На Балканах есть хорошая традиция - под Новый год выкидывать из дома все старые вещи, прощаясь с прошлым. Василий Шумов поддержал ее: при активном содействии концерна "Союз" завершил переиздание легендарных альбомов Центра и бонусом выдал свой сольник 1990 года...
ЦЕНТР
"Признаки жизни", 1985
Альбом появился, как водится, при помощи минимума средств и, по-большому счету, благодаря лишь безграничной энергии и любви к музыке нескольких хороших московских парней. Кроме самого Василия Шумова, взявшего в руки бас, в состав команды тогда входили барабанщик Александр Васильев и еще три гитариста - Валерий Виноградов, Виталий Чурилов и Александр Ф. Скляр. Про участие последнего в жизни "Центра" всегда говорились мало. Тем не менее, здесь Скляр поет "Рио-Гранде" и является автором сразу трех песен. Кстати, некоторые из них спустя годы выходили на сольных альбомах Скляра. Сразу пять песен альбома написаны на стихи известного эзотерика Евгения Головина, очень сильно повлиявшего как на Шумова и Скляра, так и на всю жизнь "Центра" в целом.
Альбом - один из самых ценных свидетельств эпохи. Группа в тот момент находилась в отменной форме: она исполняла драйвовую смесь биг-бита и гаража и являлась одной из главных команд московской новой волны, хотя термин этот употреблялся крайне редко. "Центр" слушало прогрессивное московское студенчество, и каждый из из альбомов тех лет, несмотря на то, что расходились они лишь на кассетах и бобинах, мог бы сделать для руссского рока не меньше, чем первый альбом The Velvet Underground.
ЦЕНТР
"Русские в своей компании", 1987
Группа изрядно поднаторела в концертном деле, обрела состав, но главное - получила возможность записываться не за одну ночь в чужих стенах, а работать в собственной студии (пусть и домашней) на площади Гагарина. Звучание состава уже тогда стало чуть более электронным и даже холодным. Кроме того, трудно сказать, можно ли назвать этот альбом по-настоящему коллективным, поскольку почти все партии записаны самими Василием Шумовым, при помощи гитариста Виталий Чурилова.
Это, пожалуй, первый альбом, где еще четче сформировался (а позже, на альбоме "Дитятя",- закрепился) текстовой стиль Шумова - отчужденный, чуть по-столичному снобированный. Это не язык передовиц, но и не язык улиц: некая наблюдательно-созерцательная позиция с ироническим прищуром. Трудно сказать, можно ли назвать новую лирику Шумова "социальной", но очевидно, что цветастая романтика и аллюзии к "серебряному веку" ушли из текстов "Центра" практически бесследно.
На общем фоне рок-картины тех лет эти песни смотрелись, мягко говоря, "не отсюда" (чего, по-большому счету, Шумов, не испытывавший ни к одной из русских рок-групп, кроме Зоопарка, ни малейшего уважения, тщательно и добивался), а то и прямым издевательством. Но группа уже удостоилась публикации в "Звуковой дорожке" газеты "Московского комсомольца", что наше время можно сравнить разве что с недельной "тяжелой ротацией" на всех FM cтанциях плюс кучей эфиров на музыкальных ТВ. Но даже это, к счастью, не сделало из "Центра" предмета масскульта, хотя новое поколение поклонников-интеллектуалов, приобрело наконец-то своих отечественных героев.
ЦЕНТР
"Дитятя", 1988
Здесь окончательно ушло в историю грязноватое гаражное звучание, ощутимо влияние New Order, Talking Heads, Ultravox - они уже "читались" на альбоме "Русские в своей компании", но Шумова уже явно интересуют Kraftwerk и прочие акыны прогресса и урбана. В плане продвижения групп подобного рода Шумов стал для нового поколения чем-то сродни БГ и Майку, через свое творчество знакомивших советских парней и девчат с рок-н-роллом. Несмотря на то, что после "Стюардессы летних линий" этот альбом стал одной из главных вершин "гитарного" этапа "Центра", в силу разных причин он широкого хождения в народе не имел. Одна из возможных причин - часть этого материала наряду с парой треков из "Русских в своей компании" была отобрана французским продюсером Максимом Шмитом для оизвестного французского релиза "Сделано в Париже", но сыграло свою роль и то, что на какие-то песни у дальновидного Шумова уже были планы: так, "Деформация" в чуть измененном виде вышла в 1992 году на американском альбоме "Tektonikak", выпущенном лейблом Lava reccords Владимира Рацкевича. В отличие от Мегаполиса мягкого Олега Нестерова, так же как и "Центр" двигавшегося в направлении "столичного" музыкального языка, команда Шумова - куда более непреклонна. Этим языком, вкупе с модным звучанием, овладели немногие.
Сейчас, переслушивая этот диск, становится очевидно, почему спустя недолгое время на следующие почти два десятилетия Шумов выбрал для местожительства побережье Лос-Анджелеса.
ВАСИЛИЙ ШУМОВ
"Время три", 1990
Странное время и странное ощущение, напряжение висящее в воздухе, разорвется год спустя в реформах, августовском путче, новостях СNN, заставляющих весь мир сжиматься от неуютных предчувствий - и мрачная догадка, что принесет падение великой империи. Это напряжение как никто чувствовал самый прогрессивный московский музыкант Василий Шумов. Время, всегда четко и ритмично поданное у "Центра" и через музыку, и через сценический пеформанс, здесь застыло и сжалось. Сам Шумов рассказывает, что незадолго до записи "Времени три", работая над "Сделано в Париже" во Франции, он увидел в действии компьютер Macintosh и понял, куда следует двигаться дальше.
Однако в это время московским друзьям-коллегам Василия стало не до музыки, поэтому альбом вновь пишется в одиночку.
Время в западной музыке и в отечественной всегда текло по-разному. Песни "времени" вне его, но почти двадцать лет назад этот альбом звучал как нерасшифрованный сигнал из космоса. Рок-музыка как социальное явление стала приедаться. То, что делать нечто подобное можно за счет отчужденных интонаций, и одновременно передавая предчувствие миллениума,- сложно было даже представить. Благодаря "Сделано в Париже", выпущенному как во Франции, так и на всесоюзной "Мелодии", о "Центре" узнали, но ждали хитов вроде "Привет тебе", "Навсегда", может быть даже "Человека"... а тут вдруг включается странный гипнотический голос, разгонящий странные телеги - пускай и не без остроумных ситуативно-стилистических оборотов.
От гитарного звучания Шумов отошел аж на семь лет, вернувшись к нему лишь на альбоме "Смутное пятно неизвестно чего". Электронная музыка, спустя всего несколько лет ставшая всеобщим увлечением, пока была не в фаворе, компьютер воспринимался как ЭВМ - и его применение в столь тонкой области, как музыка, казалось для многих чем-то кощунственным. "Синтетический звук" считался в лучшем случае прерогативой попсы. Но "Время три" получили те, кто хотел. И они поняли, как надо.
Раскрыв западную энциклопедию
независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили...
Наш рассказ - о группе 'Центр' и ее лидере Василии Шумове, сказавшем однажды: "Центр - такая группа, которая вроде бы есть, а в то же время..."
Подробности из жизни:
Раскрыв западную энциклопедию
альтернативного/независимого рока, мы прочитаем
примерно про каждую вторую группу, что была она высоко ценима критикой, но
малопопулярна и коммерчески неуспешна. С Центром всё вышло еще хуже -
они не только не стали поп-звездами и миллионерами, их еще и многие рок-
критики на дух не выносили, причем в те самые застойные годы, когда считалось
хорошим тоном поддерживать любого обормота с электрогитарой, поскольку он
представлял из себя альтернативу Кобзону и ансамблю Пламя.
Влиятельный некогда глава "Урлайта" Илья Смирнов и целая обойма
критиков из ленинградского рок-клуба презрительно плевались в сторону 'Центра'
- за его непохожесть на, скажем, ДДТ. По прошествии пятнадцати лет это
сомнительное обвинение становится бесспорным комплиментом, а в центровском
влиянии на себя вдруг признаются такие разные артисты как Запрещенные
барабанщики, Би 2, Восьмая Марта и другие представители творческой
молодежи. Это при том, что сама группа…
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)