ИЗ ЖИЗНИ  Расширение пространства борьбы

Клуб "Б1 Maximum" закрывается, переезжает, расширяется... Ваши варианты?

"- Б2! - Попал! - Б1! - Убил!". Игра в "морской бой", затеянная инспекционными службами после трагедии в пермском клубе "Хромая лошадь", вынудила владельцев одного из крупнейших концертных клубов Москвы "Б1 Maximum" закрыть двери заведения. Официальная причина, согласно заявлению организаторов, такова: "Клуб Б1 Maximum закрывается на реконструкцию на 2-3 месяца для устранения замечаний Госпожнадзора".

Остальное, как водится, приходится домысливать, опираясь на логику и факты и формулируя серию вопросов. Если здание клуба не отвечало требованиям пожарной безопасности в декабре 2009-го, почему его не закрыли еще зимой? А если у пожарных инспекторов, проверявших клубы в декабре, к "Б1" претензий не возникло, то почему они появились сейчас? Каким образом за прошедшее время могла резко возрасти пожароопасность заведения, работавшего более трех лет? Фейерверки там, как будто, никто не запускал и костры не жег... Если же проверка была проведена только сейчас, то чем был занят Госпожнадзор эти 8 месяцев? Искал на картах Москвы улицу Орджоникидзе?
Предположим, решение о закрытии заведения - следствие прошедшего судебного слушания по делу. Но разве за то время, что длилось слушание и вплоть до вынесения определения суда (то есть опять-таки с зимы) владельцы "Б1" не могли решить проблемы? Либо принятых мер оказалось недостаточно?
Пути пожарных инспекторов неисповедимы, а уж их запросы - тем более.

Странным выглядит и комментарий, данный газете "Коммерсантъ" одним из учредителей клуба, Юрием Коником. Во-первых, он противоречит пресс-релизу, который утверждает, что "Б1" закрывается на реконструкцию - по словам Коника, клуб переедет в новое здание. Во-вторых, перенос концертов на другие площадки сопряжен с затратами на их (площадок) аренду, а кроме того в каждом случае приходится заново запускать рекламную кампанию: переклеивать афиши, переделывать интернет-баннеры, переписывать ролики для радио. Все это стоит денег, а значит не вполне стыкуется с тезисом о снижении убытков. И главное: если "Б1" все-таки переедет в здание на Соколе, которое вдвое превосходит по размерам прежнее, на какую посещаемость рассчитывают его учредители? В "Б1" случались концерты, на которых негде было яблоку упасть (шоу Sigur Ros, Faith No More, Пита Доэрти, церемония RAMP с участием Franz Ferdinand), случались и такие, на которых яблоки можно было разгружать вагонами, потому что зал не был заполнен и на 10 процентов. В целом же, "Б1" был заполнен средне, не пустовал и не был забит до отказа. Зачем, в таком случае, его расширять?

Каковы бы ни были истинные причины закрытия "Б1" и какое бы развитие событий ни последовало за ним (впрочем, одно из них уже не радует - отменился долгожданный концерт Killing Joke), определенную миссию этот индустриальный ангар выполнил. С момента открытия заведения в декабре 2006 года концертно-клубный ландшафт в столице заметно изменился, и в этом отчасти есть заслуга/вина "Б1". Вспомним, что это был, по сути, первый опыт создания регулярно работающей концертной площадки с вместимостью более 3 тысяч человек. Еще пять лет назад такой шаг среди российских промоутеров, полагаю, расценивался бы как коммерческое самоубийство, да и в тех, кто предрекал "Б1" скорую смерть, недостатка не было. Однако "Б1" продержался почти 4 года и в каком-то смысле проложил путь для будущих клубов-тысячников (питерский "Главклуб", московские Milk и Arena), чьи владельцы получили возможность полагаться не только на интуицию, но и на историю успехов и провалов "Б1".

Организация концертов зарубежных исполнителей средней руки - то есть тех, кто не способен собрать в России стадион, но чей приезд в обычный клуб вызвал бы либо давку, либо очереди разочарованных поклонников на входе - в "Б1" был поставлен если не на поток, то на постоянную основу. Для местных же артистов "максимальная" сцена на какое-то время стала лакмусовой бумажкой популярности: аншлаг в "Б1" означал достижение промежуточной отметки - еще не звезды для "Олимпийского" с "Лужниками", но уж точно не дворовые лабухи.

За что никак нельзя сказать клубу "спасибо" - так это за гонку цен, во многом спровоцированную именно "Б1". Если билеты на первые концерты стоили в районе 500-800 рублей (и, о боже, сейчас это покажется нереальным - на некоторые из них были скидки!), то к нынешнему моменту цены в "Б1" устаканились в районе двух тысяч. До поразительного бесстыдства промоутеров, требующих за совсем не VIP-билеты по 7-8 тысяч, в "Б1" не доходило. Но сигнал, посланный несколькими удачными концертами, на которые меломаны были готовы попасть "за любые деньги" (легенды рассказывают об очень нетрезвом и очень обеспеченном фанате Faith No More, предлагавшем охране клуба взятку в 70 тысяч целковых), был очевидным: тянуть деньги из московской публики можно, а стало быть - нужно. Как результат, средняя цена билета на концерт в Москве за пару лет подскочила на 200-300 процентов, и нормальным этот уровень не назовешь.

Ценовая политика была не единственным слабым местом "Б1" (хотя заметим, что среди претензий к клубу жалобы на несоответствие нормам СНиП попадались смехотворно редко). И главным просчетом его менеджмента, пожалуй, стало то, что клубом в общепринятом смысле он так и не стал.
За 3 года и 9 месяцев "Б1" не обрел постоянных посетителей и не сформулировал какую-либо внятную политику и философию, за исключением "больше, круче, дороже". Когда через полчаса после окончания концерта секьюрити выпроваживает тебя из заведения, появляется ощущение, что возвращаться сюда не стоит. С другой стороны, может быть именно за таким подходом - будущее?..

30.08.2010, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: