Третий день фестиваля открывается фирменным блюдом – лайвом не слишком известного, но при этом отличного локального артиста. Бобби Масало (Bobby Masalo) или просто Masalo уже несколько лет в обойме амстердамского лейбла Rush Hour, хотя музыки выпускает пока мало и нечасто. Зато в его активе есть сингл, записанный вместе с самим Соичи Терадой (Soichi Terada). На этом фестивале Бобби не только играет лайв, но и курирует завтрашнюю программу сцены Connects, которую сам же и закрывает диджей-сетом.
Сегодня Masalo играет в 16.00 на главной сцене, и несмотря на сравнительно ранний час, народу там собралось внушительное количество. Бобби играет очень (местами даже слишком) энергичную музыку на стыке nu disco, хауса и транса. Весело, мелодично – примерно то, чего все и хотят услышать в это время на главной арене. Вообще, надо сказать, что с программированием сцен в этом году получше, главная площадка Loop полна почти всегда, в то время как год назад этот "Луп" зачастую пустовал, а многочисленные посетители норовили как сельди в бочке набиться в Greenhouse или, того хуже, в UFO II.
Еще одно приятное нововведение – в этом году на больших площадках (Loop и UFO I) добавили места для зрителей, расположенные как бы над сценой, откуда можно во всех деталях рассмотреть сетап и процесс игры. Удивительным образом, туда не то, чтобы ломится толпа желающих, так что этот "спот" тут же становится моим любимым – долго и обстоятельно рассматриваю железки Бобби и сам процесс исполнения.
В оранжерее сегодня бразильский день – диджеи играют байле-фанк и босанову, а в слоте легенды выступают с концертом 80-летний Маркос Валле (Marcos Valle) и его группа. Расслабленный вайб, куча музыкантов, джазовые мотивы и много перкуссии – ровно то, чего и ждешь от выступления бразильского ансамбля. Внешне Маркос (в своём бэнде он играет на клавишах и поёт) похож на бывалого рокера с развевающимися седыми кудрями, но голос у него подчеркнуто мягкий. Публика на удивление "прошарена" и подпевает всем хитам 50-летней давности. Электронный фестиваль? Нет, не слышали!
После Маркоса успеваю ненадолго забежать на сцену Selectors, где диджеит DJ Sprinkles. Там звучит очень приятный и даже несколько вальяжный дип-хаус, но слушать его тяжеловато – народу много (почему-то на этой сцене всегда аншлаг) и все очень громко разговаривают. Отправляюсь в UFO II на Rezzett. С музыкой Джексона Бейли (Jackson Bailey) и Люка Блэра (Luke Blair) я знаком скорее поверхностно, но лайв обещает быть интересным. Ожидания не обманывают – британцы оказываются чем-то вроде новой реинкарнации Mouse On Mars. Быстрая, энергичная, танцевальная и при этом несколько дурашливая музыка на стыке техно, IDM, джангла и чёрт знает чего еще. Вот вам и главное открытие.
Послушав еще немного дип-хаус от DJ Sprinkles, иду смотреть на Рона Трента (Ron Trent), который под вывеской The Warm привез сюда живую группу, где на клавишах, ни много ни мало, Джиджи Масин (Gigi Masin), без которого как правило не обходится ни один Dekmantel Fest. Задумка вроде бы прекрасная – добавить в дип-хаус живого грува, джазовой импровизации и расслабленной психоделии в духе Khruangbin. Но получается что-то совсем странное – ансамбль звучит несыграно, ритм-секция не качает, а главное – совершенно разваливается драматургия. Музыка никуда не движется, мы будто бы слышим бесконечный саундчек, где музыканты несвязно бренчат и вот-вот сыграют нам что-то осмысленное, но всё никак не начнут. Ухожу разочарованный.
К счастью, на главной арене уже начался лайв Octo Octa. Я жду от неё брейкбита, но Майя играет классический незатейливый хаус по заветам лейбла Strictly Rhythm начала 1990-х. В те времена я такой звук активно не любил, а сейчас воспринимаю его с интересом и даже некоторой ностальгией – на фоне современного клубного мейнстрима всё это уже звучит как музыка сфер.
В UFO II уже стартует Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni). Продакшен сегодня не такой богатый – никаких лазеров, одни стробоскопы, причем в самом начале сета Лоренцо долго ругается со световиками, которые настойчиво пытаются моргать прожекторами прямо ему в лицо. Сенни играет привычный неотранс без бита, но относительно последнего альбома сильно сместился в сторону бейса и гиперпопа, даже вокальные вставки появились (хотя хиты типа "XAllegroX" всё еще на месте). Играет, да и ведет себя, итальянец при этом довольно странно – он то в случайный момент начинает "убивать" музыку эффектами, превращая звук в перегруженную кашу, то вдруг начинает скакать как ужаленный. Как говорил один инопланетянин, "вот что значит две лишние капли валерьянки".
Сделав паузу на ужин, отправляюсь на финальный сет субботы – программу арены The Nest закрывает диджей-сет Goldie. Вообще, после девяти часов на всем фестивале начинается тотальное "отдыхаем хорошо", почти все диджеи играют быстро и "чтоб качало" без всякого эстетства. Так что найти что-нибудь приличное на так просто. Голди неплох, но и не то, чтобы хорош – играет современный "драмчик", где ритм-машины и воббл-бас окончательно вытеснили сэмплированные брейки. Поплясав под него полчасика, отправляюсь отдыхать – завтра тут будет интереснее.
Воскресенье, финальный день фестиваля, в очень большой степени посвящено классическому техно. Не скажу, что техно – мой любимый жанр, но тут виной скорее его коммерциализация и очевидная "потеря качества" уже в XXI веке. Но классика из девяностых – совсем другое дело. День начинается с лайва Octave One (детройтских пионеров, начинавших еще в 1990-м с пластинок на лейбле Деррика Мэя Transmat) на главной сцене. Ленни и Лоуренс Бёрден (Lenny & Lawrence Burden) к тому же играют знаковый альбом "The Collective" 1996 года. Совершенно шикарный "железячный" лайв, ну и музыка – абсолютный вышак, всё что есть лучшего в детройтском техно. Уже мощно, энергично и футуристично, но еще не "механическое долбилово", а музыка с фанковым грувом, свингующими синтезаторами и диско-сэмплами. Восхитительно.
После техно-старта резко меняем тему: в оранжерее играет даб-пионер Адриан Шервуд (Adrian Sherwood), босс лейбла On-U-Sound. Шервуда я до этого видел уже раза два-три, и это всегда было хорошо. Адриан традиции не изменяет, играя отличный гибрид корневого регги, даба, дабстепа и драм-н-бейса. Самое поразительное в его стиле – он даже на сцене ведет воображаемый радиоэфир: "Это была пластинка с лейбла Studio One 1972 года, в ближайшие полчаса у нас еще много отличной музыки!".
После дабовой передышки возвращаюсь на главную сцену, где свирепствует Стив Рахмад (Steve Rachmad) aka Sterac. Стив очень строго держится традиций Детройта первой половины 1990-х, даром что сам он нидерландец. Музыку Стерак ставит жесткую и минималистичную, но при этом довольно тёплую по звуку – всё это в массе своей записи еще "аналогового" периода.
В UFO II играет лайв Polygonia – артистка из Мюнхена азиатских кровей. За несколько лет она уже успела набрать довольно обширную дискографию, но всё еще числится среди молодых и перспективных. Сайт фестиваля описывает её музыку как "смесь техно, даунтемпо и эмбиента", но получается скорее смесь техно, техно и техно (и немного бейса) – довольно типичная "модная музыка", очень быстро и как-то невразумительно. Не впечатлившись, отправляюсь в UFO I на сет Хелены Хауфф (Helena Hauff). Немка в порядке – играет сначала злобный эйсид, перемежающийся не менее злобным электро, а под конец уходит в музыку более мелодичную, почти брейнденс. Вот только звук на этой площадке такой громкий, что различить в нем какие-то детали возможным не представляется.
Следующим запуском в UFO II диджеит швед Кари Лекебуш (Cari Lekebusch), звезда техно 1990-х и один из героев моей "клубной молодости" – живьем я был на нем лет 25 назад, когда он играл в Москве вместе со Стивом Столлом (Steve Stoll) и Деймоном Уайлдом (Damon Wild), да и пластинок и дисков его у меня собрано немало. Лекебуш делает ровно то, чего все от него и ждут – играет жесткий и энергичный олдскул (техно? эйсид? хардтранс?) в темпе от 140 ударов и выше. В общем, примерно то же, что и 25 лет назад, только с флэшек вместо винила. Очень достойно.
Устав от таких скоростей, отправляюсь в соседнюю арену UFO I посмотреть на лайв проекта Karenn – коллаборации двух звезд, Blawan и Pariah. Играют они вроде бы даже классно – добротный синтезаторный лайв, мощный техно-ритм, на который положены красивые синтезаторные текстуры. Но оглушительный звук всю эту красоту убивает на корню, за этим грохотом процентов 70 приходится достраивать и додумывать. Помучавшись минут 15, отправляюсь дальше – запомним и послушаем их как-нибудь в более комфортной обстановке.
В UFO II тем временем начинается лайв-шоу еще одного техно-ветерана, британца Себастиана Воана (Sebastian Vaughan) aka 69db, участника легендарной саунд-системы Spiral Tribe. В начале девяностых Spiral Tribe были системообразующей формацией в нелегальном рейв-движении Англии, затем скрывались от проблем с полицией в соседней Франции, где участвовали в становлении хард-техно сцены. С одной стороны 69db любит быстрое техно на грани хардкора, с другой – даб и регги. В результате, его музыка как бы разделяется на две составляющие, бит и всё остальное. Психоделические дабовые "эхоскейпы" вполне могли бы вписаться в нынешний формат лейбла Ilian Tape, но под ними вовсе не замысловатые брейкбиты, а высокая, почти пси-трансовая прямая бочка в темпе от 150 и выше. Странно, но по-своему кайфово.
На главной арене тем временем началось последнее и главное действо – трехчасовой сет Джефа Миллса (Jeff Mills). Первое что сделал Джефф – это разогнал толпу, которая тусовалась в диджейской на протяжении трех дней напролет. Сейчас на сцене должен быть он и только он. Начинает он еще при свете, но вскоре начинается эффектный закат, и где-то через час становится темно, и стробоскопы с дымом и лазерами над полной ареной усиливают ощущение большого перформанса.
Надо сказать, что Миллса я до этого видел раз пять (в том числе и с лайвом), и не могу сказать, что был под большим впечатлением. Чаще всего это было быстро, технично, жестко, но как-то безжизненно. Здесь же сложилось несколько факторов – с одной стороны, Джефф играет чуть более мягко, медленно и абстрактно, чем обычно. В сете много классики техно-минимализма вроде Роберта Худа (Robert Hood), Деймона Уайлда или самого Миллза (представьте себе что происходит с публикой, когда он ставит "Bells"). С другой, играет он не в гулком ангаре, как обычно, а на открытой площадке – звук здесь априори более тихий и разборчивый, в эту музыку наконец можно вслушаться и воспринимать её не как топливо для танцев, а как концерт. Ну и визуальная часть на уровне – это уже почти Жан-Мишель Жарр (Jean-Michel Jarre) с его лазерными шоу. Мощь невероятная! Казалось бы, сколько уже всего видал, а ведь могу еще впечатлиться диджей-сетом.
Терпения слушать Джеффа три часа у меня всё же не хватает – из чистого любопытства отбегаю послушать Gero & Masalo на маленькой сцене Connects и оказываюсь на другой планете – тут царят веселье и диско-угар, а звучат Kano и Yellow Magic Orchestra. Вот это я понимаю разнообразие!
Ну вот кажется и всё. И хотя лайнап в этом году был явно не лучшим, но получить от четырех дней фестиваля массу отличных впечатлений это не помешало. Нынешний горизонт планирования никак не позволяет уверенно сказать "увидимся в 2025-м", но мы будем стараться.
1970 – В этот день в 1970 году погибла непревзойдённая королева белого блюза и пионер женского рока Дженис Джоплин. Официальной причиной смерти специалисты называют передозировку опиатами »»
Torben ULRICH (1928)
Lloyd GREEN (1937)
Leon THOMAS (1937)
Bernice Johnson REAGON (1942)
Eddie GOMEZ (1944)
Nona HENDRYX (1944)
Duke ROBILLARD (1948)
Евгений ОСИН (1964)
Лена КАТИНА (1984)