САУНДТРЕК  Целлулоид: "Луна 2112" и сигналы из космоса

В российский прокат вышел дебютный фильм англичанина Данкана Джонса "Луна 2112". Старт "лунной трилогии", главный кинокомпозитор нулевых и юбилей альбома "Space Oddity" – в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

Не посвятить очередной выпуск "Целлулоида" "Луне" (или, как настаивают российские прокатчики, "Луне 2112") было бы преступным, непозволительным или как минимум странным упущением. Не потому что фильм настолько хорош (хотя он хорош) и даже не ввиду достоинств саундтрека (хотя он еще лучше фильма). Все из-за снявшего "Луну" Данкана Джонса (Duncan Jones), режиссера-дебютанта, папа которого является довольно известным певцом и спел, в числе прочего, "Зигги Стардаста", "Space Oddity" и "Life on Mars"? Второе имя режиссера – Зоуи. Альтернативная фамилия – Боуи.

Выбор в пользу тривиальных паспортных данных Джонс сделал, достигнув совершеннолетия и с отцовского благословения. Случилось это аж 20 лет назад – прежде чем дебютировать в режиссерском кресле, Данкан учился на философа, зарабатывал рекламой и подрабатывал оператором на концерте в честь 50-летия Боуи. Успех "Луны" (ставшей хитом ограниченного проката, собравшей очень приличную прессу и взявшей один из главных призов на кинофестивале в Эдинбурге), кажется, позволил Джонсу принять окончательное решение по поводу собственного будущего: в планах режиссера – целая “лунная” трилогия.

Ну а первая ее часть (спродюсированная, кому интересно, Труди "миссис Стинг" Стайлер) – персональный триумф не только Джонса, но и еще как минимум двух людей. Сэм Рокуэлл ("Признания опасного человека", "Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом", "Удушье") не исчезает из кадра на протяжении всего фильма, не пускает в него никого больше (самая крупная из ролей второго плана досталась бортовому компьютеру, говорящему голосом Кевина Спейси) и, в конечном счете, наигрывает на лучшее представление в своей без малого 20-летней карьере.

Третьего соучастника этого мини-триумфа зовут Клинт Мэнселл (Clint Mansell), и дальнейшие комментарии тут, в общем, излишни. Дебютировав в Голливуде одновременно с Дарреном Аронофски (Darren Aranofski) десять лет назад, фильмом "Пи"), свою славу Мэнселл с тех пор приумножал и капитализировал, как мало кто еще. Да, в его послужном списке нет ни "Оскаров", ни "Грэмми" (и всего одна номинация на "Золотой глобус" – стыд и срам) – зато есть композиция "Lux Aeterna" (цитируемая в современной поп-культуре чаще, чем Моцарт с Морриконе вместе взятые) и синонимичный определению "визионер" в отношении режиссеров культовый статус.

Этот статус, кинокомпозиторам выписываемый ой как редко (предшественником Мэнселла был, пожалуй, Анжело Бадаламенти), позволял Клинту без зазрения совести перепродавать из фильма в фильм (из трейлера в трейлер, из ролика в ролик) более или менее одно и то же. Так вот, музыка к "Луне" – это скорее "The Fountain", нежели "Smokin’ Aces", работа оригинальная и самодостаточная, с приветами Massive Attack и неоклассикам и главной темой, традиционно обреченной на камео много где еще.

Кстати, альбому "Space Oddity" этой осенью исполняется 40 лет.

"Луна 2112" Данкана Джонса уже в прокате.

24.09.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: