САУНДТРЕК  Целлулоид: "Джанго освобожденный" и лучшие саундтреки 2012 года

Итоговая колонка Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

В минувшем году я посмотрел 145 новых фильмов – преимущественно в кино, реже дома, но всегда прислушиваясь к музыке и песням, озвучивающим те или иные сцены или титры (никогда не уходите с титров!) Многие из них были изданы в виде официальных саундтреков, лучшие из них попали в итоговую десятку “Целлулоида” (в которой на сей раз нашлось место и классике). Ах да, на этой неделе в российский прокат выходит, наконец, “Джанго освобожденный” – самодовольный блокбастер Квентина Тарантино (Quentin Tarantino), которому все чаще изменяет вкус, но никогда - слух. Повторил ли саундтрек к “Джанго” успех звуковой дорожки к “Бесславным ублюдкам”, возглавившей аналогичный рейтинг трехлетней давности? Ответ – ниже.

10. “Путешествие на Луну” (Le Voyage dans la lune)
Фильм: Отметившая 110-летие классика мирового кинематографа – революционная для своего времени немая короткометражка Жоржа Мельеса (George Melies), в разные годы вдохновлявшая режиссера Скорсезе, мультсериал “Футурама” и группу The Smashing Pumpkins.

Саундтрек: Тоже короткометражный, но подлиннее картины (31 минута против 16) альбом AIR (в киномузыке, как известно, кое-что смыслящих) – отчаянно рекомендую его делюкс-версию, куда включен DVD с озвученным французами фильмом (отдельно от картинки музыка впечатляет на порядок меньше).

Лучший трек: Air “Lava”

9. “Мой парень – псих” (Silver Linings Playbook)
Фильм: Выдвинутый на восемь “Оскаров” идеальный ромком Дэвида О. Расселла, в котором Брэдли Купер танцует с Дженнифер Лоренс под Дилана и The White Stripes и звереет от “My Cherie Amour” Стиви Уандера (Stevie Wonder).

Саундтрек: Та самая “My Cherie Amour”, оригинальная музыка Дэнни Элфмана (Danny Elfman), треки артистов в диапазоне от The Dave Brubeck Quartet до Eagles of Death Metal – и, наконец, написанные для фильма песни Джесси Джей (Jessie J) и Alt-J.

Лучший трек: Alt-J feat. Mountain Man “Buffalo”

8. “Быть Флинном” (Being Flynn)
Фильм: Еще один – в отличие от предыдущего, глубоко посредственный – фильм с Де Ниро и другими хорошими артистами - беспомощная драма об отце и сыне от режиссера “Американского пирога”, “Знакомства с Факерами 2” и, что более релевантно, “Моего мальчика”.

Саундтрек: Второй саундтрек в биографии английского песнописца Badly Drawn Boy, многим известного исключительно благодаря первому, “About a Boy” (к вопросу о релевантности). Как и десять лет назад, тут есть и инструментальная музыка, и полноценные песни.

Лучший трек: Badly Drawn Boy “I'll Keep the Things You Throw Away”

7. “Особо опасны” (Savages)
Фильм: Лучшая в этом веке работа Оливера Стоуна – бравый и красивый палп как бы на тему войны с наркотиками: с фотогеничным актерским ансамблем, головокружительным кислотным монтажом и обилием музыки, в которой режиссер “Дорз” и “Прирожденных убийц” знал толк всегда.

Саундтрек: Немного бессвязная, но в целом неотразимая компиляция экзотических кавер-версий, раритетных ремиксов и оригинальной музыки экс-сессионщика Echo & the Bunnymen Адама Питерса (Adam Peters) – плюс программная “Legalize It” Питера Тоша (Peter Tosh).

Лучший трек: Massive Attack “Paradise Circus” (Gui Boratto remix)

6. “Самый пьяный округ в мире” (Lawless)
Фильм: Недооцененный “гангстерн” по сценарию Ника Кейва (Nick Cave) – демонстрация отдельно взятых умений (режиссера Хиллкота, новобранцев актерской элиты Харди, Кларка и Честейн, оператора Дельомма), из которой местами выходит вполне выдающееся кино.

Саундтрек: Кейвом же придуманный и сыгранный альбом, на котором люди калибра Ральфа Стенли (Ralph Stanley), Эммилу Харрис (Emmylou Harris) и Вилли Нельсона (Willie Nelson) занимаются переосмыслением песен The Velvet Underground и Grandaddy.

Лучший трек: The Bootleggers feat. Emmylou Harris & Ralph Stanley “Fire in the Blood / Snake Song”

5. “Голодные игры” (The Hunger Games)
Фильм: Вялый, но успешный старт новой подростковой франшизы, обреченной унаследовать противоречивую славу и многочисленных поклонников “сумеречной” саги: девушка года Дженнифер Лоренс с луком и стрелами вынужденно убивает сверстников в рамках антиутопического реалити-шоу, на досуге отбиваясь от поклонников.

Саундтрек: 100 минут музыки на двух CD – от тематических песен в исполнении Arcade Fire и Тейлор Свифт (Taylor Swift) до самой трагической пятиминутки в киномузыке отчетного периода, “Rue's Farewell” авторства Джеймса Ньютона Ховарда (James Newton Howard).

Лучший трек: Arcade Fire “Abraham’s Daughter”

4. “Мастер” (The Master)
Фильм: Виртуозно исполненная, мощная и бескомпромиссная драма Пола Томаса Андерсона – фильм у лучшего американского режиссера моложе пятидесяти вышел по-своему выдающийся, но, увы, не “Нефть”.

Саундтрек: Идеально вписывающаяся в режиссерский замысел, красивая и изобретательная музыка Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) – новый альбом у гитариста Radiohead вышел, как всегда, хоть куда, хотя и несколько вторичный по отношению к “There Will Be Blood”.

Лучший трек: Jonny Greenwood “Time Hole”

3. “Мы купили зоопарк” (We Bought a Zoo)
Фильм: Душещипательная мелодрама под самообъясняющим названием – лучший за дюжину лет фильм непревзойденного голливудского сентименталиста Кэмерона Кроу, в последние годы снимавшего преимущественно группу Pearl Jam.

Саундтрек: Как совсем новая, так и уже известная музыка авторства солиста Sigur Ros Йонси (Jonsi), а также “Hoppipolla” его группы, слава которой началась когда-то с жирных камео в саундтреке к другому фильму Кроу “Ванильное небо”.

Лучший трек: Jonsi “Why Not”

2. “Темный рыцарь: Возрождение легенды” (The Dark Knight Rises)
Фильм: Грандиозный финал нашумевшей трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене – заступающая на поляны военного эпоса и фильма-катастрофы, снятая при активном участии IMAX-камер, без малого трехчасовая громадина, окончательно разбирающаяся с центральным конфликтом всей саги: зла как силы природы и добра как силы, обреченной игнорировать закон.

Саундтрек: Дежурная, но далеко не рядовая победа композитора Ганса Циммера (Hans Zimmer), чей вклад в, excuse me, айдентити нолановского Бэтмена легко недооценить – но, поверьте, не стоит.

Лучший трек: Hans Zimmer “On Thin Ice”

1. “Джанго освобожденный” (Django Unchained)
Фильм: Долгожданный спагетти-вестерн Квентина Тарантино – предположительно первый в истории blaxploitation, снятый за 100 миллионов и номинированный на “Оскар” в категории “Фильм года”. Одно из главных удовольствий – и крупнейших разочарований – ушедшего киногода.

Саундтрек: Еще один персонально собранный Тарантино саундтрек (добрую половину треков режиссер выудил из собственной коллекции винила – слышно даже иглу, опускающуюся на пластинку), еще одна образцовая компиляция. Архивная киномузыка, диалоги (в том числе, не вошедшие в финальную редакцию картины), мэш-ап Джеймса Брауна (James Brown) с Тупаком (2Pac) и несколько песен, написанных специально для фильма – включая преступно обделенную оскаровской номинацией балладу авторства Эннио Морриконе (Ennio Morricone).

Лучший трек: Elisa Toffoli “Ancora Qui”

14.01.2013, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: