САУНДТРЕК  Целлулоид: 10 лучших саундтреков 2010 года

Невротики и балерины, Daft Punk и AC/DC, лучший фильм года и фаворит “Оскара” – в итоговой колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

В уходящем году я посмотрел 140 новых фильмов – преимущественно в кино, иногда на DVD или Blu-ray и всегда прислушиваясь к музыке и песням, озвучивающим те или иные сцены или титры (никогда не уходите с титров!) Многие из них были изданы в виде официальных саундтреков, лучшие из них попали в итоговую десятку. Правила неизменны: в расчет шли и партитуры, и песенные компиляции, и альбомы с хронометражом EP, и массивные двухтомники, и откровенно жуликоватые релизы вроде сборника хитов AC/DC, продававшегося под видом саундтрека к “Железному человеку 2”.

Прежними остались и ограничения – направленные, главным образом, на то, чтобы уравнять в правах синефилов и меломанов, киномузыкой интересующихся и в отрыве от картинки. Так что, во-первых, речь идет о звуковых дорожках, изданных на CD или в цифровом виде (стало быть, не ищите здесь Брайана Ино (Brian Eno) с музыкой к “Милым костям”). А, во-вторых, речь идет о звуковых дорожках в том виде, в каком они были изданы (нет в саундтреке к “Впритык” песни “Hey You” – сами виноваты). Вне конкурса необходимо упомянуть традиционно крепкую работу Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) – фильм “Норвежский лес” я в 2010 году не посмотрел.

10. “Пипец” (Kick-Ass)

Фильм: Бодрая (иногда – чрезмерно) экранизация комикса о любителях комиксов, в которой школьница Хлоя Морец (Chloe Moretz) ассистирует хозяину пшеничных усов и оружейного арсенала Николасу Кейджу (Nicholas Cage), ругается матом и передает привет корейскому кинематографу. “Убить Билла” для самых маленьких.
Саундтрек: Бодрая (иногда – чрезмерно) нарезка шлягеров разных лет, от The New York Dolls до Primal Scream, от The Prodigy до сочинившего титульный трек певца Мики (Mika), с нетленками Элвиса и Морриконе под занавес.

Главный трек: Ennio Morricone “Per qualche dollaro in più (Alla Serenità)”

9. “Черный лебедь” (Black Swan)

Фильм: Мощный (рифмуется с “Рестлером” и лучшей серией “Лоста”), но неприятный (занимает у раннего Кроненберга) психологический триллер Даррена Аронофски (Darren Aronofsky). Исполнительница главной роли одержимой балерины Натали Портман (Natalie Portman) предположительно наиграла на “Оскар”.
Саундтрек: Пятая (из пяти возможных) коллаборация Аронофски и умеренно культового кинокомпозитора Клинта Мэнселла (Clint Mansell) – радикальное и слегка маниакальное переосмысление музыки Петра Ильича Чайковского.

Главный трек: Clint Mansell “Opposites Attract”

8. “Гринберг” (Greenberg)

Фильм: Пожалуй, лучший фильм Ноя Баумбаха (Noah Baumbach) – точная и тонкая трагикомедия, оправдывающая право невротика на его неврозы. Бенефис прыгнувшего выше головы Бена Стиллера (Ben Stiller) и дебютировавшей в мейнстримовом кино Греты Гервиг (Greta Gerwig).
Саундтрек: Сольный выход лидера LCD Soundsystem и основателя DFA Records Джеймса Мерфи (James Murphy), выступившего несколько в духе Gorillaz. Помимо оригинальной музыки, есть здесь новые песни как Мерфи, так и его группы, а также архивные треки The Sonics, Duran Duran и Альберта Хэммонда-старшего (Albert Hammond).

Главный трек: James Murphy “People”

7. “127 часов” (127 Hours)
Фильм: Эффектная экранизация душераздирающей и духоподъемной были о беззаботном скалолазе, отрезавшем себе руку тупым перочинным ножиком, чтобы использовать шанс выжить. Очередная удача режиссера Дэнни Бойла (Danny Boyle), лучшая роль в карьере Джеймса Франко (James Franco).
Саундтрек: Оригинальная музыка оскароносного индуса Рахмана (“Миллионер из трущоб”), его же авторства баллада “If I Rise” в исполнении Дайдо (Dido), Шопен, Пластик Бертран (Plastic Bertrand) и долгожданный широкоэкранный триумф созданной для душераздирающего и духоподъемного кино группы Sigur Rós.

Главный трек: Sigur Rós “Festival”

6. “Трон: Наследие” (TRON: Legacy)

Фильм: Дорогущий и довольно захватывающий 3D-аттракцион по мотивам культовой фантастики 1982 года с молодым Джеффом Бриджесом (Jeff Bridges) – обходящийся без осмысленного сценария, клонирующий Бриджеса и озвученный группой Daft Punk.
Саундтрек: Не столько музыка, сколько ритм второго “Трона” – богато оркестрованное, буйно пульсирующее и охотно цитирующее классиков (в диапазоне от Вангелиса до Циммера) техно, в котором собственно Daft Punk безошибочно узнаются один или два раза.

Главный трек: Daft Punk “Flynn Lives”

5. “Сумасшедшее сердце” (Crazy Heart)

Фильм: Не ахти какая драма о стареющем алкоголике, выжимающем последние гастрольные доллары и бесплатные литры бурбона из своей былой славы кантри-звезды. Фильм, принесший тому же Бриджесу не вполне заслуженного конкретной ролью, но давно причитавшегося ему “Оскара”.
Саундтрек: Озолоченная еще одним призом Киноакадемии (за лучшую оригинальную песню “The Weary Kind”) крепкая кантри-блюзовая подборка от знающего толк в саундтреках Ти-Боуна Бернетта (T-Bone Burnett). В память, впрочем, врезается не золотой фонд (The Louvin Brothers, Таунс Ван Зандт), а песни в исполнении самого Бриджеса.

Главный трек: Jeff Bridges “Hold on You”

4. “Железный человек 2” (Iron Man 2)

Фильм: Подкупающий не столько крутизной, сколько отсутствием серьезной мины и общей адекватностью отличный сиквел и без того благополучного блокбастера – дежурная уже демонстрация star power Роберта Дауни-младшего (Robert Downey Jr.)
Саундтрек: Тот самый жульнический “саундтрек”, две песни из которого (“Shoot to Thrill” и “Highway to Hell”) звучали в сиквеле, еще одна (“Back in Black”) – в оригинале, а еще две или три – в трейлерах и промо-роликах. Так или иначе, не жаловать AC/DC еще глупее, чем не любить Дауни-младшего.

Главный трек: AC/DC “Shoot to Thrill”

3. “Начало” (Inception)

Фильм: Слегка самодовольный, но в целом неотразимый научно-фантастический пазл, вслед за “Аватаром” убеждающий, что миллиарды могут делать не только сиквелы, римейки и франшизы. Самая убедительная работа давно уже назначенного визионером Кристофера Нолана (Christopher Nolan).
Саундтрек: Очередная композиторская победа живого классика Ганса Циммера (Hans Zimmer) – саундтрек, не уступающий фильму ни в масштабе, ни в амбициях, ни в способности увлечь отъявленного скептика.

Главный трек: Hans Zimmer “Dream within a Dream”

2. “Остров проклятых” (Shutter Island)

Фильм: 21-й фильм Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) – блистательно притворяющееся фильмом категории “Б” большое кино великого режиссера; умный и красивый триллер с ураганом, холокостом, врачами-убийцами и живописно теряющим рассудок Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio). Фильм года.
Саундтрек: Собранная давним соучастником Скорсезе Робби Робертсоном (Robbie Robertson) двухчасовая компиляция современной классики всех мастей и калибров, от Шнитке до Пендерецкого, от Джона Кейджа (John Cage) до Макса Рихтера (Max Richter).

Главный трек: Max Richter “On the Nature of Daylight”

1. “Социальная сеть” (The Social Network)

Фильм: Разговорный триллер дождавшегося заслуженной канонизации Дэвида Финчера (David Fincher), также известный как “кино про фейсбук”. Явный фаворит заокеанской критики и грядущих призовых церемоний во главе с февральским “Оскаром”.
Саундтрек: Помогающий фильму, но не теряющийся и в отсутствие картинки дарк-эмбиент авторства Трента Резнора (Trent Reznor) и Аттикуса Росса (Atticus Ross), кажущихся своими в компании The Beatles с финальных титров и Radiohead из трейлера.

Главный трек: Trent Reznor & Atticus Ross “Hands Cover Bruise”

29.12.2010, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: