САУНДТРЕК  Целлулоид: "Бесславные ублюдки" и модель для сборки

В российский и мировой прокат вышел шестой фильм Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки". Элитный клуб имени Мики Рурка, перерождение песни Дэвида Боуи и наполеоновские планы братьев Вайнштейн – в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

В минувшую пятницу я встал рано утром, купил билет на самый ранний показ вышедшего в этот день в североамериканский прокат фильма, посмотрел фильм, вышел из кинотеатра, зашел в мегастор напротив, купил саундтрек к фильму и вернулся домой: слушать пластинку и планировать следующий поход на этот же самый фильм. Маниакальный план? Еще одна деталь: разработал я его приблизительно полгода назад, едва узнав дату премьеры. Оправдание? На свете есть только один режиссер, ради которого я уже не однажды планировал подобные вещи на полгода вперед.

Что ж, похоже, в этот раз все было не зря. Мои 12 долларов легли в общую кассу, обеспечившую Квентину Тарантино (Quentin Tarantino) лучший старт в карьере: в США и Канаде его "Бесславные ублюдки" собрали свыше 37 миллионов, по миру – без малого 65. О художественных достоинствах картины можно спорить долго (я, например, от нее не в восторге), но к музыке, как водится, претензий нет – как нет равных самому Квентину в искусстве компилирования саундтреков.

В конкретном случае традиционная режиссерская модель для сборки – порыться в домашней коллекции и набрать полтора десятка треков, половину которых никто не слышал, а вторую половину – не помнит – могла и не пригодиться. Квентин мечтал о том, чтобы в роли композитора "Бесславных ублюдков" выступил Эннио Морриконе (Ennio Morricone), однако живого классика не устроили предложенные режиссером сроки работы. Морриконе, таким образом, пополнил элитный клуб имени Мики Рурка (людей, осмелившихся отказать Квентину дважды), а Тарантино остался верен себе и любимым спагетти-вестернам: без Эннио "Ублюдки", несмотря ни на что, не обошлись.

От предыдущих саундтреков Тарантино этот отличается тем, что при его составлении режиссеру не пришлось глубоко копать: хватило одной полки (справедливости ради, наверняка очень вместительной) – с музыкой к чужим фильмам. Морриконе, в фильмографии которого без малого пять сотен пунктов (речь тут исключительно об оригинальной музыке, неавторизованные камео вроде тех, что были в "Убить Билла" или "Доказательстве смерти" того же Квентина – не в счет), в "Бесславных ублюдках" появляется четырежды.

Еще одно знакомое поклонникам Тарантино имя – Чарльз Бернстайн (Charles Bernstein). Его музыка к "Белой молнии" уже использовалась в "Убить Билла", звучит она и здесь – наряду с мелодиями Дмитрия Темкина, Лало Шифрина и Жака Луссье, а также тремя немецкими песнями времен Второй Мировой. Однако за кульминацию саундтрека – ранга "Stuck in the Middle With You" из "Бешеных псов", "Girl, You’ll Be a Woman Soon" из "Криминального чтива" или "Hold Tight!" из "Доказательства смерти" – отвечает в этот раз музыкант, актер и отец режиссера (о "Луне" Данкана Джонса мы еще поговорим) Дэвид Боуи (David Bowie).

Появление в "Бесславных ублюдках" песни "Cat People" из одноименного эротического хоррора Пола Шредера Тарантино обставил с особыми церемониями. "Я всегда обожал эту песню – а вот то, как ее использовали в фильме, мне не понравилось, - сообщил Квентин в интервью Rolling Stone. – Шредер просто поставил ее на титры, чем дико расстроил меня и моих коллег по видеопрокату, в котором я тогда работал. Мы думали: эх, если бы такую песню написали для нашего фильма, мы бы построили вокруг нее 20-минутную сцену. Что я, собственно, и сделал".

Ходят слухи, что одиозные братья-продюсеры Вайнштейны, вдохновленные первыми успехами "Бесславных ублюдков", уже готовы профинансировать сиквел и (!) приквел. Квентин, не забудь позвонить Морриконе.

24.08.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: