, за лучший "современный христианский альбом".
22.23. Бейонсе пока на 50%: выиграла за видео (вместе с дочкой), но не за музыкальный фильм, уступив при этом не Спайку Джонсу с Beastie Boys (что было бы простительно), а фильму о Линде Ронстадт. Пока все очень быстро и эффективно - уже дошло до первой музыкальной паузы, в ответе за которую еще одна канадка, Лидо Пимиента.
22.14. Хильдур Гуднадоттир не выиграла за Bathroom Dance (лучшая инструментальная композиция) - но, хочется верить, не останется без Grammy за саундтрек к "Джокеру".
22.10. Обе танцевальные/электронные Grammy уходят, куда бы вы думали, в Монреаль - к Kaytranada!
22.07. Начало хорошее - изобретательно спродюсированный трибьют Марвину Гею и его "Mercy Mercy Me" (которой в этом году полвека) в исполнении пары десятков номинантов (включая, например, Анушку Шанкар и Камаси Вашингтона).
Начнем с песни, которая совсем скоро принесет Билли Айлиш еще одну "Грэмми" – и в месседж которой нещадно критикуемой Академии предположительно хочется верить.
Frank WESS (1922)
John MCLAUGHLIN (1942)
Arthur CONLEY (1946)
Chris CUTLER (1947)
Eugene CHADBOURNE (1954)
Nels CLINE (1956)
Bernard SUMNER (1956)
Michael STIPE (1960)