Montreux Jazz Festival разрезал атласную ленточку в 51-й раз - и уже в первый день фестиваля на его сценах сыграли 16 коллективов. Хедлайнерами главной сцены стали Макс Рихтер (Max Richter) и Николас Джаар (Nicolas Jaar), Montreux Jazz Club на всю ночь оккупровал Тео Коккер (Theo Croker) с трибьют-проектом File Under Zawinul, а на электронной сцене Jazz Lab безраздельно царили Jacques и Alt-J. Приятным дополнением к программе основной сцены стала Lisztomania - швейцарский проект, родивший потрясающий мелодичный микс из поп-мелодий, электроники и шумового джаза.
Jacques - электронщик, более близкий концептуально Джаару, нежели Alt-J. Это электроника с огромным количеством "нюансов", сотканная из звучков, щелканий зажигалки и звона колокольчиков, нежная и хрупкая, но в то же время очень драйвовая. Но музыка французского музыканта почти вся "собирается" из цифровых либо оцифрованных элементов, в кто время как Джаар - мультиинструменталист с огромным арсеналом живых и аналоговых инструментов, так что эти два шоу все же очень разные.
Джаар выступает в Монтре второй раз. Впервые он появился здесь в 2011-м, на крохотной независимой сцене. Его путь на сцену Стравинского охватил огромный период развития автора от суховатого IDM до гигантского сложного шоу, в котором задействованы горы техники и спецэффектов. Николас не случайно включает в свои сеты уже ставшую знаменитой фразу Марселя Дюшана, чей голос на репите повторяет: "From the labyrinth beyond time and space, seeks his way out to a clearing". Эта фраза открывает трек "Encore", и она - нечто вроде талисмана для молодого музыканта.
В самом начале своего выступления Джаар взял бас-кларнет и открыл сет мрачной джазовой импровизацией, после чего, не прекращая играть, переместился за батарею синтезаторов, микшеров, пультов и бог знает чего еще и начал накладывать на основную мелодическую линию все новые и новые наслоения - орган, ударные, шумы и едва различимые ухом звуки, - ловко перемещаясь между разными блоками, словно паук в паутине.
Мелодия развивалась, складывалась в ручейки и постепенно насыщалась новыми инструментами, новыми отенками звучания, пока на заднем фоне орган удерживал чистую и ровную тему. В ней было и нечто торжественное (и даже экстатическое), и нечто заведомо несерьезное. Каждая композиция - и тяжелая поступь "The Governor", и гипнотическая трансовая "Space is Only Noise If You Can See" - многомерна, ее трудно описать простыми словами. Но однозначно стоит услышать живьем - прежде всего, для того, чтобы понять, что все это играется руками, это не спрограммировано, это очень и очень круто.
В этом году фестиваль существенно расширил свою программу и территорию: более 300 артистов и коллективов, более 2500 квадратных метров фестивальной площадки. Как обычно, Звуки будут рассказывать вам о самых интересных актах MJF в режиме ежедневных репортажей. Оставайтесь с нами!
1989 – Скромняга Джон Бон Джови, наконец, женился на Доротее Херли - подруге детства, в которую будущий рок-идол был влюблен с младых ногтей »»
Toots THIELEMANS (1922)
Claus OGERMANN (1930)
Otis RUSH (1934)
Klaus VOORMANN (1937)
Michael KAROLI (1948)
MASTER P (1969)
ANGGUN (1974)
ЛИНДА (1977)