Не мною и не вчера подмечено: чтобы творческий дуэт в музыке по-настоящему выстрелил, он должен состоять из леннона и маккартни. С маленькой буквы – потому что речь идет не о двух конкретных ребятах из Ливерпуля, а о двух архетипах: мелодист и авангардист. Пол Маккартни — мелодист уровня Моцарта и Чайковского, ставший бы музыкантом при любых обстоятельствах. Джон Леннон — конечно, тоже музыкант, но всё-таки в первую очередь бунтарь, авангардист, катализатор. Ну что такое "Imagine" с музыковедческой точки зрения? Простейший перебор до-мажорного аккорда. Но шибает эта записанная на белом рояле песенка не хуже "Черного квадрата" Малевича.
Подобная история произошла с Алексеем Хвостенко и Анри Волохонским, известными как дуэт АХВ. Анри — добросовестный ученый-химик, уточненный поэт, премудрый кабалист. Хвост — богема, хипарь, гуляй-рванина. Самые известные его песни — это, собственно, и не его песни. Просто как-то так вышло, что именно ему, и никому другому, пришло в голову сопрячь "старинную" музыку с пластинки Владимира Вавилова со стихотворением Волохонского — и вышел "Рай", ставший суперхитом "Под небом голубым". Или готическую балладу о дьяволице с французской шансонеткой – и вышел другой хит, "Орландина"...
Еще одно грустное и жестко соблюдаемое правило – ленноны покидают этот мир раньше маккартни. Анри Гиршевич, будучи на четыре года старше, спокойно живет в Тюбингене (и мы, разумеется, желаем ему долгих лет!), а день рождения Хвоста вот уже 11 раз приходится отмечать без него — но с его песнями, исполняемыми верными друзьями и соратниками.
На сей раз, по случаю юбилея, друзья-соратники и родственники пошли еще дальше. И представили в хорошо всем им знакомом уютном зале ЦДХ что-то вроде "концертного исполнения" пьесы "Первый гриб", сочиненной АХВ еще в шестидесятые (точные даты создания уже забылись).
В классической музыке "концертное исполнение оперы" - это когда собран полный оркестр и полный ансамбль певцов, только эти самые певцы не обряжаются в костюмы персонажей и не ходят в них туда-сюда по сцене, а поют свои арии, спокойно стоя в концертных фраках. Ну, может, в разгар любовного дуэт тенор повернется к сопрано. Нечто подобное произошло и на сей раз. Только с поправкой на жанр. Симпатичные и близкие Хвостенко люди — художники Митя Шагин и Костя Звездочетов, музыканты Лёня Фёдоров, Ваня Жук, Дима Шумилов, Петя Акимов, дискоиздатель Олег Коврига и другие хорошие люди и "людини" (как называл свои философических подруг Ницше), общим числом шестнадцать, расселись вокруг рояля с музыкальными инструментами и листами с текстом, обозначили свои роли каким-нибудь аксессуаром — шапкой или меховой накидкой (изображающей лисий мех). И задорно разыграли "лесную комедию в трех веселых действиях и пяти картинах" (авторское определение) о том, как Ёж Еёж, "большой озорник" и сочинитель, находит гриб — а потом делает то, что на языке американских контркультурщиков называется hack the system – взламывает лесной официоз, оставляя в дураках и Волка Луку, местного "силовика", и вроде как либерального бюрократа Сыча Сарыча, и даже самого медведя Верзилу, главного в лесу. Причем взламывает настолько остроумно и изящно, что к нему невозможно придираться и применить какие-то репрессии. Неудивительно, что в роли этого обаятельного и явно автобиографического персонажа выступила Анна Хвостенко — певица и дочь юбиляра.
Неудивительно и то, что эта издевательская театральная басня в стихах, считающаяся детской (потому все участники в программке были подписаны детскими именами), хоть и совершенно невинна по форме, никогда не могла быть поставлена в СССР. Да в в Париже поставлена была только после смерти Хвоста, в 2005 году, и не в виде детского утренника, а в виде авангардного перформанса с элементами модного дефиле. Как писал по сходному поводу Пушкин про свою пьесу "Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!" Во втором отделении программы ее участники сняли колпаки и выступали уже от своего имени. Анна Хвостенко с Иваном Жуком, Алексей Паперный, Анна "Умка" Герасимова (ее прочили на роль Еёжа, но не срослось из-за несовпадения ее графика с графиком репетиций), Леонид Фёдоров. Все они исполняли песни Хвоста неоднократно, -- и с ним, и без него, и после него.
В частности, я сам впервые услышал поразительную "Часы и Канва" с голоса Леонида Фёдорова именно в этом зале, в ЦДХ, 1 апреля 1997 года, очень мало зная о Хвосте и ничего — о Фёдорове как сольном артисте. И – поразительное дело: прошло 18 лет. Сменилось несколько эпох. Никто из нас не остался прежним. А песни — остались всё такими же: ироничными, драйвовыми, пронзительными. Хвост продолжает собирать вокруг себя хороший людей. И это, видимо, уже навсегда.
Дата рождения:
14 ноября 1940
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)