SZIGET  Sziget-2010. День четвертый: страшно, аж жуть

Iron Maiden, Нина Хаген и Kamelot изрядно напугали зрителей четвертого дня фестиваля Sziget-2010.

Во время фестиваля Sziget венгерская столица преображается: каких только личностей не встретишь в эти дни на улице! Тут и панк с "ирокезом" всех цветов радуги, и задумчивый хиппи с томиком Дилана под мышкой, и эмо-девочка с тщательно подведенными глазами и розовой челкой... Но на четвертый день фестиваля улицы города наводнили личности самого наибрутальнейшего вида: суровые мужчины с татуировками и крепкими бицепсами. Оно и неудивительно: хэдлайнером субботнего дня был объявлен не кто-нибудь, а сами Iron Maiden!

Программа, предваряющая выступление ветеранов хард-н-хэви, тоже подобралась им под стать. Вот на главной сцене веселятся The Cribs. В России этот коллектив не очень популярен, а, между тем, у группы за плечами весьма солидная и интересная история. Основали группу три брата: Гэри Джермен (Gary Jarman), Райан Джермен (Ryan Jarman) и Росс Джермен (Ross Jarman). Гэри и Росс составили ритм-секцию а Райан взялся за гитару, ну и дружная семейка помчалась с концертами по просторам родной Англии. В начале 2000-х интерес к пост-року был чрезвычайно велик, так что The Cribs с их бесхитростными гармониями, простыми текстами и запоминающимися мелодиями пришлись по сердцу английским подросткам. А тут еще братьев заприметил сам великий Джулс Холланд (Jools Holland) и пригласил их в свое телешоу, после чего троица братьев Джерменов в одночасье проснулась знаменитыми.

Там-то, у Джулса Холланда, их и услышал сам Джонни Марр (Johnny Marr) из The Smiths, выразивший желание поиграть с братьями, и в 2008 году влился в The Cribs в качестве четвертого постоянного участника. И вот в таком обновленном звездном составе The Cribs и предстали перед зрителями Сигета.

Начали ребята с бодрой и драйвовой "Hey Scenesters!", главного своего хита, включенного когда-то журналом NME в перечень лучших 50 инди-песен. И в самом деле, песня того заслуживает: яркая мелодия, блестящий вокальный диалог Гэри и Райана, ну и, конечно же, велколепное гитарное соло Марра. Райан с Гэри, кстати, потрясающие шоумены: эти два близнеца играют на сцене контрастные роли и смотреть на это очень и очень интересно. Райан - эдакий типичный хулиган из рабочего английского предместья, скачет по сцене туда-сюда, высовывает язык, кокетничают с публикой. И Гэри, напротив, напоминает серьезного студента колледжа, на отдыхе от зубрежки различных наук взявшего в руки бас-гитару. Гэри порой даже изображает недовольного "старшего братца": то исподлобья взглянет на распоясавшегося Райана, то пальцем ему погрозит, а то возьмет и галантно раскланяется с публикой.

Преобразился в молодом обществе и Джонни Марр. У знаменитого гитариста явно открылось второе дыхание, кажется, что он помолодел лет на двадцать. Он играет короткими, рваными фразами, резко артикулируя каждую ноту, одновременно не только солируя, но и подчеркивая ритмический рисунок. Впрочем, он при этом постоянно оставляет себе возможность для легкой, но эффектной импровизации. Так, в "Hari Cari" он неожиданно, очень "по-клэптоновски" вешает одну ноту и лукаво глядит на Райана: а что тот будет делать? Тот в ответ отыгрывает кусочек риффа песни, и затем они вместе с Марром синхронно заканчивают соло. Сыгранность и единодушие в лучших британских традициях, что и говорить!

Отлично проявил себя и барабанщик Росс Джермен, не смотрите, что он из братьев - самый младший! Играя, он демонстрирует владение самыми разными приемами игры - то делает осторожные, даже приджазованные сбивки ("Cheat On Me"), то нарочито держит прямой бесхитростный ритм, который вдруг прерывается неожиданными триолями ("Ignore The Ignorant"), а то - строит всю партию на эффектных паузах ("Mirror Kissers"). Одним словом, за спиной у парня явное влияние заслуженных дедушек Чарли Уоттса (Charlie Watts) и Джинджера Бейкера (Ginger Baker).

Сменяет The Cribs на главной сцене фестиваля венгерское трио Tankcsapda. Они - любимчики Сигета, выступают здесь чуть ли не каждый год, и являют собою живое доказательство того, что в Венгрии может процветать хард-рок местного разлива. Венгры их нежно любят, всячески ими гордятся: вон, мол, посмотрите, какие у нас есть замечательные ребята, как классно играют, не хуже иных англичан. А главное - сколько играют и все так же бодры-веселы!

История у группы, и в самом деле, продолжительная. Существуют Tankcsapda уже двадцать лет, и за эти годы они преодолели практически стандартный путь любой хэви-группы. Начинали они как припанкованные металлисты, но идти дальше по пути панка не решились. Зато пошли в другую крайность: стали ковать простой и бесхитростный металл классического образца. Все песни строятся по одной и той же схеме: куплет-припев-куплет-припев, затем бридж, сыгранный в той же гармонии, что и основная музыкальная тема, потом финальный припев. Ну и так на протяжении полутора часов сета.

С одной стороны, это хорошо: видно, что люди искренне любят то, что они делают и очень этим гордятся. Но, с другой стороны, невозможно все время слушать одну и ту же длинную и очень помпезную песню. Поневоле закрадывается крамольная мысль, что группа "Ария" выглядела бы в аналогичных условиях ничуть не хуже: абсолютно "мейденовские" гармонии и техника исполнения. Басист Ласло Лукаш (László Lukács) даже играет приемами Стива Харриса (Steve Harris), такой же быстрый пальцевый проход шестнадцатыми долями. Но, повторюсь, поскольку Tankcsapda группа венгерская, местячковые традиции никто не отменял, сигетовский зритель за них горой и каждую композицию встречает бурной овацией и торжествующим ревом.

Но хочется вкусить оригинального продукта, и главное блюдо дня не заставляет себя долго ждать. Вот уже звучит зловещая музыка и над главной сценой, словно звездное небо, зажигаются сотни маленьких огоньков. Это начинают свой концерт в поддержку нового альбома "The Final Frontier" великие и могучие Iron Maiden.

Начинают Maiden с "The Wicker Man", и уже на звуках бас-гитары Харриса становится понятно, что с саундом что-то явно не то. Капитально проваливается бас, и вообще не слышатся низы, причем видно, что и самим музыкантам на сцене явно не комфортно: и Харрис, и Яник Герс (Janick Gers) постоянно подают знаки звукорежиссерам, что, мол, инструментов не слышно. Но звукорежиссер оказывается бессилен - звук не улучшается, а когда на сцену пулей выносится Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson) ситуация только ухудшается: вокал "проваливается" примерно так же, как и бас.

Дикинсон, правда, старается вовсю: физической форме вокалиста Maiden можно только позавидовать. Специально для нынешнего тура Брюс, кстати, разработал собственную программу тренировки - на репетиции он приносил ролики и катался на них по репетиционному помещению. Так и получилось, что весь концерт Дикинсон прыгает, бегает без остановки, и при этом держит дыхание, вокально импровизирует и остается в голосе до последних минут. Только вот оценить это по достоинству не получается: в борьбе за качество звучания техники прибирают голос Дикинсона и начало второй песни "Ghost Of The Navigator", толпа поет самостоятельно, без участия Брюса - его попросту не слышно.

Музыкантов такое положение дел откровенно раздражает, Дикинсон так вообще начинает нервничать и периодически бегает за кулисы, где интенсивно переговаривается с техниками. Тем не менее, выступление не останавливают, продолжая играть в том числе и новый материал. Кстати, в интервью, предшествующем туру в поддержку нового альбома, Харрис и компания не раз заявляли, что планируют сыграть новый альбом целиком, но на Сигете они ограничились лишь двумя новыми песнями: уже представленной на сингле "El Dorado" и жесткой "These Colours Don't Run". Обе новые песни - вполне в традициях классического Maiden. Возможно, новый альбом и не станет для фанатов группы откровением, но, в любом случае, он будет явно не хуже предыдущих работ.

Концерт превращается в отличную подборку greatest hits - тут и "Dance Of Death", где гитарные чудеса показывает Дейв Мюррей (Dave Murray), и великолепная "Blood Brothers", которую Дикинсон посвящает памяти Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio). Только даже эта прекрасная песня оказывается испорчена очередной технической погрешностью - у Брюса вновь отключается микрофон.

Но профи - они на то и профи, чтобы не обращать внимания на технические мелочи. Музыканты стараются вовсю, играют на полной самоотдаче, стараясь выдавать весь возможный максимум. И публика прощает своим любимцам все технические недочеты: беснуются под Maiden откровенно страшно. Даже в центре многотысячной толпы происходит безумный слэм, не говоря уже о том, что творится в первых рядах...

На "Running Free" Дикинсон по традиции представляет всю группу. Большая часть аплодисментов достается, кстати, барабанщику Нико МакБрейну (Nicko McBrain), который идеально справился со своей задачей - отстучал весь концерт как драм-машина, не сбившись ни разу, даже когда звук откровенно криминально подводил музыкантов. Публика это поняла и оценила по достоинству: утомленный Нико, немного растерянно улыбаясь, принимает свою порцию аплодисментов и уходит за кулисы.

На этом уличная программа заканчивается - и надо перемещаться на крытые сцены. На MTV Headquarters уже расчехлили инструменты американцы Kamelot и не удивительно, что большая часть фанатов Maidn направляется именно на этот концерт. У Kamelot, кстати, тоже на подходе очередной опус под названием "Poetry For The Poisoned". Но, в отличие от Maiden, с новой пластинки американцы играют не две, а лишь одну композицию под названием "The Great Pandemonium", так что составить какое-либо внятное мнение о новом материале пока что нельзя. Что ж, будем ждать альбома.

А на сцене Kamelot выдают свое стандартное, в меру помпезное шоу. Рой Кан (Roy Khan) то рухнет на сцену в "Ghost Opera" и начнет по ней ползать, то, напротив, встанет соляным столбом и, бешено вращая глазами, словно речитативом выплюнет вокальную партию ("The Haunting"). Но отдельной похвалы заслуживает бэк-вокалистка Энн-Катрин Марцке (Anne-Catrin Marzke). Ей удается совершенно феноменальная вещь: она ухитряется оставаться в тени, предоставляя всю фронтальную линию Кану, но, тем не менее, именно ее вокал во многом и определяет концертное звучание группы. И тогда, когда Марцке не поет, поневоле складывается ощущение, что в сайнде не хватает чего-то очень важного, более того - важного принципиально.

А те, кто жаждет провокаций, да и просто истосковались по музыкальной эстетике 80-х, нашли в этот вечер свой приют на сцене Wan2, где играет сама Нина Хаген (Nina Hagen). Начинает бабушка германского панка с кавер-версии на "Personal Jesus", и это не случайно. Дело в том, что у Нины только-только вышел одноименный альбом, и кавер на знаменитый хит Depeche Mode - его центральный номер. Тема веры, кстати, для Нины сейчас особенно актуальна. После долгих метаний, она наконец-то покрестилась в протестантской церкви Германии, и теперь во всех интервью активно рассказывает о снизошедшем на нее религиозном просветлении.

Но просветление просветлением, а поет Нина все так же агрессивно, ярко и эмоционально, как и в прошлые годы. Голос ее варьируется от открытого чистого звука, как, например, в нестареющей "Schachmatt" так до грозного рыка в "Return Of The Mother". И поет она при этом со своей извечной нагловатой интонацией, с одной стороны, как бы рисуясь, а с другой - излучая стопроцентную уверенность в собственной уникальности и неповторимости. И именно эта уверенность, именно эта внутренняя сила и привлекает в ней больше всего.

А уж если Нина что-либо решает перепеть - так здесь ей попросту нет равных. И "Personal Jesus" были еще цветочками. Из синатровского "My Way" Нина устраивает целое представление: то она вульгарно развязно хрипит, нависая над гитаристом, то, напротив, вдруг превращается в наивную пай-девочку и, присев на край сцены, пронзительно смотрит в зал, а то вдруг вскакивает, словно фурия ,и пускается в какой-то дикий пляс. И весь этот каскад эмоций совершенно непонятным образом сочетается в одном человеке, скажем прямо, не совсем юного возраста. Но именно в этом и состоит главное достоинство Нины: она продолжает с абсолютно детской непосредственностью делать то, что кажется правильным ей самой и не идти ни на какие компромиссы. А на такое в наше время мало кто способен.

Отслушав старушку Нину, перебегаем на Party Arena, где веселят народ израильтяне Infected Mushroom, И именно тут, под резвый электронный диско-бит, и заканчивается предпоследний день фестиваля. Завтра - финал, последний и самый насыщенный день, обещающий огромное количество разообразных музыкальных неожиданностей. Так что попробуем сберечь силы для последнего фестивального рывка!

Продолжение следует...

17.08.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: