САУНДТРЕК  Целлулоид: "Джонни Д." и современное ретро

Звуки возобновляют колонку Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке. Повод – скорая российская премьера одного из самых долгожданных фильмов года, "Джонни Д." Майкла Манна. Круг тем для разговора: джаз, блюз, одна музыкальная семья, две женщины по имени Билли – и ни слова о рок-н-ролльной карьере Джонни Деппа.

Майкл Манн (Michael Mann) хорошо знает, зачем фильмам музыка. Это он задал новый вектор карьере Лайзы Джеррард (Lisa Gerrard) из Dead Can Dance. Это в одной из его картин ("Свой человек") нашлось место сочинениям Massive Attack, Einsturzende Neubauten и Арво Пярта. Да что там - достаточно вспомнить грандиозные концовки "Али" и "Miami Vice", чтобы понять: с музыкальным вкусом у режиссера все в порядке (необъяснимую слабость к Моби вынесем за скобки).

В общем, не было ничего удивительного, что когда у "Джонни Д." (в оригинале – "Public Enemies") появился первый трейлер – пожалуй, лучший трейлер 2009 года, - прозвучавшую в нем песню немедленно захотелось найти и заслушать до дыр. Не отказывайте себе в этом удовольствии: автора и исполнителя песни зовут Отис Тейлор (Otis Taylor), это довольно известный черный блюзмен с занятной судьбой (в конце 70-х он бросил музыку и принялся торговать антиквариатом, вернувшись к любимому занятию уже в 90-х, на пороге собственного пятидесятилетия), а песня из трейлера называется "Ten Million Slaves".

До недавнего времени главными достижениями Тейлора были награды на профильных церемониях и выступления на разогреве у Гэри Мура (Gary Moore), но саундтрек к "Джонни Д." в этот расклад, хочется верить, вмешается – тем более что в фильме звучит не только "Ten Million Slaves", но и еще одна песня Отиса "Nasty Letter".

Если за блюз в манновском криминальном ретро отвечает, главным образом, уроженец Чикаго Тейлор, то главной по джазу режиссер назначил Дайану Кролл (Diana Krall). В "Public Enemies" она не просто поет, но и появляется при этом в кадре – со ставшей сюжетным лейтмотивом песней "Bye Bye Blackbird", в разные годы исполнявшейся Дином Мартином и Фрэнком Синатрой, Майлзом Дэвисом и Ниной Симон, Джуди Гарленд и Лайзой Миннелли. (А Джон Колтрейн за нее, было дело, получил "Грэмми".)

Наконец, в роли композитора "Джонни Д." выступил Эллиот Голденталь (Elliot Goldenthal), уже работавший с Манном над его лучшим фильмом "Схватка" и достигший в своей профессии всех возможных высот, включая премию "Оскар" за музыку к байопику "Фрида" его гражданской супруги Джули Теймор (караоке-версии шлягеров "Битлз" в ее же "Через Вселенную" разбавлял тоже он). "Public Enemies" – еще один мастерский (хотя, спору нет, конвенционный по его меркам) саундтрек Голденталя, уступившего традиционное право озвучивать новую театральную постановку Теймор – мюзикл "Человек-паук" - не кому-нибудь, а Боно с Эджем.

Есть на диске с музыкой к "Джонни Д." и легендарный техасец "Блайнд" Вилли Джонсон ("Blind" Willie Johnson), и биг-бенд Брюса Фаулера, и несколько песен в исполнении Билли Холлидей (Billie Holiday) – уместной хотя бы потому, что зазнобу гангстера Джонни Диллинджера (Деппа) и героиню Марион Котийяр (Marion Cotillard) тоже зовут Билли. В финале "Public Enemies", правда, ничего грандиозного не звучит – но умрет Джонни Д., не сомневайтесь, с песней. Хотите узнать, какой – не лишайте себя и этого удовольствия: фильм, если что, отличный.

"Джонни Д." Майкла Манна в российском прокате с 23 июля.

15.07.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: