SZIGET  Sziget-2011. Дни 2 и 3: трэш, угар и пятки в кровь

Звуки продолжают свой репортаж с острова Sziget. La Roux, Crystal Castles, Gotan Project, Chemical Brothers, Prodigy, Skin, ямайские деды и Young Folks - в рассказе Дениса Шлянцева...

Звуки продолжают свой репортаж с острова Sziget. Начало репортажа вы можете найти здесь.

День 2: Фанк-соул-химические бразерс

Второй день Cигета был открыт просто идеально и задал настрой на весь день. Подписант легендарного лейбла Motown, 27-летний француз Ben L’Oncle Soul выдал порцию отменного жизнеутверждающего фанка и соула, растанцевав, распрыгав и разулыбав (простите за идиотские термины, но так оно и было) толпу перед главной сценой. Сопровождающие его музыканты – как на подбор, виртуозы – выдавали потрясающие соло, сам Бен напропалую импровизировал и искрометно шутил, чем окончательно расположил к себе слушателей.

Подобно гамельнскому крысолову, Беня заставлял всех до единого прыгать ("Я - француз, для меня очень важно тут играть, поэтому ПРЫГАЙТЕ!!!"), бесноваться на корточках под "Crazy" (да-да, ту самую, от Gnarls Barkley) и мычать басовую партию из "Seven Nation Army". Исполнив напоследок кавер на Рэя Чарльзя («What I’d Say»), пробежав среди зрителей, пожелав всем присутствующим "Love!" и "Peace!", Бен уступил место рыжеволосой снегурочке и пацанке в золоченом пиджаке - La Roux.

Элли Джексон (Elly Jackson, она же – главный ингредиент британского дуэта) с порога заявила, что "это шоу вы забудете нескоро", так как это последнее выступление группы в этом году, потом они засядут в студию и будут ваять очередной шедевр. Ледяной и отстраненный синти-поп несколько охладил разгоряченную фанком публику, но ненадолго. Хитами "In For the Kill' и "I’m Not Your Toy" можно было поднять из мертвых, неожиданный кавер на The Rolling Stones ("Under My Thumb") завладел нашим вниманием, а финальное хоровое исполнение "Bulletproof", кажется, произвело впечатление на привыкших, видимо, к более сдержанной реакции музыкантов. Напоследок Элли сообщила, что после британских оупен-эйров она опасалась ехать на европейский фест, но оказалось, что зря: "Вы - замечательная публика!". Среди публики, меж тем, встречались личности с, гм, неординарным чувством юмора. Во время выступления La Roux некоторые поклонники вовсю размахивали черным флагом, на котором с одной стороны было написано: "I'm on Fire!", а с другой – "Блеать! Блеать! Блеать!".

Поп-рок сцену к этому времени заняли пафосные альтернативщики Good Charlotte, а мы отправились на поиски более интересного зрелища. В Burn Party Arena начал выступать бельгийский электронный "Гусь" (натурально, Goose!) с авторитетного танцевального лейбла !K7, раскачавший ангар своими синтезаторными басами.

А на "продвинутой" сцене A38-wan2 на смену истеричным минималистам не для всех (Xiu Xiu) пришли 8-битные беспредельщики из Канады Crystal Castles. Им удалось перенести на воздух основополагающий принцип своего творчества – "даешь лоу-фай!" - и на живой концерт: сквозь нестерпимый скрежет, гул, дым и беспрерывное мигание стробоскопов изредка доносились прилипчивые мелодии и женский вокал, пропущенный через множество примочек. К тому, что творилось в зале, лучше всего подходят термины "рубилово", "трэш, угар и пятки в кровь" - поэтому на сцене то и дело появлялись операторы, снимавшие не само выступление, а зрителей.

После подобного экстремального зрелища нестерпимо захотелось поправить карму чем-нибудь изящным: будь то токайское с содовой или выступление франко-аргентинских популяризаторов танго Gotan Project. Вопреки различным репортажам, Gotan Project выступали на фоне экрана, а не за полупрозрачным занавесом. На экран проецировали кадры из различных картин, а во время исполнения "Mi Confession" на экране появились рэперы Koxmoz. Окончательно нас покорило посвящение одной из песен "великой книге великого аргентинского писателя Хулио Кортасара" (имеется в виду, конечно же, "Игра в классики").

Тем временем на главной сцене начали свое грандиозное выступление The Chemical Brothers. Шоу "химбратьев" - настоящий рай для мегало- и меломаньяков. Лазеры сверкают, что в твоих "Звездных войнах", на огромном экране живописно взрываются огромные цветные шары, басы пробирают до печенок, а высокие частоты, кажется, и вовсе превышают пределы человеческих возможностей. Но – тут мы дадим волю субъективизму и скажем - несмотря на профессионализм и высочайшее качество, музыка The Chemical Brothers никогда не привлекала нас именно из-за своей техничности. За этими выверенными до миллиметра композициями всегда, казалось, стояли роботы, а не люди. Бездушным машинам, производящим умц-умц, отчаянно не хватало человеческого безумия – этим нам импонировали The Prodigy, о которых мы расскажем ниже.

День 3: «Fucking amazing» Skin, капитан Флинт, ямайские деды и Young Folks

Третий день Сигета открылся выступлением нервических рокеров British Sea Power, перед выступлением которых техники не просто настроили инструменты, но и вынесли на сцену восемь аккуратных елочек в кадках. Поклонники группы не остались в стороне от проявления экологической сознательности и весь концерт размахивали огромными ветками. Впрочем, отметим, что British Sea Power, как нам показалось, не совсем уместно смотрится на больших площадках, их песни все же требуют более интимного и внимательного прослушивания.

Недостаток энергетики с лихвой восполнили Skunk Anansie во главе с источающей сексуальность бритоголовой, в бархатном трико, Скин (Skin). Есть такая народная примета: если концерт начинается с того, что артист облизывает терменвокс, то в середине он попытается прыгнуть в толпу, а под конец вдоволь насладится краудсерфингом, говоря по-русски, свальным грехом.

Скин восторженно обозвала свой дебют на Сигете "fucking amazing", объявила песню про "fucking", еще раз сто произнесла F-word, успела пофлиртовать с операторами, посвятила сравнительно новую композицию "I’ve Had Enough" беспорядкам в Лондоне и на прощание запустила микрофонной стойкой в ударника.

После локального триумфа Скин сотоварищи на главной поп-рок сцене был заявлен один из авторитетных деятелей нового британского хип-хопа и грайма, но мы предпочли ему живых легенд регги Слая и Робби (Sly & Robbie), выступавших на сцене Pesti Est World Stage.
Заслуженные ветераны и деды (если верить Википедии, они успели сочинить/записать/выступить в качестве сессионных музыкантов на более чем 200 000 песен), одетые в черные нейлоновые плащи, поначалу строили кислые физиономии и всячески выказывали недовольство. Видимо, у себя на Ямайке они привыкли к более раскованным слушателям, но ближе к концу второй композиции Слай, Робби и примкнувший к ним Джуниор Рейд (Junior Reid) раздухарились и устроили нескончаемый психоделический джем.

Тем временем в шатре A38-wan2 вовсю играли Peter, Bjorn & John. Мы, будучи любителями контрастного душа, прибежали (World Stage расположена совсем уж на отшибе) как раз к триумфальному исполнению "Young Folks". Понятно, что по техническим причинам вокалистка The Concretes спеть свою партию не смогла, но зал вполне справился и без нее. На своем новом альбоме (с отрезанными конечностями на обложке) Peter, Bjorn & John заметно потяжелели, на место трепетному инди-попу пришли ревущие гитары, и это звучание как нельзя лучше подходит для живых выступлений.

Логическим завершением дня стал оглушительный, сжигающий калории похлеще фитнес-тренировки сет The Prodigy. Места перед сценой поклонники заняли еще днем, там, как транслировали камеры, творился весьма травмоопасный мош. На сцене в припадке бился Кит Флинт (Keith Flint), Максим (Maxim) с подведенными белым глазами то и дело обращался к своему народу (натурально, "Yo, my people! The Prodigy people!"), гитарист отважно прыгал в самую гущу барабанной установки, а многотысячная толпа бесновалась и швыряла в воздух (то есть, на головы зрителей) пластиковые стаканы и бутылки с горячительным под "Poison", "Voodoo People", "Smack My Bitch Up" - далее везде. Закончилось это физически изматывающее выступление все хоровым пением сэмпла из наследия Макса Ромео (Max Romeo): "I’m gonna send you out of space to find another race", которое раздавалось то там, то тут всю дорогу до электрички.


Продолжение следует...

16.08.2011, Денис ШЛЯНЦЕВ (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: