SZIGET  Sziget 2019. Обитаемый остров. Часть 1

В Будапеште стартовал Sziget – один из крупнейших Фестивалей Европы. Эд Ширан, Foo Fighters, Franz Ferdinand, The National и другие - в репортаже Звуков

В Будапеште стартовал фестиваль Sziget – один из крупнейших Фестивалей Европы. В этом году, впрочем, как и всегда, лайн-ап впечатляет: среди заявленных участников - Ed Sheeran, Foo Fighters, Franz Ferdinand, Richard Ashcroft, The National и другие.
Фестиваль длится 7 дней, это серьёзное испытание для меломанов: целая неделя музыки и веселья с традиционной венгерской летней жарой под 35 градусов.

Ощущение праздника настигает тебя уже в аэропорту – на паспортном контроле никто не спрашивает о цели визита, а на выходе всех встречают специализированные шаттлы, которые отвезут и на остров, и по нужным адресам в городе.

В этом году огромные толпы встречают нас уже на подступах к острову. Несмотря на впечатляющие очереди и довольно плотное движение, атмосфера довольно позитивная.

В этом году, как и Glastonbury, Sziget полностью отказался от использования пластиковых стаканов. Покупая напиток в первый раз, нужно быть готовым к тому, что придётся заплатить на 500 форинтов больше. Это цена многоразового стакана с символикой фестиваля. Его можно использовать многократно, а если нет желания носить его повсюду, стакан без труда можно обменять на токен, который при очередной покупке напитка обменивается на стакан - и так до бесконечности. Вернуть кровные по завершению праздника не получится, поэтому, в последние дни лучше найти самый красивый стакан, который уедет домой в качестве трофея.
Кроме того, к осмысленному использованию ресурсов призывает и ролик, который транслируется между концертами: участники фестиваля клянутся веселиться с друзьями вне зависимости от цвета их кожи, быть терпимее к разным культурам, а также закрывать воду во время намыливания, после мытья рук и даже принимать душ с друзьями. Игровая форма и обращение со стороны участников (а не взрослых дядь и теть) работает на отлично и результат виден уже к вечеру первого дня: вся территория достаточно чистая, а в санузлах действительно не льётся из незакрытых кранов вода. И это прекрасно.

Лучшие акты

По-настоящему отожгли уже в первый день Frank Turner & the Sleeping Souls. Кстати, свою карьеру Фрэнк Тернер (Frank Turner) начинал в пост-хардкор группе. А позже – записал несколько сольных акустических пластинок.

То, что имеем сейчас – похоже не очень "причесанный" панк-рок, просто рок и фолк-рок. Как оказалось, все эти характеры (и направления) легко могут ужиться в одном человеке. Результат -100% драйв и кажется, что с этими ребятами просто невозможно устоять на одном месте.

Возможно, поэтому ирландцы Kodaline, -кстати, любимцы Sziget и венгерской публики в целом, поднявшиеся на сцену вслед за Frank Turner & the Sleeping Souls, смотрелись немного бледно. У Kodaline огромное количество по-настоящему хитовых композиций, и такого рода сеты просто обязаны собрать все овации. В тот вечер что-то пошло не так и, кажется, что солист команды Стив Гарриган (Steve Garrigan) выглядел немного напряжённым и даже неискренним.

Волшебства, на какое способны Kodaline, не случилось. Но в целом, сет неплохой, хоть и с сильным перекосом на лирический лад. Но ревущая толпа девченок в первых рядах, кажется, этого даже не заметила.
Тем не менее, Kodaline были бы куда уместнее на главной сцене, где тот же самый лирический настрой звучит уместнее. Крытая площадка А38 все же больше про что-то потяжелее и подрайвовее, особенно, в вечернее время. Да и число поклонников Kodaline из года в год растет в геометрической прогрессии, поэтому, и расположиться всем было бы куда комфортнее на открытой площадке, нежели в душном А38.

Французская певица Jane, напротив, была бы уместнее на любой другой или тематической сцене. Jane – великолепна. В этой барышне присутствует тот неуловимый французский шик, который безуспешно пытаются повторить модницы всего мира. В целом, Jane отыграла неплохой сет с типичным для такого формата "где же ваши ручки", но для главной сцены, определенно, этого мало. Тем более, перед толпой уже несколько часов ожидающей главного героя этого вечера.

Хедлайнеры

Когда на афише появляется имя "Ed Sheeran", ждите массовый девичий десант. В первый же фестивальный день уже с самого открытия подступы к главной сцене надежно охранялись девчонками, ожидающего неподражаемого, талантливого, успешного, харизматичного (и еще море эпитетов) Эда.

Эд - это Феномен. Несмотря на то, что многие говорят о своей нелюбви и непонимании творчества артиста, этот парень с гитарой умудряется собирать стадионы и просто огромные площадки, уровня Пирамиды на Фестивале Glastonbury. И тут невольно задаешься вопросом: если кругом столько ненавистников, то кто тогда все эти люди, кто ходит на концерты Ширана и обеспечивает ему миллионные прослушивания?

Эд великолепен. И, как всегда, с лёгкостью и какой-то детской непосредственностью один за одним исполняет свои хиты, прибывая на сцене в гордом одиночестве и при этом держа на себе внимание более 60 000 человек.

Не было никакой шоу-программы, а мониторы демонстрировали ровно то, что прямо здесь и прямо сейчас происходило на сцене – просто Эда с гитарой. Эд играет свой сет на специально сооружённом мостике - иначе издалека его совсем не видно. В остальном сцена совершенно пуста. Периодически музыкант выходит на "язык" - и тогда происходит настоящее волшебство. Возможно, градус повышает возникающая в этот момент доля «интима» между артистом и слушателем: кажется, что это просто обычный рыжий соседский парень, играющий на гитаре простые песни о понятных вещах. И нет никаких толп фанатов. Только ты, Эд и его музыка. Не в этом ли кроется секрет исполнителя? Парень легко управляет этой толпой, которая тихо и с обожанием в глазах внемлет каждому спетому слову и звучащему аккорду. И в этом отсутствии антуража и тотальной простоте Ширан кажется настоящим божеством, ведущим за собой огромное количество учеников.

После концерта (и даже спустя еще 1.5 часа после него) многотысячная толпа все еще пытается выйти с территории. Еще почти час требуется на то, чтобы пройти довольно небольшой отрезок до железнодорожной станции. Кажется, что по этому случаю даже электрички ходят с меньшим интервалом, а контролеры даже не пытается проверять билеты. Такого Sziget еще точно не видел и вряд ли увидит в ближайшем будущем.

Еще одни любимцы венгерской публики, британцы Franz Ferdinand, вышли на сцену во второй фестивальный день. Музыканты отыграли свой сет около 6 вечера. Кажется, эту команду можно выводить в любое время суток и даже с утра на заводные звуки FF сбегутся все, включая тех, кто ещё мгновение назад еле двигал ногами. «Францы» показали практически ту же программу, что и год назад в Москве. Разумеется, прозвучали все основные хиты группы. Изможденная жарой публика забыла про все и отрывалась по полной программе: бедный «динозавр» в самой середине толпы держался из последних сил, но все же выжил; довольно помятая и небритая "Белоснежка" с повязанным вокруг талии флагом Бразилии отплясывала, задирая ноги выше головы, а в перерывах делая жадные глотки из ведра мохито. На последок фронтмен команды Алекс Капранос (Alex Kapranos) использовал стандартный ход, который в последнее время практикуют многие музыканты – усадил всех на землю, дав, тем самым, долгожданную возможность отдохнуть и отдышаться. Учитывая количество фанатов, пришедших на концерт, сидящая многотысячная поляна впечатляет. А спустя несколько минут вся толпа уже с удвоенной силой продолжила отжиг. Завершили сет традиционной Fire. В общем, парни обещали (I’m gonna burn this city) – парни сделали.

Вслед за Franz Ferdinand на сцену вышел Ричард Эшкрофт (Richard Ashcroft). Средний возраст среднестатистического посетителя фестиваля, все же Sziget – это больше аудитория Ширана, нежели Эшкрофта, поэтому в самом начале посетителей было относительно немного и кажется, даже меньше, чем на Францах. Все же, Францы веселые, а Эшкрофт – это, своего рода, музыкальный крафт. Весьма своеобразный и рассчитанный на чуть более взрослого слушателя. В общем-то, для поклонников – это работает «на руку»: есть возможность с комфортом (а не в беснующейся толпе динозавров и Белоснежек) и в довольно камерной атмосфере послушать любимого артиста.

Но, не тут-то было: уже к середине сета аудитории, сбежавшейся на волшебные и немного меланхоличные звуки с лениво растягиваемыми словами, стало в разы больше.
Сет начали с Sonnet из репертуара The Verve – далеко на самая драйвовая композиция в репертуаре, как The Verve, так и сольного творчества Ричарда, но кого это волнует? Тем более и сам Ричард всегда придерживался амплуа настоящего плохиша с нескрываемой зависимостью и взрывным характером. Поэтому очень фестивальной и совершенно нехарактерной для музыканта той же Love is Strong не дождались, но это и к лучшему, ибо на ее фоне для неподготовленной публики все остальное могло звучать довольно скучно. А мы любим Ричарда как раз за его способность писать совершенно волшебные атмосферные, и, кажется, обладающие физическим свойством обволакивания, композиции.

Сет, со всем его лиричным настроем получился волшебным. Прозвучали, разумеется композиции из The Verve – вышеупомянутая Sonnet, а также Lucky Men, Space and Time и другие, и из сольного творчества артиста, причем, без фокуса на последний сольный альбом, но с таковым на более ранний период творчества, включая альбом 2016 года These People, с которого были исполнены Hold On и They Don’t Own Me.
Аудитория с удовольствием подхватила «DJ, play a song for the lowers» и другие, исполненной практически в самом начале сета и, кажется, что вот тут незримый барьер между музыкантом и аудиторией исчез окончательно: подпевка со стороны публики становилась все громче, а Ричард все более входил с своё привычное амплуа – побоксировал с микрофоном, пару раз высказался, используя непечатные слова и выражения.

The Drugs Don’t Work прозвучала в акустике и лишь в конце добавилось полноценное электричество. Такой контраст впечатляет и позволяет прочувствовать все гораздо глубже. Уже ближе к завершению сета, Ричард поблагодарил всех пришедших на его концерт и рассказал о том, что никогда не использует на сцене «ухо» - поэтому у него есть возможность слышать отдачу от аудитории, которая была в тот вечер просто фантастичной и к середине сета – весьма многочисленной.

Завершился сет, композицией, которую точно знает каждый первый – Bitter Sweet Symphony. Эшкрофт исполнил ее на надрыве, не жалея связок, отчего она прозвучала просто эпично. Показалось, что даже продавцы близлежащих лавок на время это время оставили свои дела и вместе с несколькими тысячами поклонников артиста, рискуя сорвать голос старательно выводили "Have you ever been down?".

Новички

Любой музыкальный фестиваль - это отличная возможность для молодых артистов и здесь Sziget же нет равных.

Pale Wawes – относительно молодая и при этом уже активно гастрлирующая британская инди-поп команда. Совсем недавно Pale Waves посетили Москву и выступили на Park Live, а также сыграли на Glastonbury. На Sziget группа вмиг отыскала своего слушателя и сходу собрала практически полный А38. К Pale Waves как нельзя лучше подходит определение "next door girl" - фронт(ву)мен команды, не смотря на свой достаточно мрачный и готичный вид, умудряется петь и играть весьма солнечную и понятную музыку, без претензии на оригинальность и диких гитарных запилов (все же, есть некий диссонанс с внешностью артистки и их музыкой). Кажется, что абсолютно любой трек Pale Waves можно брать и использовать в качестве саундтрека к любому молодежному сериалу или фильму. Они молоды и свежи и, видимо, о Pale Waves мы услышим еще не раз.

Alyona Alyona выступила в первый фестивальный день на сцене Volt. Alyona Alyona – украинская рэп и хип-хоп исполнительница. Даже если хип-хоп точно не ваша музыка, равнодушным – не останетесь. Alyona – совершенно антигламурна: МС читает о понятном, со всей своей простотой в смешной аляпистой рубашке и бусиках. Это настолько ново и непривычно в рамках стиля, что не покидает ощущение какого-то розыгрыша.

Разумеется, недюжий талант тут тоже налицо: кажется, барышня легко заткнет за пояс любого (если не каждого) современного исполнителя в рамках стиля на всем постсоветском пространстве. В общем, не зная украинский, понять содержание трека не сложно, подпеть в нужных местах тоже. Спустя 20 минут, компашка из полсотни человек (преимущественно из Украины) превращается в несколько сотен. И это успех!

Американцы Welshly Arms<)b> вышли на сцену А38 во второй фестивальный день одновременно с хэдлайнерами The 1975. Welshly Arms – классическая американская рок-банда, с примесями блюза и соула с совершенно чумовым бэк-вокалом, который в случае с Welshly Arms можно рассматривать как отдельный вид искусства. Отчасти Welshly Arms напоминают тех же Foo Fighters и не смотря на относительную молодость, вопрос о том, кто стал настоящим хэдлайнером этого вечера – остается открытым. Впрочем, смотрите сами:

DeWolff придутся по вкусу любителям психоделики времен раннего Pink Floyd и блюз-рока ранних же Led Zeppelin. DeWolff на столько аутентичны, что кажется, что во время их сета время не только остановилось, но и вернулось на пять десятилетий назад. Их музыка - классическое прочтение рока, как стиля на заре его формирования, со всеми его 15-ти минутными гитарными запилами и клавишными партиями в лучших традициях Манзарека (Ray Manzarek/ The Doors).

Польские рокеры Cheap Tobacco во главе с умницей и красавицей Натальи Квятковской (Natalia Kwiatkowska) точно пришлись ко двору. Впрочем, для этого есть все составляющие: заведомо хитовое звучание, мотивирующие и жизнерадостные тексты о неразделенной любви и нежелании опускать руки, довольно общительная вокалистка, умеющая представить свою команду в правильном свете (работа с аудиторией – отличная), а также персоналия самой Натальи как профессионала: девушка в родной Польше по версии специализированного издания The Blues была признана лучшим блюз-исполнителем в 2015, 2016 и 2018 годах.

Продолжение следует!

10.08.2019, Ольга БОГУНОВА (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: