В уходящем году я посмотрел 125 новых фильмов – преимущественно в кино, реже на Blu-ray, иногда – не брезгуя торрентами, однажды даже в самолете, но всегда прислушиваясь к музыке и песням, озвучивающим те или иные сцены или титры (никогда не уходите с титров!) Многие из них были изданы в виде официальных саундтреков, лучшие из них попали в итоговую десятку. Правила неизменны: в расчет шли и официальные партитуры, и зачастую жульнические песенные сборники, и альбомы с хронометражем EP, и звуковая дорожка, оказавшаяся длиннее собственно – на всякий случай, 158-минутного - фильма. С последней, пожалуй, и начну.
10. “Девушка с татуировкой дракона” (The Girl with the Dragon Tattoo)
Фильм: Экранизация известно чего, убедительно доказывающая, что Финчер и детективный бестселлер – союз, благословленный небесами; лучший клипмейкер среди режиссеров и лучший режиссер среди клипмейкеров учит и тех и других делать так, чтобы зритель 158 минут сидел с открытым ртом.
Саундтрек: 173 (!) минуты новой музыки от прошлогодних лидеров Трента Резнора (Trent Reznor) и Аттикуса Росса (Atticus Ross) – примерно в том же духе, что и саундтрек к “Социальной сети”, только с композициями по восемь минут и кавер-версиями чужой классики – спетыми голосами Карен О (Karen O) и законной супруги Резнора.
Главный трек: Trent Reznor & Atticus Ross “What If We Could?”
9. “Ранго” (Rango)
Фильм: Анимационный вестерн про пресмыкающихся – от режиссера “Пиратов Карибского моря”, с Джонни Деппом (Johnny Depp) на озвучке титульного хамелеона и россыпью коннотаций к игровой классике, от Леоне до “Чайнатауна”; фаворит соответствующей оскаровской номинации.
Саундтрек: Лихая мариачи-залепуха в исполнении именитых латино-рокеров Los Lobos и титулованного голливудского композитора Ганса Циммера (Hans Zimmer), цитирующего, в числе прочего, “Полет Валькирий”. В фаворитах “Оскара” ходил бы, думается, и Циммер, да он зачем-то взял самоотвод.
Главный трек: Los Lobos feat. Arturo Sandoval “Walk Don’t Rango”
8. “Укрытие” (Take Shelter)
Фильм: Выдающаяся картина в популярном артхаусном жанре “сны опи…невших” – рожденный играть психов Майкл Шеннон (Michael Shannon) решает, что скоро всем кирдык, и начинает строить противоураганное убежище – к недоумению соседей и ужасу жены в исполнении актрисы года Джессики Честейн (Jessica Chastain). Концовка немножко сворована из фильма еще лучше, но в целом – не придерешься.
Саундтрек: Растянутые на 20 треков полторы мелодии авторства малоизвестного Дэвида Уинго (David Wingo) – возможно, не очень впечатляющие в отрыве от картинки, но для настроения и интонации фильма решительно бесценные.
Главный трек: David Wingo “Storm Shelter”
7. “Сенна” (Senna)
Фильм: Образцовый документальный фильм, последние полчаса которого любой неравнодушный к жизни замечательных людей, “Формуле-1” и уж тем более герою повествования - лучшему гонщику в истории автоспорта, разбившемуся насмерть на глазах у всего мира, на скорости, большинству его обитателей знакомой лишь понаслышке, - проводит, утирая слезы.
Саундтрек: Драматическая и величественная музыка Антонио Пинто (Antonio Pinto), озвучивавшего “Город бога” и сочинявшего песни Шакире (Shakira); предмету повествования – драматической и великой биографии Сенны - соответствует идеально.
Главный трек: Antonio Pinto “A Morte”
6. “Меняющие реальность” (The Adjustment Bureau)
Фильм: Научно-фантастическая мелодрама по мотивам рассказа Филипа К. Дика (Philip K. Dick) - покоряющая при этом не сай-фаем, а вызывающей для триллера нежностью (а также мужскими шляпами, которых тут не меньше, чем в телесериале “Безумцы”).
Саундтрек: Две проходные песни Ричарда Эшкрофта (Richard Ashcroft), обрамляющие превосходный – а какой же еще – саундтрек, написанный великим голливудским сентименталистом Томасом Ньюманом (Thomas Newman), обладателем десяти номинаций на “Оскар”, озвучившим в уходящем году еще три фильма.
Главный трек: Thomas Newman “The Ripples Must Be Endless (End Title)”
5. “Обход Мика” (Meek’s Cutoff)
Фильм: Самостийный вестерн любящей и умеющей плевать на правила Келли Рейхардт (Kelly Reichardt) – снятый в ретро-формате изображения и цветах, местами скатывающихся в абсолютный мрак, с грандиозной Мишель Уильямс (Michelle Williams) и неузнаваемым Брюсом Гринвудом (Bruce Greenwood).
Саундтрек: Семь треков на вес золота – посверкивающая лебединой сталью музыка Джеффа Грейса (Jeff Grace), играющая здесь роль не менее важную, чем диалоги.
Главный трек: Jeff Grace “Sunset Processional / Pile of Rocks”
4. “Голубой Валентин” (Blue Valentine)
Фильм: Жестокая, но честная драма про крах отношений – которая была бы просто хорошей, но стараниями Райана Гослинга (Ryan Gosling) и той же Уильямс - в ролях когда-то умеренно счастливых, а ныне переживающих глубокий кризис супругов - вышла отменной.
Саундтрек: Старые, новые и преимущественно хорошие треки бруклинцев Grizzly Bear, обаятельно валяющий дурака актер года (и немножко певец) Гослинг – ах да, и заголовок пластинки Тома Уэйтса (Tom Waits) в качестве названия фильма.
Главный трек: Grizzly Bear “Shift (Alternate Version)”
3. “Стыд” (Shame)
Фильм: Крайне мощное кино про будни нью-йоркского секс-аддикта в выдающемся исполнении Майкла Фассбендера (Michael Fassbender); суровый, строгий и элегантный фильм, обреченный занять нишу “Потерянного уик-энда” и “Реквиема по мечте” – окончательного кино про отдельно взятую зависимость.
Саундтрек: Практически безупречная компиляция – с явными акцентами на оригинальную музыку Гарри Эскотта (Harry Escott) и архивную – Гленна Гульда (Glenn Gould), но находящая место и для Blondie с Chic, и для Колтрейна с Бейкером, и для задыхающейся от нежности актрисы Кэри Маллиган (Carey Mulligan) с отмороженной версией “New York, New York”.
Главный трек: Harry Escott “Brandon”
2. “Драйв” (Drive)
Фильм: Кровавая и вычурная криминальная драма, в которой все признаки кино категории “Б” отчаянно борются с режиссерским блеском датчанина Рефна и образцовым кастингом; кажется, единственный фильм, который в 2011 году полюбили все.
Саундтрек: Самая узнаваемая киномузыка года – с очевидным курсом на саундтреки к триллерам Майкла Манна (Michael Mann) и электропоп 1980-х; музыку к “Драйву” полюбили даже те немногие, кто вздумал не полюбить фильм.
Главный трек: College feat. Electric Youth “A Real Hero”
1. “Древо жизни” (The Tree of Life)
Фильм: Страшно амбициозная и умопомрачительно красивая медитация на тему происхождения видов, природы вещей, бога, веры и всего остального – пятый фильм великого Терренса Малика (Terrence Malick).
Саундтрек: Редкий случай, когда лучшим саундтреком года оказывается музыка к его бесспорно главному фильму; не повредило “Древу жизни” и то, что, наряду с музыкой Александра Депла (Alexandre Desplat), в сети можно найти любовно составленный кем-то сборник “Selected Music from The Tree of Life”, куда делегировано большинство звучащей в фильме классики.
Главный трек: Zbigniew Preisner “Lacrimosa - Day of Tears”
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)