Изменения в программе Montreux Jazz festival - дело нередкое, но в этом году только отмена Radiohead стала для его посетителей поводом для огорчения. Не приехала Джейн Биркин (Jane Birkin), можно вместо нее позвать парочку Редд и Греко (Axelle Red и Julietter Greco) - аншлаг обеспечен, счастье будет безграничным. Пятница, 13-е не сулит ничего хорошего - устроим глобальную танцевальную вечеринку под руководством Найла Роджерса (Nile Rodgers) и Марка Ронсона (Mark Ronson), никто не уйдет сухим.
Для Монтрё как института джазовой формации характерны такие дуэты и сборные концерты, какие в мире, вероятно, больше не может себе позволить никто. Вот, к примеру, в прошлом году на сцене Монтрё встретились и недурно сыграли вместе Сантана и Би Би Кинг - а в этом году жена Сантаны собрала на сцене Miles Davis такой состав, что остается только снять почтительно шляпу. Здесь "салонные" сессионщики могут свободно аккомпанировать самым что ни на есть диким рэперам, а великий и маститый продюсер вполне может обнаружить себя на сцене в компании молодого авангардного хулиганья - и вместе им точно найдется, о чем сыграть.
6 июля. Бразилия не заводит. Отжигает Калифорния.
В этот день в зале Стравинского собрали программу с объединенным названием "Brazil!" (с восклицательным знаком). Обычно "фольклорные" дни в Монтрё представляют какую-нибудь одну экзотическую страну, и здесь чаще других выигрывает в красочности и разнообразии шоу многонациональная Африка. А бразильцы решили не устраивать в Швейцарии карнавал (тем более, что в августе в Цюрихе проходит Love Parade, так что перьями на попе и полуголой самбой тут никого не удивишь). Бразильцы сделали умнее - они привезли на фестиваль музыку современной поп-сцены. Поэтому сегодня все имеют возможность наблюдать, как хорош и артистичен дредастый красавец Луис Мелодия (Luiz Melodia) - позер, жонглер жанрами и классный певец. Вообще-то Луис - отличный гитарист, но в этот раз он решил делегировать исполнение гитарных партий коллеге Алессандро Кардозо (Alessandro Cardozo), который играет на народном аналоге гитары - кавакиньо. Несколько "утяжеляет" картину духовая секция, да и вообще от расширенного состава складывается впечатление, что нас пытаются поразить избыточной и ненужной роскошью. Так что если вы хотите начать знакомство с Мелодией как с музыкантом, начните лучше с его акустических вещей.
К сожалению, все благоприятное впечатление от выступление Луиса смазало довольно невзрачное гитарное КСП в исполнении Адрианы Калканотто (Adriana Calcanhotto). Такое часто случается с локальными артистами, делающими упор на лирику: большая часть слушателей просто не в состоянии оценить красоту их выступления, поскольку проходит оно по одному и тому же сценарию: статичная картинка, однотипные мелодии, заунывный вокал, бедные интонации. Поэтому мы покидаем большой зал.
И именно здесь-то нас поджидает сеанс чистейшего музыкального счастья, задуманный авторами как час религиозной пропаганды. В Miles davis Hall царит великолепный, влюбленный в свое дело певец БеБе Уинанс (Bebe Winans) - плод от плода знаменитого на весь мир семейства соул и госпел-звезд. Честное слово, я никогда не была поклонницей госпела, но противиться обаянию и шарму, с которым БеБе поет о Боге, просто невозможно. Ловишь себя на том, что пританцовываешь и подпеваешь, словно в протестантской церткви где-нибудь посреди Алабамы. А БеБе еще подбадривает: "Давайте-давайте! Мы одну песню запросто можем минут 20 исполнять, так что подпевайте смело!".
Надо отдать должное Уинансу - он знает, как сделать материал по-настоящему захватывающим. В начале сета совершенно в духе Тома Джонса исполняется поп-соул "Runaway", дальше идет вещь с элементами r'n'b, а тут вдруг звучит ""I really Miss You", написанная БеБе в память об отце и исполненная им в этом году на похоронах Уитни Хьюстон. "Я посвящаю эту песню всем, кто сейчас переживает тяжелые времена, чтобы напомнить вам: счастье совсем близко, скоро вы это увидите. Интересно, как сейчас, спустя два года, прошедшие со смерти моего отца, я становлюсь все больше похож на него...", - задумчиво говорит певец.
Уинанс довольно много рассказывает о себе и своей музыке, его конферанс - живой и исполненный внимания к нашей реакции. Вот он, предваряя исполнение "I Wanna Be The Only One", известной в исполнении Eternal, он повествует о своем опыте сонграйтерства: "Эту песню я написал для группы леди, которые живут в Лондоне. Они, правда, спели ее немного по-другому поют, чем я задумал. Помню, как я приехал с этой песней в Лондон, заказчик послушал и сказал: да ну, что за фигня, мне это не подходит! А потом мы ее записали, приехали снова в Лондон, привезли запись - те ее послушали и говорят: вау, какая замечательная песня!"
Добрый, теплый юмор - это то, что отличает БеБе как исполнителя. Ему ничего не стоит засунуть в госпел фразу "Go with the name of Jesus to the plastic surgeon - and everything's gonna be alright!". Он весело делится с толпой впечатлением о настегшей его славе: "День, когда мою пластинку номинировали на Грэмми, стал для меня огромным изумленем. Это же обычно с кем-то другим происходит?.."
Когда БеБе уже закончил свой сет, в Montreux Jazz cafe заканчивает выступление Nadeah - поп-рок из Австралии с четким гитарным "профилем" и залихватским кабаре. У микрофона выплясывает и веселит публику экстравагантная большеротая блондинка-вокалистка Миранда, засветившаяся некогда в Nouvelle Vague. Она весело распевает "Odile", уже успевшую просочиться на наши частоты - похоже, этих ребят из Мельбурна мы еще увидим, они того стоят.
Родриго Санчес (Rodrigo Sanchez) и Габриела Квинтеро (Gabriela Quintero) - мексиканский гитарный дуэт, более известный под названием Rodrigo y Gabriela. Но в этот раз они позвали с собой на сцену гаванскую команду C.U.B.A., с которой записали "кубинский" альбом "Area 52". И оказывается, что творчество этой парочки великолепно вмещает в себя не только сложнейшую гитарную эквилибристику, но и соло на басу с битбоксом, и вальс на клавишах от пианиста Алекса Уилсона (Alex Wilson) в сопровождении гитары и цимбал, и вывернутое наизнанку фламенко, и соло на перкуссиях, в ходе которого родриго сидит на каджуне, а Габриела использует гитарную деку как перкуссию... Это искрометно, волшебно и поразительно, и от этого зрелища абсолютно невозможно оторваться.
Сет Родриго и Габриелы - праздник в череде праздников: сегодня завершился вокальный конкурс, на котором внезапно победила представительница Франции. А в Montreux Jazz Cafe заработала на всю ночь выездная сессия Red Bull Music Academy - тоже, в своем роде, классика, только танцевальная. Сегодня никто не уйдет домой раньше двух часов ночи...
7 июля. Бадди-младший и жадина Моррисон.
В этом году, впервые за десяток лет, что мы провели на фестивале Монтрё, журналисты сталкиваются на фестивале с ограничениями в аккредитации. Два сета распроданы полностью: Ван Моррисон (Van Morrison) и Боб Дилан (Bob Dylan). Но если выступление второго можно хотя бы наблюдать с экрана в пресс-центре, то первый попросту вырубил всю съемку, так что журналисты разочарованно разбредаются по другим площадкам, думая про ирландского фолк-рокера нехорошее. Мы, конечно же, понимаем, что Ван Моррисон, получивший шесть Грэмми за свою карьеру, выглядит в своей нелепой шляпе и дурацком костюме как готовый взлететь аэростат, у него жуткая одышка, поэтому у него есть причины беспокоиться о злоязыкости журналюг. Но мы видели выступления певца неоднократно, и можем с закрытыми глазами перечислить, что там происходит: вступление с духовыми - кода - Moondance - на закуску "It's Too late To Stop Now". Если кто-то видел на этих концертах нечто новое и необычное - пусть он нам расскажет, а мы тем временем отправляемся на выступление жены Сантаны.
Синди Сантана (Cindy Blackman Santana) - не только очаровательная женщина, но и уникальная барабанщица. Ее дар притягивать на свою орбиту самых одаренных музыкантов поистине уникален. Поэтому ничего удивительного, что, стартовав в скромном составе из четырех человек, под конец конерта она окружена великими исполнителями, тут и пианист (John Medeski), и басист Джек Брюс (Jack Bruce), и... ничего себе, да это же великий Маклафлин (John McLaughlin)! Ну и компания!
Звездный состав исполняет довольно тяжелую музыку - практически на грани хард-рока и тяжелого блюза. Но этот блюз - здорово ускоренный и очень, очень сердитый. Разумеется, Синди с удовольствием солирует, но куда лучше получаются именно импровизационные кусочки, где соло на муге звучит в терцию с "лес полом", Синди дажет жару на тарелках, а Маклафлин просто аккуратно обозначает тональность.
А вот шведская поп-певица Нина Черри (Neneh Cherry), похоже, решила поразить публику своим умением петь авангард - и получилось у нее и сопровождающего фри-джазового коллектива The Thing нечто среднее между Ниной Хаген и Джоном Зорном: адский визг саксофона и глухой страшный голос, завывания и выкрики открывают этот концерт. Представляя группу, Нина говорит: "Огромная честь играть здесь, в Монтрё. Мы потеряли багаж по пути сюда - всю мою одежду, все инструменты... Но бог все-таки есть, поскольку одежду я какую-то нашла, инструменты мы почти все собрали. Однако наш саксофонист играет не на своем баритоне, так что респект ему!"
Похоже, понимаем мы к середине выступления, у Нины украли не только инструменты и костюмы, но и репертуар. Во всяком случае, неочевидно, стоило ли ради выхода альбома "The Cherry Thing", который вышел в этом году спустя 16 лет после любимого многими альбома "Man" (1996), делать такую неровную и неоднозначную программу. Впрочем, услшать, как Нина борморчет "Dream baby dream' под нежное укачивание контрабаса и скрип баритон-сакса, стоило: это, как минимум, небанальное завершение вечера.
Но героем дня для нас стал Бадди Гай (Buddy Guy), 76-летний гитареро, который буквально на наших глазах растит себе достойную смену. Сет Бадди предваряло выступление молодого ученика - Квина Салливана (Quinn Sallivan), техничного бойкого парня, похожего на Руперта Гринта. Парень смел и чертовски техничен, гитару он пестует и обожает со всей искренностью юности - и именно это, похоже, подкупило старика Бадди. Что касается самого мастера, то тут все, к чему мы успели привыкнуть: задумчивые слайд-соло, восхитительные каскады, прыжки со сцены и походы в зал - и, разумеется, масса шуток о женщинах и любви. Это блюз, детка.
8 июля. Классика в древних стенах.
Завтра мы пакуем чемоданы - чем бы завершить эти десять прекрасных дней? Не сидеть же, как коллеги, перед экраном в ожидании трансляции сета Боба Дилана! Я решаю взять пропуск в Шильонский замок - легендарное байроническое место, в котором джаз встречается с классикой. Сегодня здесь играет израильский пианист Ярон Херман (Yaron Herman) - яркий интерпретатор и талантливый импровизатор, чьи работы не подчиняются "линейной" логике и всегда безупречно разнообразны. Ярон начал заниматься музыкой в 16 лет, получив травму на футбольном поле. С тех пор он играет, демонстрируя публике свое непостижимое мастерство - а с некоторых пор входит в жюри фортепианного конкурса Монтрё и выступает здесь с лекциями. Описывать выступления Хермана довольно трудно: они, как правило, представляют собой огромное собрание цитат из любимых фильмов, опер, просто пришедших на ум мелодий и шумов городской среды - а в итоге рождается музыка, которая проникает в тебя и некоторое время живет своей жизнью в голове.
Не желая разрушить это волшебство, мы прощаемся на этом до следующего года, а спустя некоторое время на Звуках начнут появляться интервью с участниками Montreux Jazz Festival и рассказы о молодых музыкантах. А тем, кто читает по-английски, рекомендуем ежедневные выпуски Montreux jazz Chronicle, которые дают весьма живую картину событий.
Напоминаем всем желающим: город все эти дни живет только джазом, и готов принимать всех его любителей: на протяжении 16 дней с 16.00 до 01.00 вдоль берега курсируют бесплатные троллейбусы, на побережье оборудованы кемпинги.
Присоединяйтесь, вы еще застанете последние дни джаза в Монтрё! Самое время заглянуть на сайт SWISS, чтобы достать ближайший рейс. Как обычно, компания предлагает авиабилеты по привлекательным ценам. Текущее предложение на лето от компании SWISS находится здесь.
1955 – В 1955 году концерн Crysler представил первую в истории автомобильную аудиосистему: виниловый проигрыватель, встроенный в приборную панель. К нему прилагалось несколько пластинок с классическими записями »»
1978 – Панк-рокер Сид Вишез признался в убийстве своей подруги Нэнси Спаджен. Ее обнаружили мертвой в нью-йоркском отеле, при этом Сид утверждал, что Нэнси "упала на нож". Через некоторое время Сид покончил с собой »»
Nappy BROWN (1929)
Luciano PAVAROTTI (1935)
Terry MCMILLAN (1953)
Jane SIBERRY (1955)
Алексей КОРТНЕВ (1966)
YOUNG JEEZY (1977)