САУНДТРЕК  Целлулоид: "Социальная сеть" и гвоздь программы

На страницы Звуков возвращается “Целлулоид” – колонка Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке. Среди информационных поводов - восьмой фильм Дэвида Финчера, первый саундтрек Трента Резнора, хор бельгийских девочек и би-сайд битловской “All You Need Is Love”.

Больше года прошло с тех пор, когда эта колонка в последний раз целиком посвящалась одному хорошему фильму и его саундтреку. Лень тому виной или дефицит соответствующих колоночному профилю удач, сказать сложно. Но можно: штука в том, что по окончании каждого календарного года я, вместо того чтобы подводить его итоги каким-нибудь конвенционным способом, раздаю виртуальные премии Music and Movie Awards (они же – MAMA, они же – “мамочки”). Соответственно, чем ближе декабрь, тем шире лонг-листы потенциальных номинантов – в том числе, в имеющих прямое отношение к нашей теме категориях “Лучший саундтрек” и “Лучшая песня в фильме”.

К чему это я? К тому, что вот они, лучшие саундтреки года: “Пылающая равнина”, “Гринберг”, “Зимняя кость”, “Начало”, “Дети в порядке”. А вот самые эффектные примеры использования режиссерами хороших песен: “Бухта”, “Аквариум”, “When You’re Strange” (тут я немного жульничаю, но все же), “Копы в глубоком запасе”, “Это такая забавная история”. Сколько из десяти упомянутых фильмов выходили в российский прокат? Кажется, три. А сколько из них видели лично вы? О том и речь.

Так вот, с наступлением октября лед, наконец, тронулся. Оба лонг-листа украсил один и тот же фильм, который добрался, наконец, и до отечественного проката – и который, есть подозрение, увидят в ближайшие дни более или менее все. Речь, разумеется, о “Социальной сети” всеобщего любимца Дэвида Финчера (David Fincher), дважды чемпионе заокеанского бокс-офиса, текущем фаворите оскаровского пула и лучшем фильме как минимум нынешней осени. Вот – на всякий случай – его трейлер, в котором звучит одна предположительно известная вам песня в исполнении хора бельгийских девочек.

Скажу больше – поскольку я не Киноакадемия и не имею привычки дисквалифицировать выдающиеся саундтреки (“Нефть”, “Темный рыцарь”, “Там, где живут чудовища”) исключительно ввиду крючкотворства, в системе координат премии “мамочки” у саундтрека к “Социальной сети” отличные шансы на победу. Это саундтрек, которому хватает изобретательности озвучить разные по технике исполнения и эмоциональному накалу сцены. Который, наряду с оператором, придает фильму атмосферу, а за компанию с монтажером – задает ему ритм. Который исключительно хорош в кинозале, но работает и в отрыве от картинки. В общем, как раз то, что надо – назовите его хоть индастриалом, а хоть и дарк-эмбиентом.

Cочинили его фронтмен Nine Inch Nails Трент Резнор (Trent Reznor) и один из его любимых коллабораторов Аттикус Росс (Atticus Ross), уже работавшие вместе над бокс-сетом “Ghosts I-IV”. (Два трека перекочевали в фильм в переработанном виде именно оттуда, так что не удивляйтесь, когда дотошные академики снимут с дистанции и Резнора.) Если слушать бокс-сет вам недосуг, есть опция бюджетнее и практичнее: с сайта NullCo можно в любой момент бесплатно скачать пятитрековый сэмплер “The Social Network” (а также посмотреть отрывок из фильма и купить альбом – в цифровом виде, на CD, на HD Blu Ray Audio или на виниле).

Но мой вам совет – осилить все 19 треков, благо на сэмплер попали далеко не все главные (нет там, например, ни одной из основных тем “Hand Covers Bruise”, ни остроумной перелицовки классической “В пещере горного короля” композитора Грига – той самой, что уже переделывалась The Who, ELO и группой “НОМ”). И не забудем поблагодарить сценариста Аарона Соркина (Aaron Sorkin) – оказывается, на первоначальное предложение режиссера о сотрудничестве Резнор ответил отказом, сославшись на усталость и отсутствие какого-либо интереса к теме фейсбука, и только после прочтения сценария сменил гнев на милость и вернул Финчеру должок (единственное видео, снятое переквалифицировавшимся в голливудские классики экс-клипмейкером за последние десять лет, досталось Nine Inch Nails и их “Only”).

Впрочем, можно сказать, что взаимозачет тут пока не достигнут – ремикс на “Closer”, если помните, звучал на начальных титрах “Семи”. На финальных титрах “Социальной сети” звучит, в свою очередь, “Baby, You’re a Rich Man” ансамбля The Beatles – и мамочки, какая же шикарная сцена титрам предшествует. Остается пожелать, чтобы таких сцен – и таких саундтреков – было существенно больше. Это и расторопность российских прокатчиков – залог долголетия “Целлулоида”, который до конца года вернется как минимум дважды: Daft Punk вот-вот выпустят оригинальную музыку к сиквелу “Трона”, а лучше Софии Копполы (Sofia Coppola), у которой выходит новый фильм “Где-то”, саундтреки компилирует разве что ее экс-бойфренд Квентин.

29.10.2010, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: