ФЕСТИВАЛЬ  Glastonbury Experience: Greatest Hits

Десятка лучших сетов виртуального Гласто: от Бейонсе до Эми, от Royal Blood до Radiohead

Главный музыкальный фестиваль планеты Земля отмечает полувековой юбилей. По такому случаю на очередном Glastonbury должны были выступить сэр Пол Маккартни (Paul McCartney), Кендрик Ламар (Kendrick Lamar), Тейлор Свифт (Taylor Swift), Дайана Росс (Diana Ross), Дуа Липа (Dua Lipa), Том Йорк (Thom Yorke) и кто только не - но, как и все остальные фестивали этого лета, юбилейный Гласто был отменен из-за пандемии.

На наше с вами счастье, организаторы Glastonbury скооперировались с BBC и поделились десятками исторических, легендарных и просто очень хороших фестивальных сетов разных лет, до конца июля доступных на бибисишном iPlayer. Строго говоря, возможность им пользоваться - это привилегия британских налогоплательщиков, но приличный VPN позволит к ним - разумеется, с благодарностью - присоединиться.

Обозреватель Звуков Сергей Степанов посвятил последние две недели именно этому - тотальному погружению в Glastonbury Experience, который показался ему лучшей (уж всяко лучше драйв-инов) альтернативой реальному концертному опыту. Посмотрев свыше сотни Гласто-сетов (параллельно читая выпущенный к 50-летию фестиваля нарядный и увесистый coffee table book), выбираем десятку тех, что стоит увидеть каждому.

№10
Michael Kiwanuka, 2019

То ли потому что Майкл - один из последних музыкантов, увиденных мной живьем до того, как это стало роскошью, то ли потому что прошлым летом англичанин был в шаге от релиза своего magnum opus "Kiwanuka", то ли потому что к этому моменту он уже вырос в превосходного концертного артиста, но его вечерний сет на Park Stage - бесспорный highlight подборки, находящейся на iPlayer в разделе "Glasto Winddown" (в примерном переводе - "отходняк"). Киванука уже играет "You Ain't the Problem", но кульминация шоу - это, как и прежде, никуда не спешащие и всюду успевающие версии "Father's Child" и "Love & Hate".


№9
Amy Winehouse, 2007

Сразу два сета отыграла на Гласто 13-летней давности Эми Уайнхаус, поочередно появившаяся на главной (Pyramid) и тематической (Jazzworld) сценах. Оба выступления формально относились к туру в поддержку "Back to Black", изобиловали кавер-версиями (песен Сэма Кука, Toots and the Maytals, The Specials и The Zutons) и продемонстрировали Эми если не на пике формы, то по крайней мере далеко от дна, на котором она оказалась совсем скоро. На iPlayer они объединены в часовой the best of, где нашлось место и шлягерам, и джазу.


№8
Florence + the Machine, 2015

Один из самых популярных фестивальных нарративов - внезапная отмена того или иного хедлайнерского сета и абсолютный, безоговорочный триумф группы, вызванной исправлять положение. Пять лет назад это с присущей ей обманчивой легкостью удалось Флоренс Уэлч (Florence Welch), бесстрашно принявшей эстафету у сломавшего ногу Дейва Грола (Dave Grohl) и доказавшей, что суперзвезды рождаются даже из числа наследниц Кейт Буш (Kate Bush), - помимо прочего, исполнив благодарственную версию "Times Like These" Foo Fighters.


№7
Royal Blood, 2017

Я уже как-то рискнул назвать дуэт из Брайтона будущим музыки рок, и их сет на Гласто делится подробностями на эту тему. Бас-гитарист и певец Майк Керр (Mike Kerr) наяривает убойные риффы и заигрывает с телевизионной камерой, барабанщик Бен Тэтчер (Ben Thatcher) атакует ударную установку, делая вид, что не замечает стоящего на сцене старшего брата по оружию Ларса Ульриха (Lars Ulrich) из Metallica, оба распивают шампанское, празднуя первое место, занятое в британском хит-параде их второй пластинкой "How Did We Get So Dark?", ну а финальная "Out of the Black" - это что-то неописуемое.


№6
Nick Cave & the Bad Seeds, 2013

Обоснованно определенный по ведомству "Легенд" Ник Кейв украшает Glastonbury Experience аж дважды, и если его выступление в 1998 году можно (хотя не хочется) пропустить, то это всем запомнилось настолько, что пару раз упоминается в книжке "Glastonbury 50". С поздними The Bad Seeds живьем сравнится мало кто, и дело тут даже не в "Jubilee Street" или "Push the Sky Away" (хотя и в них тоже), сколько в нервирующем, непредсказуемом, неподражаемом шаманстве их фронтмена, здесь пробирающегося по головам к сидящей на чьих-то плечах девушке - и поющего "Stagger Lee" ей в лицо.


№5
Foo Fighters, 2017

Грол не был бы Гролом, если бы он не вернулся на Гласто c одним из самых длинных хедлайнерских сетов в фестивальной истории - в какой-то момент лидер Foo Fighters честно признается, что они будут играть, пока их не выгонят со сцены. Прежде чем это случится, Грол играючи побьет рекорд Адель (Adele) по количеству бранных слов по ходу одного шоу, споет хотя бы одну песню с каждого из девяти студийных альбомов Foo Fighters и, как всегда, поменяется местами со своим влюбленным в Queen барабанщиком. Избыточный и идеальный рок-концерт старой школы.


№4
Beyoncé, 2011

Одним из хедлайнеров Гласто-2011 были готовившиеся к этому почти 30 лет U2 (в 1982 году название группы успели - как оказалось, опрометчиво - разместить на афишах, а в 2010-м ирландцы взяли самоотвод из-за травмы Боно), но шоу украла закрывавшая Glastonbury Бейонсе. Она еще не выпустила ни "Lemonade", ни хотя бы "Beyoncé", но уже не постеснялась стать главной рок-звездой на важнейшем из рок-фестивалей - стартовав с "Crazy in Love", вытащив на сцену ошарашенного Трики (Tricky) и пройдясь по чужим золотым стандартам в диапазоне от Eurythmics и Аланис Мориссетт (Alanis Morissette) до Принса (Prince) и Kings of Leon.


№3
David Bowie, 2000

Первый Glastonbury этого века вошел в историю как самый массовый: обилие безбилетников привело к тому, что при официальной посещаемости в 100 тысяч человек пятничных хедлайнеров The Chemical Brothers слушали 200 тысяч. Это - и трагедия на проходившем в те же дни фестивале в датском Роскилле - заставили организаторов пересмотреть взгляды на безопасность, ну а с лихими 1990-ми (и XX веком) Гласто попрощался эпическим сетом вернувшегося на Гласто после 29-летнего отсутствия Боуи. Изданную уже после его смерти полную версию шоу на BBC показали впервые.


№2
Pulp, 1995

В прямом эфире британского ТВ Гласто дебютировал в 1994 году, а уже следующим летом фестивальный канон пополнился сетом, без которого Glastonbury Experience показался бы неполным. В последний момент заменив в амплуа хедлайнеров The Stone Roses, старейшая группа бритпопа - только что выпустившая свой самый успешный сингл "Common People", но в целом привыкшая летать ниже радаров - отыграла феерическое и историческое шоу (песни "Disco 2000", "Sorted for E's & Wizz" и "Mis-Shapes" прозвучали на нем впервые!), в буквальном смысле в одночасье выбившись в звезды.


№1
Radiohead, 1997

Но ничье шоу не иллюстрировало выражение "из грязи в князи" красноречивее, чем первый из выпавших на долю Glastonbury хедлайнерских сетов Radiohead. Тремя годами ранее они впервые украсили фестивальный постер (расположившись в нем между Apache Indian и Inspiral Carpets), месяцем ранее - выпустили "OK Computer", а 28 июня 1997 года раз и навсегда узаконили свое место в пантеоне концертных богов, вдохновенно сыграв утопавшим в грязи счастливчикам (и миллионам зрителей BBC) два десятка более или менее великих песен - несмотря на достававшие группу и особенно Тома Йорка технические проблемы.


10.07.2020, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: