Саундтрек весны
"Чернобыль" (Chernobyl)
Шоу: Главный сериал весны (и, возможно, года) - сделанный силами шведского режиссера Йохана Ренка ("Во все тяжкие", "Ходячие мертвецы", еще больше он известен как клипмейкер и когда-то удостоившийся внимания Бивиса и Баттхеда артист Stakka Bo) и вроде бы рядового голливудского халтурщика Крейга Мазина (сценариста нетленок калибра "Очень страшного кино 3", "Мальчишника в Вегасе 2" и "Поймай толстуху, если сможешь"). Переквалифицировавшись в шоураннеры и очутившись на HBO, Мазин пополнил и без того увесистую копилку тамошних хитов еще одним - удерживающим первую строчку в рейтинге лучших сериалов всех времен по версии IMDb.
Это и впрямь винтажный продукт HBO - хорошо написанный (шоу основано на книге нобелевского лауреата Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва. Хроника будущего"), мастерски снятый, превосходно сыгранный (главные роли разделили Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард и Эмили Уотсон) и ненавязчиво встраивающийся в повестку дня: номинальным злом является лживая советская бюрократия, но от теперешнего Трампа с его выходом из Парижского соглашения она отличается не принципиально. Однако особенный резонанс "Чернобыль" вызвал в бывшем Союзе, где еще не видели, чтобы здешние реалии переводились на язык западного кинематографа с такой достоверностью, уважением и эмпатией.
Музыка: Отдельным откровением оказался саунд-дизайн "Чернобыля" - ювелирная, масштабная, врезающаяся в память работа, проделанная звуковым департаментом и написавшей оригинальную музыку Хильдур Гуднадоттир (Hildur Guðnadóttir). Классически обученная и стилистически гибкая исландская виолончелистка, записывавшаяся с Múm, The Knife, Pan Sonic и Sunn O))), в смысле работы в кино Хильдур - прямая наследница покойного Йохана Йоханнссона (Jóhann Jóhannsson). В соавторстве со своим великим земляком Гуднадоттир написала музыку к "Марии Магдалине" и сериалу "Капкан", а ее давнее сотрудничество с канадским режиссером Дени Вильневом (Хильдур играла на саундтреках к "Пленницам", "Убийце" и "Прибытию") получило развитие, когда именно ей заказали саундтрек к прошлогоднему сиквелу "Убийцы" (над оригиналом работал Йоханнссон).
Однако саундтрек "Чернобыля" - плод совместных усилий Гуднадоттир, саунд-департамента, а также постоянного помощника сэра Дэвида Аттенборо, специализирующегося на внестудийных записях Криса Уотсона (Chris Watson). "С самого начала было ясно, что стандартная музыка для телевизионного триллера тут не подойдет, - рассказала Хильдур в интервью The Reykjavik Grapevine. - Марширующие в драматические моменты скрипки даже не рассматривались как вариант". Вместо этого Гуднадоттир избрала научный подход к работе, задавшись вопросом "как звучит радиоактивность": "Это так интересно в смысле звука, ведь речь о чем-то сильном и всемогущем - и вместе с тем очень тихом".
Получившийся в итоге саундтрек - императивный, гипнотический, а где-то и вовсе леденящий душу эмбиент - полностью скроен из звуков, записанных на всамделишной, ныне закрытой АЭС в Литве, где снимался сериал и куда Хильдур направилась затем, чтобы "наблюдать и документировать, каково это - находиться внутри атомной электростанции. И понять, как этот опыт звучит". Исключение составили хор в треке "Vichnaya Pamyat" и голос самой Гуднадоттир: "В саундтреке нет ни единого инструмента - все было записано на месте. Но нам был необходим какой-то человеческий элемент, потому что это большая человеческая трагедия, которую вызвала человеческая ошибка".
Также в продаже
"Игра престолов" (Game of Thrones)
Шоу: Вероятно, самый долгожданный сезон в истории телевидения - полдюжины отчаянно неровных, необъяснимо поспешных, зачастую выводящих из себя эпизодов, подведших черту под доселе триумфальным шествием шоу о - осторожно процитируем замеченного в "Игре престолов" Иэна МакШейна - "сиськах и драконах".
Музыка: Еще три часа музыки, распределенные между очередным оригинальным саундтреком Рамина Джавади (Ramin Djawadi), где все, как всегда, прекрасно (одна "The Night King" - это еще одна "Эмми"), и альбомом из серии "Inspired by", где сериалом, как могут, вдохновляются The National, The Lumineers, The Weekend и фронтмен Muse Мэтт Беллами (Matt Bellamy)
"Мстители: Финал" (Avengers: Endgame)
Кино: Главный конкурент "Игры престолов" в споре за внимание миллионов - безукоризненная кульминация 22 фильмов кинематографической вселенной Marvel, продолжающая погоню за "Аватаром", который пока еще остается самым кассовым блокбастером всех времен.
Музыка: Еще одно эпическое усилие Алана Сильвестри (Alan Silvestri), немыслимым образом остающегося без единой оскаровской номинации за уже давно и ничуть не уступающую бестселлерам Джона Уильямса (John Williams) музыку к "Мстителям".
"Рокетмен" (Rocketman)
Кино: Нарядный, самодовольный и не лишенный фантазии jukebox-мюзикл по мотивам биографии - и дискографии - сэра Элтона Джона (Elton John) - как и ожидались, вышедший ненамного, но лучше снятой тем же режиссером "Богемской рапсодии" о Фредди Меркьюри (Freddy Mercury).
Музыка: Решающий в кинематографическом смысле аргумент в пользу "Рокетмена" - исполнитель главной роли Тэрон Эджертон тут не открывает рот под фонограмму, как игравший фронтмена Queen Рами Малек, а честно поет - саундтреку на пользу не идет: певец он старательный, но звезд с неба не хватающий.
Песня весны (и первой недели лета)
Miley Cyrus "Head on a Roll" из "Черного зеркала" (Black Mirror)
Пятый сезон "Черного зеркала" - бессодержательная коллекция больших и маленьких глупостей, но за ударный, с приставкой "мета", выход Майли Сайрус в эпизоде о растиражированной на говорящие куклы и гастролирующие голограммы поп-звезде можно простить многое. Особенно если учесть, что поет она не абы что, а сначала попсово-жвачную, а затем гранжевую версии "Head Like a Hole" группы Nine Inch Nails (которая, конечно, переживет любой техногенный апокалипсис).
Также важно
Внеочередными релизами разродились весной Пи Джей Харви (PJ Harvey), обнародовавшая - пока только в цифровом виде - оригинальную музыку к театральной постановке "Все о Еве" (где по разу солируют играющие главные роли Джиллиан Андерсон и Лили Джеймс), и Sigur Rós, выпустившие - ограниченным тиражом на виниле, под Record Store Day - аж два саундтрека к чему-то связанному с современным танцем, "22° Lunar Halo" и "Variations in Darkness".
1964 – Родилась Саманта "Сэм" Браун, автор знаменитого хита "Stop!" и одноименного платинового альбома. Сделала успешную карьеру в качестве сольной певицы и бэк-вокалистки. Среди прочего, Сэм работала с Pink Floyd, Deep Purple и многими другими »»
1968 – В Веллингбурге, Норхэмптоншир родился Том Йорк - лидер-вокалист легендарной инди-формации Radiohead »»
1969 – Родился Лирой Торнхилл, член британской электронной группы Prodigy и заслуженный пионер жанра бигбит »»
Gordon TERRY (1931)
George YOUNG (1937)
Kevin GODLEY (1945)
David TAYLOR (1950)
John Cougar MELLENCAMP (1951)
Toni BRAXTON (1967)
Thom YORKE (1968)
Alesha DIXON (1978)