САУНДТРЕК  Целлулоид: 10 лучших саундтреков 2011 года

Валяющие дурака актеры и задыхающиеся от нежности актрисы, секс-аддикты и хамелеоны, “Драйв” и “Древо жизни” – в итоговой колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

В уходящем году я посмотрел 125 новых фильмов – преимущественно в кино, реже на Blu-ray, иногда – не брезгуя торрентами, однажды даже в самолете, но всегда прислушиваясь к музыке и песням, озвучивающим те или иные сцены или титры (никогда не уходите с титров!) Многие из них были изданы в виде официальных саундтреков, лучшие из них попали в итоговую десятку. Правила неизменны: в расчет шли и официальные партитуры, и зачастую жульнические песенные сборники, и альбомы с хронометражем EP, и звуковая дорожка, оказавшаяся длиннее собственно – на всякий случай, 158-минутного - фильма. С последней, пожалуй, и начну.

10. “Девушка с татуировкой дракона” (The Girl with the Dragon Tattoo)

Фильм: Экранизация известно чего, убедительно доказывающая, что Финчер и детективный бестселлер – союз, благословленный небесами; лучший клипмейкер среди режиссеров и лучший режиссер среди клипмейкеров учит и тех и других делать так, чтобы зритель 158 минут сидел с открытым ртом.

Саундтрек: 173 (!) минуты новой музыки от прошлогодних лидеров Трента Резнора (Trent Reznor) и Аттикуса Росса (Atticus Ross) – примерно в том же духе, что и саундтрек к “Социальной сети”, только с композициями по восемь минут и кавер-версиями чужой классики – спетыми голосами Карен О (Karen O) и законной супруги Резнора.

Главный трек: Trent Reznor & Atticus Ross “What If We Could?”

9. “Ранго” (Rango)

Фильм: Анимационный вестерн про пресмыкающихся – от режиссера “Пиратов Карибского моря”, с Джонни Деппом (Johnny Depp) на озвучке титульного хамелеона и россыпью коннотаций к игровой классике, от Леоне до “Чайнатауна”; фаворит соответствующей оскаровской номинации.

Саундтрек: Лихая мариачи-залепуха в исполнении именитых латино-рокеров Los Lobos и титулованного голливудского композитора Ганса Циммера (Hans Zimmer), цитирующего, в числе прочего, “Полет Валькирий”. В фаворитах “Оскара” ходил бы, думается, и Циммер, да он зачем-то взял самоотвод.

Главный трек: Los Lobos feat. Arturo Sandoval “Walk Don’t Rango”

8. “Укрытие” (Take Shelter)

Фильм: Выдающаяся картина в популярном артхаусном жанре “сны опи…невших” – рожденный играть психов Майкл Шеннон (Michael Shannon) решает, что скоро всем кирдык, и начинает строить противоураганное убежище – к недоумению соседей и ужасу жены в исполнении актрисы года Джессики Честейн (Jessica Chastain). Концовка немножко сворована из фильма еще лучше, но в целом – не придерешься.

Саундтрек: Растянутые на 20 треков полторы мелодии авторства малоизвестного Дэвида Уинго (David Wingo) – возможно, не очень впечатляющие в отрыве от картинки, но для настроения и интонации фильма решительно бесценные.

Главный трек: David Wingo “Storm Shelter”

7. “Сенна” (Senna)

Фильм: Образцовый документальный фильм, последние полчаса которого любой неравнодушный к жизни замечательных людей, “Формуле-1” и уж тем более герою повествования - лучшему гонщику в истории автоспорта, разбившемуся насмерть на глазах у всего мира, на скорости, большинству его обитателей знакомой лишь понаслышке, - проводит, утирая слезы.

Саундтрек: Драматическая и величественная музыка Антонио Пинто (Antonio Pinto), озвучивавшего “Город бога” и сочинявшего песни Шакире (Shakira); предмету повествования – драматической и великой биографии Сенны - соответствует идеально.

Главный трек: Antonio Pinto “A Morte”

6. “Меняющие реальность” (The Adjustment Bureau)

Фильм: Научно-фантастическая мелодрама по мотивам рассказа Филипа К. Дика (Philip K. Dick) - покоряющая при этом не сай-фаем, а вызывающей для триллера нежностью (а также мужскими шляпами, которых тут не меньше, чем в телесериале “Безумцы”).

Саундтрек: Две проходные песни Ричарда Эшкрофта (Richard Ashcroft), обрамляющие превосходный – а какой же еще – саундтрек, написанный великим голливудским сентименталистом Томасом Ньюманом (Thomas Newman), обладателем десяти номинаций на “Оскар”, озвучившим в уходящем году еще три фильма.

Главный трек: Thomas Newman “The Ripples Must Be Endless (End Title)”

5. “Обход Мика” (Meek’s Cutoff)

Фильм: Самостийный вестерн любящей и умеющей плевать на правила Келли Рейхардт (Kelly Reichardt) – снятый в ретро-формате изображения и цветах, местами скатывающихся в абсолютный мрак, с грандиозной Мишель Уильямс (Michelle Williams) и неузнаваемым Брюсом Гринвудом (Bruce Greenwood).

Саундтрек: Семь треков на вес золота – посверкивающая лебединой сталью музыка Джеффа Грейса (Jeff Grace), играющая здесь роль не менее важную, чем диалоги.

Главный трек: Jeff Grace “Sunset Processional / Pile of Rocks”

4. “Голубой Валентин” (Blue Valentine)

Фильм: Жестокая, но честная драма про крах отношений – которая была бы просто хорошей, но стараниями Райана Гослинга (Ryan Gosling) и той же Уильямс - в ролях когда-то умеренно счастливых, а ныне переживающих глубокий кризис супругов - вышла отменной.

Саундтрек: Старые, новые и преимущественно хорошие треки бруклинцев Grizzly Bear, обаятельно валяющий дурака актер года (и немножко певец) Гослинг – ах да, и заголовок пластинки Тома Уэйтса (Tom Waits) в качестве названия фильма.

Главный трек: Grizzly Bear “Shift (Alternate Version)”

3. “Стыд” (Shame)

Фильм: Крайне мощное кино про будни нью-йоркского секс-аддикта в выдающемся исполнении Майкла Фассбендера (Michael Fassbender); суровый, строгий и элегантный фильм, обреченный занять нишу “Потерянного уик-энда” и “Реквиема по мечте” – окончательного кино про отдельно взятую зависимость.

Саундтрек: Практически безупречная компиляция – с явными акцентами на оригинальную музыку Гарри Эскотта (Harry Escott) и архивную – Гленна Гульда (Glenn Gould), но находящая место и для Blondie с Chic, и для Колтрейна с Бейкером, и для задыхающейся от нежности актрисы Кэри Маллиган (Carey Mulligan) с отмороженной версией “New York, New York”.

Главный трек: Harry Escott “Brandon”

2. “Драйв” (Drive)

Фильм: Кровавая и вычурная криминальная драма, в которой все признаки кино категории “Б” отчаянно борются с режиссерским блеском датчанина Рефна и образцовым кастингом; кажется, единственный фильм, который в 2011 году полюбили все.

Саундтрек: Самая узнаваемая киномузыка года – с очевидным курсом на саундтреки к триллерам Майкла Манна (Michael Mann) и электропоп 1980-х; музыку к “Драйву” полюбили даже те немногие, кто вздумал не полюбить фильм.

Главный трек: College feat. Electric Youth “A Real Hero”

1. “Древо жизни” (The Tree of Life)

Фильм: Страшно амбициозная и умопомрачительно красивая медитация на тему происхождения видов, природы вещей, бога, веры и всего остального – пятый фильм великого Терренса Малика (Terrence Malick).

Саундтрек: Редкий случай, когда лучшим саундтреком года оказывается музыка к его бесспорно главному фильму; не повредило “Древу жизни” и то, что, наряду с музыкой Александра Депла (Alexandre Desplat), в сети можно найти любовно составленный кем-то сборник “Selected Music from The Tree of Life”, куда делегировано большинство звучащей в фильме классики.

Главный трек: Zbigniew Preisner “Lacrimosa - Day of Tears”

31.12.2011, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: