ЦЕНТР  "Я готов к марафону"

Звуки поговорили с Василием Шумовым о новом альбоме "Центра", перспективах деятельности оппозиции и о лучших сортах коньяка.

Я встречаюсь с Василием Шумовым в буфете Московского дома литераторов: вокруг царит незабвенная советская атмосфера - деревянные панели на стенах, типичное меню из 70-х с борщом и селедочкой. Парадоксальность ситуации состоит в том, что беседовать с лидером нонконформизма мы будем о новой пластинке "Мне Хорошо: Часть Вторая", где "Центр" отошел от привычной социальной стилистики, а записал безумные алкогольные зонги. Василий улыбается, обводит взглядом пространство буфета: "Ты посмотри, какой потрясающий совок, нигде такого уже не встретишь!" - и мы начинаем разговор.

Звуки.Ru: Все-то ждали от "Центра" очередной социалки, а тут получилась алкогольно-галлюцинозная история. Почему? Зачем?
Василий Шумов: Изначально альбом планировался в двух частях. Идея была такая: первая часть - это песни протеста, политическая сатира, нонконформизм, и фраза "Мне хорошо" должна была звучать с издевкой по отношению к тем приспособленцам, которых мы все наблюдаем уже не первый год. А вторая часть - это то, что происходит после всех протестов, митингов и возмущений, когда человек понимает, что ничего не меняется. У него возникает безысходность - и он начинает уходить от реальности. А куда уходят от реальности? В свой внутренний мир, в свои воспоминания...

Звуки.Ru: Короче, начинает квасить...
Василий: В общем, да. Но он поквасит-поквасит, очистится, преобразится - момент фрустрации и безысходности пройдет, и он снова вернется к протесту. Там, на альбоме, есть один скрытый трек, который всю эту историю как раз и закольцовывает: кто дослушает пластинку до конца, все поймет.

Звуки.Ru: Но мне кажется, что эти кольца, по которым вращается твой лирический герой, все время сужаются... Человек же постоянно бухать не может - у него здоровья не хватит, силы закончатся. У тебя, кстати, нет ощущения, что сейчас у всего протестного движения как раз закончились силы?
Василий: Я думаю, что многие люди сейчас как раз впали в то состояние, которое я описал на альбоме: мы столько раз ходили, протестовали, чего-то добивались, а власть на нас болт положила. Но они люди молодые в основном, так что саморазрушиться от алкоголизма они, скорее всего, не успеют. И - вернутся в протест, все же закольцовано. Они первый раз проходят по этому кругу, они же молодые. Вот когда я делал "Белый альбом" - то понял, что он делается не в поддержку оппозиции вообще, а именно в поддержку новой оппозиции. Оппозиция у нас в стране была всегда, но белое движение появилось 5 декабря, сразу после фальсификации на выборах. Появилось новое поколение, на улицу вышли новые люди.

Звуки.Ru: Мне всегда казалось, что именно ты консолидируешь вокруг себя это молодое протестное движение - во всяком случае, в стане музыкантов. Тебе, кстати, интересно то, что они делают как музыканты?
Василий: Если говорить языком музыкального продюсера и отвлечься от социальной жизни, то меня интересует то новое, что сейчас появляется. Я не ищу мейнстрима. В такой ситуации находился Малькольм Макларен в 70-х: вокруг сплошное диско и арт-рок, а он панков нашел. Хотя, конечно, и панк был замешан на политическом протесте - так что в активистской музыке много новых идей. Причем сейчас появились такие музыканты, которые, например, играют только на митингах, они просто так концертов не дают, а выступают исключительно в рамках протестных мероприятий и без этого себя просто не мыслят. То есть люди стали музыкантами, потому что хотят себя как-то выразить. А как себя иначе выразить, кроме как под гитару - на ней просто научиться играть, она недорого стоит... И пройдет какое-то время, эти музыканты как-то округлятся, подработают свои песни, и вот тогда можно будет говорить о них что-то определенное. Ведь, если отталкиваться от 5 декабря, то прошло совсем немного времени, год всего. На первые концерты Stranglers тоже двадцать человек ходило.

Звуки.Ru. Обе части альбома "Мне Хорошо" писались одновременно?
Василий: Нет, по очереди. Первая часть писалась в течение 2011 года, а вторая - уже в 2012 году. Изначально мы планировали выпустить вторую часть к президентским выборам, но потом передумали. На выборах было множество фальсификаций, и привязывать выход пластинки к очередному кидняку со стороны властей как-то не хотелось. А потом наступило лето - а летом вообще ничего не выпускается. Так что у меня появилось время что-то доработать, продумать, выверить. И писался этот альбом в откровенно походных условиях: в Москве, Московской области, а последнюю песню я вообще написал в Черногории.

Звуки.Ru: Ты доволен звуком нового альбома?
Василий: Знаешь, всегда есть чувство, что можно было что-то еще доделать, досвести, дописать... Так что это сложный вопрос. Но я не хотел делать попсовый, лакированный, перепродюсированный альбом - такой, к которому только стаканчика шампанского и шоколадки не хватает.

Звуки.Ru: Ты планируешь играть весь новый альбом живьем?
Василий: Да, планирую. Практически все песни с него будут исполняться вживую.

Звуки.Ru: Не могу не спросить про "Содержание". Что будет дальше с этим проектом?
Василий: "Содержание" поменялось, вернее, претерпело резкий поворот в связи c выходом "Белого альбома". Поменялаась методика, прежде всего. Если раньше я отслушивал группы, работал с ними как продюсер, и в результате получался студийный альбом на 15 песен, то сейчас ситуация поменялась. Я был скорее организатором, планка по качеству и по звуку стала очень гибкой, главное было - в поддержке оппозиционного движения. Там есть и музыканты, которые писались в дорогущих студиях, и музыканты, которые записали что-то для альбома живьем на репетиции прямо на мастер. 350 участников, и треки все еще продолжают поступать. И я буду думать, что мне со всем этим материалом делать. Пока еще не придумал.

Звуки.Ru: Ты выпускаешь альбом на CD...
Василий: Да, по-старорежимному (смеется). Хотя я читал в одной статье, что компакт-диски по-прежнему хорошо продаются, 70 процентов музыки продается именно на CD. Особенно, когда начинаются праздничные сезоны, распродажи, то компакт-диск - лучший подарок.

Звуки.Ru: Что "Центр" будет делать дальше?
Василий. Последние мероприятия "Центра" были связаны, опять же, с разного рода гражданской активностью. Меня стали приглашать выступать с акустической программой - мы так выступали недавно в Питере вместе с "Телевизором". И концерты эти имели некий важный социальный подтекст. Но я думаю, что акустическая программа останется и на будущее. И не забывай, что впереди у нас новогодние праздники, которые сами по себе - определенное затишье, я смогу оглядеться, посмотреть, как мы уже обкатаем новые песни и понять, куда двигаться дальше. Сейчас нового материала нет, все, что сочинилось - записано, так что это повод для того, чтобы что-то написать еще в будущем. Может быть, это будут песни, которые я сочиню для других исполнителей или групп: то есть я сочиню песню, спродюсирую ее, а исполнит ее какой-то другой исполнитель. Как Карлос Сантана (Carlos Santana) - он сочиняет песни, а поют их другие люди. Посмотрим. Но в любом случае "Центр" никуда не денется и будет продолжать выступать.

Звуки.Ru: Не могу не спросить - доколе? Как думаешь, сколько ситуация противостояния власти и оппозиции будет продолжаться?
Василий. Глядя на историю прошлых протестов в нашей стране невозможно что-либо предсказать. Я готов к марафону, к застою, к затяжной оппозиции. C'est la vie.

Звуки.Ru: Ты читал открытое письмо Макаревича?
Василий: Да, и прокомментировал его даже. Народные артисты - опора власти со времен Сталина. Когда власти что-то нужно, то она прибегает к услугам народных артистов. Мне показалось, что это письмо написано ровно в такой же традиции, "если не Путин, то кто?". Он, наверное, не знает ни про фальсификации на выборах, ни про подставные избирательные участки, ни про воровские схемы нынешней власти. Народные артисты, вероятно, просто не в курсе.

Звуки.Ru:Тебе их не жалко, этих народных артистов?
Василий: Мне противно. Я всего этого в СССР навидался - заслуженных доярок, комбайнеров, которые требовали расправы над Бродским, над Синявским... Были и громкие процессы, и была система, когда людей исключали из комсомола, прорабатывали на партсобраниях. И делали все это опричники, те самые народные артисты. Народные артисты - опора власти и лучшее, что они могут сделать - это молчать. Но все равно, рано или поздно их настоятельно попросят поддержать власть. И они поддержат.

Звуки.Ru: Ты не боишься репрессий?
Василий: Если начнутся репрессии, то власть рухнет еще быстрей. По-другому и быть не может. Вот, прошли выборы в Америке. И за что проголосовали американцы? Они проголосовали за будущее. Они не хотят возвращения в прошлое, в 50-е, в ку-клукс-клан и прочие маргинальные времена. И дело кончилось тем, что большинство женщин проголосовали за Обаму, все латинские женщины тоже проголосовали за Обаму, в Сенат выбрали шесть геев и одного бисексуала. Поэтому то, что у нас сейчас происходит - это движение власти против хода истории. Пока у нее еще есть ресурсы: менты, телевидение, пропаганда, но рано или поздно история сама эту власть переломит. А я готов к марафону, я готов подождать.

Звуки.Ru: А если кто-то из этих самых народных артистов придет к тебе завтра и скажет: "Вася, бес попутал, раскаиваюсь, давай что-то вместе замутим," - поверишь?
Василий: Дверь открыта! Тут как в церкви - я принимаю любого. Просто надо же понять, а чего он пришел. Может, он с бодуна ко мне пришел. Может, он меня с кем-то перепутал. Но, если серьезно, то я бы такого человека поощрил и поддержал, потому что я понимаю, через что он проходит.

Звуки.Ru: Как ты думаешь, что в наше время может стать неким объединяющим фактором для всех музыкантов, да и в принципе - для всех людей?
Василий: Энергия обновления. Желание все переменить. Желание new wave. Мы достигли такого состояния, в котором нет доминирующего музыкального тренда. Главное - что на выходе, главное - итог. А как оно записано, где оно записано - по большому счету, никого не волнует. Все развивается теперь на энергетическом уровне, а не на стилистическом.

Звуки.Ru: Не могу не задать вопрос про алкоголь - благо тематика альбома обязывает. Он какое место занимает в твоей сегодняшней жизни?
Василий: Мне пришлось погрузиться в изучаемый предмет: я стал большим специалистом по коньяку и бренди. Поделюсь опытом: не обязательно дорогой коньяк будет хорошим. Хорошим будет тот коньяк, который произведен там, где растет виноград. Калининградский коньяк не покупайте - там винограда нет, значит, бодягу какую-то добавили. А вот молдавский коньяк можно покупать смело. Обратите внимание на бренди, французские у нас продаются, рублей 500 за бутылку - очень хорошие. Но вот что надо сказать: когда альбом закончился - я вышел их этого образа. Погрузился, побыл в образе - и хватит. Перешел в обычный режим и первым делом возобновил играть в хоккей. Как там Джаггер пел - old habits die hard.

26.11.2012, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ЦЕНТР - свежие публикации:

Сайт: www.centromania.com

ЦЕНТР

Раскрыв западную энциклопедию независимого рока, мы прочитаем примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже - они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок- критики на дух не выносили...
Наш рассказ - о группе 'Центр' и ее лидере Василии Шумове, сказавшем однажды: "Центр - такая группа, которая вроде бы есть, а в то же время..."

Подробности из жизни:

Раскрыв западную энциклопедию
альтернативного/независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили, причем в те самые застойные годы, когда считалось
хорошим тоном поддерживать любого обормота с электрогитарой, поскольку он
представлял из себя альтернативу Кобзону и ансамблю Пламя.
Влиятельный некогда глава "Урлайта" Илья Смирнов и целая обойма
критиков из ленинградского рок-клуба презрительно плевались в сторону 'Центра'
- за его непохожесть на, скажем, ДДТ. По прошествии пятнадцати лет это
сомнительное обвинение становится бесспорным комплиментом, а в центровском
влиянии на себя вдруг признаются такие разные артисты как Запрещенные
барабанщики, Би 2, Восьмая Марта и другие представители творческой
молодежи. Это при том, что сама группа…

Далее... →