ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: семейный бизнес

Братья Коэн и братья Бернингер, группа Daughter и 3D-шоу Kraftwerk – в ежемесячной колонке Сергея Степанова.

Автор новой, вдохновленной рекапами телевизионных шоу рубрики Звуков – кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий за океаном, а с 2014-го рассказывающий нам о том, что он увидел там и оттуда за последний месяц.

Главной бытовой жертвой, связанной с переездом за океан, стала для меня в свое время вынужденная необходимость оставить в Москве свою музыкальную коллекцию – рассортированные по коробкам, компакт-диски и прочие бокс-сеты потянули примерно на 350 килограмм. Это экономически целесообразное решение принималось с тяжелым сердцем, но оправдало себя с тех пор вдвойне. Во-первых, компакт-диски за минувшие восемь лет окончательно превратились в приятный, но бесполезный артефакт. А, во-вторых, на смену одной моей массивной коллекции со временем пришла другая – кино, сериалы и концерты на Blu-ray.

Говорю я это исключительно к тому, что в марте на Blu-ray вышел мой любимый фильм прошлого года, “Внутри Льюина Дэвиса”, и среди бонусов его редкого канадского издания оказалась документальная картина “Another Day, Another Time: Celebrating the Music of Inside Llewyn Davis”. В фокусе ее создателей – приуроченный к нью-йоркской премьере “Внутри Льюина Дэвиса” сентябрьский концерт в тамошнем “Таун-холле” (на который я попытался попасть, но, нарвавшись на солд-аут, пошел вместо этого на Massive Attack с песнями Янки и “ГО”), и его определенно стоит увидеть.

В концерте, идея которого принадлежала братьям Коэн и их бессменному музыкальному консультанту Ти Боуну Бернетту (T Bone Burnett), приняли участие многие звезды фильма во главе с исполнителем титульной роли Оскаром Айзеком (Oscar Isaac) и оставшимся за кадром Маркусом Мамфордом (Marcus Mumford), который не только спел за покончившего с собой экс-партнера Льюина, но и отработал заместителем Ти Боуна. По неизвестным причинам в отредактированной версии концерта нет жены Мамфорда актрисы Кэри Маллиган (Carey Mulligan) и замещавшего занятого Тимберлейка Элвиса Костелло (Elvis Costello), но все остальные – и Джек Уайт (Jack White), и Патти Смит (Patti Smith), и Джоан Баез (Joan Baez) – на месте.

Главные тут, впрочем, не они и даже не ассистировавший почти всем хаус-бенд Punch Brothers, а феноменальная Рианнон Гидденс (Rhiannon Giddens), участница награжденной “Грэмми” фолк-группы Carolina Chocolate Drops, поющая на гэльском (языке шотландских кельтов) что-то такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать, ни на YouTube (представьте себе) не найти. Один этот номер, а также обстоятельный фильм о фильме, не говоря уже о выдающейся операторской работе Брюно Дельбоннеля (Brubo Delbonnel), напрашиваются на то, чтобы прямо сейчас назвать “Внутри Льюина Дэвиса” лучшим Blu-ray года.

Кто с ним в этой категории, думается, поспорил бы, так это группа Kraftwerk – если, конечно, немцам придет в голову выпустить их колесящее по свету и добравшееся до монреальского “Метрополиса” 3D-шоу на home video. Понятно, что по сравнению с увековеченным на DVD “Minimum-Maximum” туром десятилетней давности, по ходу которого Kraftwerk впервые увидели живьем многие из нас, изменилось немногое: одного из основателей группы Флориана Шнайдера (Florian Schneider) заменили так называемым “концертным видеотехником”, а для просмотра этого самого видео зрителям теперь выдают 3D-очки. Но ясно и то, что в смысле уместности новых технологий 3D-шоу Kraftwerk – это скорее “Хранитель времени”, нежели “Повелитель стихий”.

Более того, есть подозрение, что именно 3D-очков как единого для всех (кроме артистов, барменов и охранников) аксессуара концертам Kraftwerk и не хватало, чтобы стать предельно герметичным и по-своему идеальным зрелищем – несмотря на предсказуемый, как таблица умножения, сет-лист. Некоторые косметические изменения наблюдались, впрочем, и в нем: альбом “The Man-Machine” прозвучал в “Метрополисе” целиком, а песню “Computer Love” – очевидно, стараниями Coldplay – встречали громче, чем “Autobahn” и “Trans-Europe Express”. Крепнет с годами и репутация пластинки “Tour de France Soundtracks”, в свое время казавшейся проходной (видимо, на фоне остальных записей группы), а теперь – разве что не гениальной (предположительно на фоне остальных записей последних десяти лет).

Украшавшая Metropolis вывеска sold out не удивила, понятно, никого (тем же вечером Kraftwerk отыграли еще одно двухчасовое шоу – для тех, кому не достались билеты на первое) – чего не скажешь об аналогичных словах на входе в Virgin Mobile Corona Theatre в день концерта Daughter, моей любимой новой группы прошлого года. Особенно этот солд-аут впечатлял на фоне состоявшегося днем ранее концерта Лоры Мвулы (Laura Mvula) – автора еще одного яркого британского дебюта годичной давности, - на который пришли человек сто. (Мвула при этом возвращала долг за шоу, отмененное осенью, тогда как Daughter играли в Монреале в третий раз за 11 месяцев.)

Десятикратное преимущество в зрительской аудитории свой отпечаток на заочную битву дебютантов явно наложило: если отпустившая длинные волосы Лора запомнилась исполнением “Sing to the Moon” и новостью о перезаписи одноименного альбома с оркестром, то Daughter – при помощи зала – превзошли самые смелые ожидания. Вероятно, сыграло свою роль то, что именно в этот апрельский день в Монреаль нагрянула, наконец, весна. Возможно, не повредило и то, что местные либералы разгромили всем надоевших националистов на проходивших в этот же самый день провинциальных выборах. Так или иначе, общее настроение в “Короне” было совершенно эйфорическим, и принимали Daughter совсем как группу U2.

Солистку Елену (англичанку ирландских и итальянских кровей) подобный прием искренне ошарашил, а вот ее бойфренда Игоря (швейцарца) скорее воодушевил: смычком на гитаре он вдохновенно наяривал и прошлым летом на фестивале Osheaga, но уверенно воздвигать 5-7-минутные стены звука начал только в формате сольного шоу. Звучало все это как средней руки построк, но с одним важным уточнением: песенный репертуар у Daughter регулярно достигает вершин Пи Джей Харви (PJ Harvey) в ее лироэпической ипостаси. Показательный пример – одна из ранних и лучших песен группы, неальбомная “Landfill”, которую принимали не менее восторженно, чем синглы. В общем, я больше не рискую угадывать, из какой хорошей новой группы выйдет the next big thing (Django Django мне, помнится, казались перспективнее, чем Alt-J), но недооценивать соответствующие шансы Daughter не стоит никому.

Как не стоит недооценивать и силу братских чувств, благодаря которым на свет появилась такая удивительная картина, как “Mistaken for Strangers” – документальное кино как бы о группе The National, а на самом деле о младшем брате ее солиста Мэтта Бернингера (Matt Berninger) Томе, неприкаянном металхеде, в тридцать с чем-то лет поехавшем в мировое турне The National на правах роуди. Снятый Бернингером-младшим по мотивам этого опыта фильм крайне сомнителен с точки зрения кинематографических достоинств, но ничего потешнее я в жанре рокьюментари не видел давным-давно. На полку с дисками такое ставить решительно незачем, но посмотреть в режиме video on demand (или, в переводе на русский, скачать из торрентов) приятно и полезно. И очень, очень смешно.

15.04.2014, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: