MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-2012. 6-8 июля: все такие внезапные

В финальной части репортажа с Montreux Jazz Festival - Spectrum Road, Bebe Winans, Luiz Melodia, а также прыгающий со сцены 76-летний Бадди Гай.

Изменения в программе Montreux Jazz festival - дело нередкое, но в этом году только отмена Radiohead стала для его посетителей поводом для огорчения. Не приехала Джейн Биркин (Jane Birkin), можно вместо нее позвать парочку Редд и Греко (Axelle Red и Julietter Greco) - аншлаг обеспечен, счастье будет безграничным. Пятница, 13-е не сулит ничего хорошего - устроим глобальную танцевальную вечеринку под руководством Найла Роджерса (Nile Rodgers) и Марка Ронсона (Mark Ronson), никто не уйдет сухим.
Для Монтрё как института джазовой формации характерны такие дуэты и сборные концерты, какие в мире, вероятно, больше не может себе позволить никто. Вот, к примеру, в прошлом году на сцене Монтрё встретились и недурно сыграли вместе Сантана и Би Би Кинг - а в этом году жена Сантаны собрала на сцене Miles Davis такой состав, что остается только снять почтительно шляпу. Здесь "салонные" сессионщики могут свободно аккомпанировать самым что ни на есть диким рэперам, а великий и маститый продюсер вполне может обнаружить себя на сцене в компании молодого авангардного хулиганья - и вместе им точно найдется, о чем сыграть.

6 июля. Бразилия не заводит. Отжигает Калифорния.

В этот день в зале Стравинского собрали программу с объединенным названием "Brazil!" (с восклицательным знаком). Обычно "фольклорные" дни в Монтрё представляют какую-нибудь одну экзотическую страну, и здесь чаще других выигрывает в красочности и разнообразии шоу многонациональная Африка. А бразильцы решили не устраивать в Швейцарии карнавал (тем более, что в августе в Цюрихе проходит Love Parade, так что перьями на попе и полуголой самбой тут никого не удивишь). Бразильцы сделали умнее - они привезли на фестиваль музыку современной поп-сцены. Поэтому сегодня все имеют возможность наблюдать, как хорош и артистичен дредастый красавец Луис Мелодия (Luiz Melodia) - позер, жонглер жанрами и классный певец. Вообще-то Луис - отличный гитарист, но в этот раз он решил делегировать исполнение гитарных партий коллеге Алессандро Кардозо (Alessandro Cardozo), который играет на народном аналоге гитары - кавакиньо. Несколько "утяжеляет" картину духовая секция, да и вообще от расширенного состава складывается впечатление, что нас пытаются поразить избыточной и ненужной роскошью. Так что если вы хотите начать знакомство с Мелодией как с музыкантом, начните лучше с его акустических вещей.

К сожалению, все благоприятное впечатление от выступление Луиса смазало довольно невзрачное гитарное КСП в исполнении Адрианы Калканотто (Adriana Calcanhotto). Такое часто случается с локальными артистами, делающими упор на лирику: большая часть слушателей просто не в состоянии оценить красоту их выступления, поскольку проходит оно по одному и тому же сценарию: статичная картинка, однотипные мелодии, заунывный вокал, бедные интонации. Поэтому мы покидаем большой зал.

И именно здесь-то нас поджидает сеанс чистейшего музыкального счастья, задуманный авторами как час религиозной пропаганды. В Miles davis Hall царит великолепный, влюбленный в свое дело певец БеБе Уинанс (Bebe Winans) - плод от плода знаменитого на весь мир семейства соул и госпел-звезд. Честное слово, я никогда не была поклонницей госпела, но противиться обаянию и шарму, с которым БеБе поет о Боге, просто невозможно. Ловишь себя на том, что пританцовываешь и подпеваешь, словно в протестантской церткви где-нибудь посреди Алабамы. А БеБе еще подбадривает: "Давайте-давайте! Мы одну песню запросто можем минут 20 исполнять, так что подпевайте смело!".

Надо отдать должное Уинансу - он знает, как сделать материал по-настоящему захватывающим. В начале сета совершенно в духе Тома Джонса исполняется поп-соул "Runaway", дальше идет вещь с элементами r'n'b, а тут вдруг звучит ""I really Miss You", написанная БеБе в память об отце и исполненная им в этом году на похоронах Уитни Хьюстон. "Я посвящаю эту песню всем, кто сейчас переживает тяжелые времена, чтобы напомнить вам: счастье совсем близко, скоро вы это увидите. Интересно, как сейчас, спустя два года, прошедшие со смерти моего отца, я становлюсь все больше похож на него...", - задумчиво говорит певец.

Уинанс довольно много рассказывает о себе и своей музыке, его конферанс - живой и исполненный внимания к нашей реакции. Вот он, предваряя исполнение "I Wanna Be The Only One", известной в исполнении Eternal, он повествует о своем опыте сонграйтерства: "Эту песню я написал для группы леди, которые живут в Лондоне. Они, правда, спели ее немного по-другому поют, чем я задумал. Помню, как я приехал с этой песней в Лондон, заказчик послушал и сказал: да ну, что за фигня, мне это не подходит! А потом мы ее записали, приехали снова в Лондон, привезли запись - те ее послушали и говорят: вау, какая замечательная песня!"
Добрый, теплый юмор - это то, что отличает БеБе как исполнителя. Ему ничего не стоит засунуть в госпел фразу "Go with the name of Jesus to the plastic surgeon - and everything's gonna be alright!". Он весело делится с толпой впечатлением о настегшей его славе: "День, когда мою пластинку номинировали на Грэмми, стал для меня огромным изумленем. Это же обычно с кем-то другим происходит?.."

Когда БеБе уже закончил свой сет, в Montreux Jazz cafe заканчивает выступление Nadeah - поп-рок из Австралии с четким гитарным "профилем" и залихватским кабаре. У микрофона выплясывает и веселит публику экстравагантная большеротая блондинка-вокалистка Миранда, засветившаяся некогда в Nouvelle Vague. Она весело распевает "Odile", уже успевшую просочиться на наши частоты - похоже, этих ребят из Мельбурна мы еще увидим, они того стоят.

Родриго Санчес (Rodrigo Sanchez) и Габриела Квинтеро (Gabriela Quintero) - мексиканский гитарный дуэт, более известный под названием Rodrigo y Gabriela. Но в этот раз они позвали с собой на сцену гаванскую команду C.U.B.A., с которой записали "кубинский" альбом "Area 52". И оказывается, что творчество этой парочки великолепно вмещает в себя не только сложнейшую гитарную эквилибристику, но и соло на басу с битбоксом, и вальс на клавишах от пианиста Алекса Уилсона (Alex Wilson) в сопровождении гитары и цимбал, и вывернутое наизнанку фламенко, и соло на перкуссиях, в ходе которого родриго сидит на каджуне, а Габриела использует гитарную деку как перкуссию... Это искрометно, волшебно и поразительно, и от этого зрелища абсолютно невозможно оторваться.

Сет Родриго и Габриелы - праздник в череде праздников: сегодня завершился вокальный конкурс, на котором внезапно победила представительница Франции. А в Montreux Jazz Cafe заработала на всю ночь выездная сессия Red Bull Music Academy - тоже, в своем роде, классика, только танцевальная. Сегодня никто не уйдет домой раньше двух часов ночи...


7 июля. Бадди-младший и жадина Моррисон.

В этом году, впервые за десяток лет, что мы провели на фестивале Монтрё, журналисты сталкиваются на фестивале с ограничениями в аккредитации. Два сета распроданы полностью: Ван Моррисон (Van Morrison) и Боб Дилан (Bob Dylan). Но если выступление второго можно хотя бы наблюдать с экрана в пресс-центре, то первый попросту вырубил всю съемку, так что журналисты разочарованно разбредаются по другим площадкам, думая про ирландского фолк-рокера нехорошее. Мы, конечно же, понимаем, что Ван Моррисон, получивший шесть Грэмми за свою карьеру, выглядит в своей нелепой шляпе и дурацком костюме как готовый взлететь аэростат, у него жуткая одышка, поэтому у него есть причины беспокоиться о злоязыкости журналюг. Но мы видели выступления певца неоднократно, и можем с закрытыми глазами перечислить, что там происходит: вступление с духовыми - кода - Moondance - на закуску "It's Too late To Stop Now". Если кто-то видел на этих концертах нечто новое и необычное - пусть он нам расскажет, а мы тем временем отправляемся на выступление жены Сантаны.

Синди Сантана (Cindy Blackman Santana) - не только очаровательная женщина, но и уникальная барабанщица. Ее дар притягивать на свою орбиту самых одаренных музыкантов поистине уникален. Поэтому ничего удивительного, что, стартовав в скромном составе из четырех человек, под конец конерта она окружена великими исполнителями, тут и пианист (John Medeski), и басист Джек Брюс (Jack Bruce), и... ничего себе, да это же великий Маклафлин (John McLaughlin)! Ну и компания!
Звездный состав исполняет довольно тяжелую музыку - практически на грани хард-рока и тяжелого блюза. Но этот блюз - здорово ускоренный и очень, очень сердитый. Разумеется, Синди с удовольствием солирует, но куда лучше получаются именно импровизационные кусочки, где соло на муге звучит в терцию с "лес полом", Синди дажет жару на тарелках, а Маклафлин просто аккуратно обозначает тональность.

А вот шведская поп-певица Нина Черри (Neneh Cherry), похоже, решила поразить публику своим умением петь авангард - и получилось у нее и сопровождающего фри-джазового коллектива The Thing нечто среднее между Ниной Хаген и Джоном Зорном: адский визг саксофона и глухой страшный голос, завывания и выкрики открывают этот концерт. Представляя группу, Нина говорит: "Огромная честь играть здесь, в Монтрё. Мы потеряли багаж по пути сюда - всю мою одежду, все инструменты... Но бог все-таки есть, поскольку одежду я какую-то нашла, инструменты мы почти все собрали. Однако наш саксофонист играет не на своем баритоне, так что респект ему!"
Похоже, понимаем мы к середине выступления, у Нины украли не только инструменты и костюмы, но и репертуар. Во всяком случае, неочевидно, стоило ли ради выхода альбома "The Cherry Thing", который вышел в этом году спустя 16 лет после любимого многими альбома "Man" (1996), делать такую неровную и неоднозначную программу. Впрочем, услшать, как Нина борморчет "Dream baby dream' под нежное укачивание контрабаса и скрип баритон-сакса, стоило: это, как минимум, небанальное завершение вечера.

Но героем дня для нас стал Бадди Гай (Buddy Guy), 76-летний гитареро, который буквально на наших глазах растит себе достойную смену. Сет Бадди предваряло выступление молодого ученика - Квина Салливана (Quinn Sallivan), техничного бойкого парня, похожего на Руперта Гринта. Парень смел и чертовски техничен, гитару он пестует и обожает со всей искренностью юности - и именно это, похоже, подкупило старика Бадди. Что касается самого мастера, то тут все, к чему мы успели привыкнуть: задумчивые слайд-соло, восхитительные каскады, прыжки со сцены и походы в зал - и, разумеется, масса шуток о женщинах и любви. Это блюз, детка.


8 июля. Классика в древних стенах.

Завтра мы пакуем чемоданы - чем бы завершить эти десять прекрасных дней? Не сидеть же, как коллеги, перед экраном в ожидании трансляции сета Боба Дилана! Я решаю взять пропуск в Шильонский замок - легендарное байроническое место, в котором джаз встречается с классикой. Сегодня здесь играет израильский пианист Ярон Херман (Yaron Herman) - яркий интерпретатор и талантливый импровизатор, чьи работы не подчиняются "линейной" логике и всегда безупречно разнообразны. Ярон начал заниматься музыкой в 16 лет, получив травму на футбольном поле. С тех пор он играет, демонстрируя публике свое непостижимое мастерство - а с некоторых пор входит в жюри фортепианного конкурса Монтрё и выступает здесь с лекциями. Описывать выступления Хермана довольно трудно: они, как правило, представляют собой огромное собрание цитат из любимых фильмов, опер, просто пришедших на ум мелодий и шумов городской среды - а в итоге рождается музыка, которая проникает в тебя и некоторое время живет своей жизнью в голове.
Не желая разрушить это волшебство, мы прощаемся на этом до следующего года, а спустя некоторое время на Звуках начнут появляться интервью с участниками Montreux Jazz Festival и рассказы о молодых музыкантах. А тем, кто читает по-английски, рекомендуем ежедневные выпуски Montreux jazz Chronicle, которые дают весьма живую картину событий.

Напоминаем всем желающим: город все эти дни живет только джазом, и готов принимать всех его любителей: на протяжении 16 дней с 16.00 до 01.00 вдоль берега курсируют бесплатные троллейбусы, на побережье оборудованы кемпинги.
Присоединяйтесь, вы еще застанете последние дни джаза в Монтрё! Самое время заглянуть на сайт SWISS, чтобы достать ближайший рейс. Как обычно, компания предлагает авиабилеты по привлекательным ценам. Текущее предложение на лето от компании SWISS находится здесь.

15.07.2012, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: