САУНДТРЕК  Целлулоид: "Сумерки. Сага. Новолуние" и лучшее - детям

В российский прокат вышла вторая часть "сумеречной" саги – главного эмо-культа двухтысячных. "Сумерки. Сага. Новолуние" как символ развития группы Muse, новый имидж Editors и дети Тома Йорка - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

В последнее время эта колонка оставила без заслуженного внимания целый ряд любопытных саундтреков к отличным ("500 дней лета"), хорошим ("Посылка") и так себе ("Пределы контроля") фильмам. Каюсь, грешен - и надеюсь частично исправиться через месяц, когда придет время выбирать 10 лучших саундтреков года в специальном выпуске "Целлулоида". Так или иначе, случившаяся в ночь с четверга на пятницу мировая премьера "Новолуния" – информационный повод, проигнорировать который не мог даже я.

Пять обновленных за первый же уик-энд рекордов (включая суммы сборов за первую ночь, первый день и первые два дня заокеанского проката), без малого 260-миллионный куш, сорванный в планетарном масштабе, саундтрек, для смещения которого с вершины альбомного чарта Billboard потребовался покойный Майкл Джексон (Michael Jackson). Наконец, новая песня Тома Йорка (Thom Yorke), написанная специально для фильма, - так мощно и повсеместно современную поп-культуру перетряхивает лишь по очень особым случаям.

"Сумеречная" сага – именно такой случай. И пусть ни "Сумерки", ни "Новолуние" смотреть, в общем и целом, невозможно (если тебе не 13, если ты не девочка и если ты не эмо), в социологическом и, чего уж там, культурологическом отношении подобный опыт, пожалуй, необходим. Сцена из первого фильма, в которой вампиры рубятся в бейсбол под песню "Supermassive Black Hole" группы Muse, забыть невозможно, как бы плохо она ни была снята и какие бы скверные эмо-диалоги в нее ни встревали. Это уже родимое пятно, отличительный признак и яркий символ декады, итоги которой подводятся сейчас везде и всюду.

Звучит группа Muse и в "Новолунии", и надо сказать, что ее роль в новом фильме настолько же скромнее предыдущей, насколько песня "I Belong to You" (здесь представленная в альтернативной версии) уступает "Supermassive Black Hole", а новый альбом Muse – пластинке "Black Holes & Revelations". В разы. Вообще, смелая задумка создателей фильма – получить по оригинальному треку от дюжины лидеров инди-чартов (которые достаточно "cool" и "hip", чтобы хоть сколько-нибудь расширить целевую аудиторию саги) – на большом экране откровенно теряется. За исключением одного-двух эпизодов (о которых – позже), в "Новолунии" звучат даже не фрагменты, но ошметки и огрызки этих треков (и то не всех), так что собственно саундтрек в состоянии удивить даже тех, кто только что вернулся из кинотеатра.

Не сказать чтобы дико приятно – для фильма о вампирах музыка у него довольно беззубая (не будем, впрочем, забывать, что лучшая половина вампиров – вегетарианцы); одна старая песня, звучащая на титрах телесериала "True Blood", стоит 13 новых, записанных популярными артистами специально для "Новолуния". Death Cab for Cutie тут звучат как обесточенная версия Placebo, BRMC – в духе собственного (провального) кантри-альбома, The Killers – как будто они издеваются, Grizzly Bear – более или менее как всегда. Лучше других выступили Editors (чья внезапная трансформация в угрюмых романтиков с фортепиано вместо гитар оказалась на удивление выигрышной) и шведка Люкке Ли (ее "Possibility" озвучила целую сцену).

Наконец, новая песня Тома Йорка, написанная специально для фильма, называется "Hearing Damage" и занимает в "Новолунии" как раз то место, которое было у "Supermassive Black Hole" в "Сумерках". Фронтмен Radiohead – единственный, кто не стал подстраиваться "под формат", сочинив вещь, которая вряд ли затерялась бы на его собственном альбоме, и попав при этом прямо в точку, в которую предположительно метит "сумеречная" сага; песня и красивая, и отстраненно-холодная, и сексуально неудовлетворенная.

Остается, конечно, вопрос, за что такая честь выпала именно "Новолунию". Возможно, к работе на стороне Тома склонили его дети (хотя им, кажется, еще рановато). Если так, то давайте не судить их строго, помня, что это их стараниями в новой группе Йорка оказался не так давно бас-гитарист Фли (Flea) из RHCP (любимой группы большинства детей обоих полов в возрасте от 18 месяцев до 18 лет). Ну а если нет, то давайте помечтаем, чтобы появление в осенне-зимнем блокбастере заработало Тому номинацию на "Оскар" – тем более что Джонни Гринвуда (Jonny Greenwood) академики в свое время обидели.

"Сумерки. Сага. Новолуние" уже в прокате.

23.11.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: