ФЕСТИВАЛЬ  Traena Festival: Часть 1 - Остров на Севере

Островной норвежский фестиваль Traena в фокусе внимания Звуков.

Норвежский фестиваль Traena (произносится “Трана”) фактически начинается прямо на корабле, который доставляет вас от причала городка Будо до самого острова Трана в Лофотенском архипелаге. Дорога занимает от четырех до пяти часов, в течение которых вы проплываете мимо поразительной красоты гор и других островов, их там тысячи. И пока вы плывете, вы знакомитесь со всеми обитателями этой лодки, включая капитана и его помощника. А если очень повезет, то и с музыкантами фестиваля - дорога на Трану на всех одна. В конце этого, надо признаться, довольно изматывающего заплыва вас ожидает награда - горы соседней Санны возникают на горизонте, притягивая взгляд. Все. Вы - в Арктике. А это означает солнце 24 часа в сутки, пронизывающий ветер ночью и днем (ничего не поделаешь). Иногда ветер утихает и можно спокойно загорать, расположившись на мхах, они составляют примерно 90% растительности в этих широтах. Правда, через час вполне возможен ливень, очень вероятно вместе с тем же арктическим ветром, укрыться от которого можно только в единственном на весь остров баре. Промокнуть, высохнуть, обгореть, повторить. Вот вкратце климатические условия одного из самых интересных европейских фестивалей.

Для самих норвежцев Traena - легендарное действо, попасть туда мечтает любой неравнодушный к музыке, хотя все понимают, что дело не только в ней. Готовиться к поездке начинают с февраля, когда появляются в продаже входные билеты и открывается бронирование лодок. К началу июня раскупается и то и другое, организаторы феста сбиваются с ног, добывая дополнительные паромы для персонала, музыкантов и спохватившихся в последний момент зрителей. И тут возникает вопрос - зачем проводить фестиваль в “нигде”, на маленьком острове в Норвежском море, к чему это все? Ответ прост - коммуна “Трана” - важнейшая точка рыболовного промысла в этом регионе, и бог бы с ним, с экономическим развитием, оно и так в порядке, но за три дня фестиваля остров зарабатывает значительную часть своего годового бюджета. И это не говоря о грандиозном празднике для всех присутствующих, но об этом чуть позже.

Звуки уже упоминали, что население Траны насчитывает около пяти сотен жителей, почти все они становятся волонтерами на время фестиваля, правда, примерно треть из них предпочитает покинуть остров на недельку, и недостающая рабочая сила прибывает с материка, поскольку быть волонтером на Тране - большая честь. На корабле из Будо мы знакомимся с Ранхильд, ей слегка за 50, глаза лучатся необыкновенным светом, у наших женщин такой взгляд редко встретишь. Она художница и преподаватель искусств, едет из Осло волонтерствовать на Трану, то есть в дневные часы Ранхильд будет развлекать детей, а ночью собирать мусор, но фестиваль, по ее словам, стоит того. Там же мы встречаем Иви Андерссон, известного фотографа, она тоже волонтер, будет стоять на продаже билетов и информационном стенде. Здесь же и главный техник, отвечающий за сцену и освещение. На вопрос зачем он так далеко едет, делает круглые глаза и отвечает: “Ты что с ума сошла, три дня в такой компании, как я могу это пропустить”. Все они активно предвкушают то, о чем я лично понятия не имею. Пока.

По прибытии на остров становится понятно, что спать здесь если и ложатся, то в утренние часы, и с корабля все сами собой перемещаются в бар на причале, это единственное питейное заведение на Тране, продающее алкоголь до 2-х часов ночи. Время - полночь, бар битком, что неудивительно. Пытаюсь узнать у пресс-атташе Уинхэма (Wyndham Wallace), сколько уже народу на острове, и сколько вообще ожидается. Не знаю, говорит, но все, кто есть - в этом баре сейчас. “О смотри, первые ныряльщики!”, указывает на прыгающих с пирса парней (температура воздуха +5 где-то). Пока они вылезают из ледяной воды, им несут пиво, а Уинхэм, заметив мой растерянный вид, хлопает меня по плечу “Добро пожаловать на Трану!”.

На самом деле, Traena - очень маленький фестиваль, рассчитанный примерно на три тысячи посетителей. Говорят, что в прошлом году было даже пять тысяч и эта цифра стала абсолютным рекордом посещаемости. В этом году фест отмечает 10-летие и было продано 3500 билетов и мест в кэмпе, что тоже считается успехом. Кэмпсайд удобно расположен неподалеку от концертной площадки. Все мероприятие умещается на местном футбольном поле, где напротив друг друга стоит главная сцена и шатер De Syv Sostre, что переводится как “Семь сестер”, он представляет собой конструкцию из семи юрт, объединенных между собой. Назван он так в честь одноименной группы гор, которую вы обязательно проплываете по дороге, и вмещает примерно пятьсот зрителей. Именно в “Семи сестрах” проходят все самые интересные концерты Траны.

Расписание выступлений составлено таким образом, чтобы зрители могли посмотреть вообще все выступления. Заканчивается концерт на одной площадке, и только тогда начинается следующий на другой. Наложения случились раза три, но и в этих случаях выбор был очевиден. По словам Аниты Овервельф, многолетнего шефа фестиваля, главная цель мероприятия в музыкальном плане - показать как можно больше свежих групп. И если состав выступающих в “Семи сестрах” полностью отвечает этому запросу, то лайн-ап главной сцены вызвал, как минимум, недоумение в первый же день.

Открылась Трана Keane-образной датской группой Lukas Graham, под чей вялый piano-pop можно было перекусить и осмотреться в ожидании Death by Unga Bunga в “Сестрах”. Пока вокалист Lukas Graham несмешно шутил с главной сцены, в шатер уже набилась приличная толпа. Сами по себе Death by Unga Bunga играют шестидесятический гаражный рок, не сулящий особых неожиданностей, но концерт получается по-настоящему взрывным. С первых минут на площадке становится очень жарко и влажно, фронтмен Себастиан Олсен (Sebastian Ulstad Olsen) сразу же спрыгивает со сцены и ныряет в толпу, и дальше группа играет свой часовой сет, ни разу не сбавив темп, а зрители устраивают дикие танцы и долго не отпускают Unga Bunga, требуя бисов.

Перемещаемся на главную сцену, где уже начали играть локальные звезды AE & Dem, музыканты которой активно участвуют в организации фестиваля, в частности развозят именитых гостей до гостиницы. Со сцены доносится порция чего-то гитарного и тоскливого, но зрители принимают музыкантов на удивление хорошо, и я начинаю думать, что, видимо, здесь просто очень популярен жанр “мужчины в черных костюмах исполняют печальные песни”. Эту догадку подтверждает закрывающий главную сцену Сиверт Хойем (Sivert Hoyem). Вот он-то уж точно один из главных норвежских рокеров, представитель самого-самого мейнстрима и мечта половины женского населения Норвегии. С первой песни становится ясно, что сам Сиверт больше всего на свете хочет быть Ником Кейвом и старается изо всех сил соответствовать образу, и плевать, что он - лысый. Но черный костюм, позы у микрофона и узнаваемые интонации - все при нем.

Между этими двумя выходами, шатер сотрясался от очень убедительного хардкора группы Gerilja. Сами музыканты, два брата Алекс и Симон, а также золотозубый ударник Оттар описывают себя так: “Если бы у Дэйва Мастейна и Марка Болана были бы дети, то это были бы мы!”. Позже я пробую узнать хоть какую-то творческую судьбу коллектива. Делаю я это на общей кухне гостевого домика, где фотограф Звуков Саша Матухно только что запек в фольге пойманную коллегами рыбу. Разговаривать способен только Симон, Алекс уже лежит в отключке. “Так почти всегда случается, раз - и мы его потеряли... Вообще мы уже давно играем, записали сами первый альбом недавно, но нашелся лейбл, который его напечатает, для нас это очень хорошая сделка”. А название такое, “Gerilja”, откуда взялось, спрашиваю, вы ощущаете себя сценическими партизанами? Симон улыбается: “Ну ты же видела вон Сиверта, это все давно пора взорвать. Помогите мне брата разбудить, а то мы не сможем уехать”.

Главным событием первого дня стало выступление Нэны Черри (Neneh Cherry) и фри-джазового трио The Thing. Нэна оставила привычный трип-хоп в пользу баритон-саксофона Мэтса Густафсcона (Mats Gustafsson), записала с трио очень сильный диск "The Cherry Thing", который вышел буквально несколько недель назад. Полуторачасовой сет, сыгранный на разрыв аорты, не оставил сомнений - Нэна наконец нашла то, что искала. После концерта она сама призналась, что до встречи с Густафссоном чувствовала себя несвободной и потерявшейся. Слава богу, что теперь она делает именно то, чего всегда хотела. The Thing тоже выложились знатно, от барабанщика Пола Нильсен-Лава (Paal Nilssen-Love) в какой-то момент повалил пар, а вены на лбу Мэтса, казалось, сейчас лопнут от напряжения.

Гиг на Тране стал шестым совместным выступлением The Cherry Thing, завершился он под проливной дождь ближе к 4 часам утра. Впереди у нас двухдневный бессонный марафон. Надо ли говорить, что это наш любимый вид спорта.

13.07.2012, Юлия ГРИГОРЬЕВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: