САУНДТРЕК  Целлулоид: "Рестлер" и большая мужская дружба

Звуки продолжают серию публикаций, посвященных музыке в кино и кино в музыке. Тема #2: Клинт, да не тот, воссоединение Guns N' Roses, "тряпка Кобейн", обиженный Босс и одноногий пес - в воскресившем карьеру Мики Рурка "Рестлере" Даррена Аронофски.

Говоря о музыке к "Рестлеру", сложно не начать с конца - звучащей на финальных титрах одноименной песни, сочиненной Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen). Ее слышали многие из тех, кто не смотрел фильм, она была награждена "Золотым глобусом", с ней же, наконец, связана едва ли не главная сенсация недавней оскаровской гонки - по поводу отсутствия "The Wrestler" в числе номинантов выражали либо недоумение, либо негодование, равнодушных не было.

В самом деле, как окажешься равнодушным к такому фильму, такой его концовке и такой песне на титрах? Слезу из зрителя Босс выжимает уже не впервые (были еще как минимум оскароносная "Streets of Philadelphia" из "Филадельфии" и "Secret Garden" из "Джерри Магуайра"), однако здесь он исполнял при этом личную просьбу друга - собственно Рурка (Mickey Rourke).

По словам режиссера Даррена Аронофски (Darren Aronofski), Мики написал Боссу длинное и проникновенное письмо, получив которое, Спрингстин позвонил актеру посреди ночи из Европы и пообещал постараться. Результат его стараний подоспел в течение месяца, украсил фильм, вошел в новый альбом Босса "Working on a Dream" и вызывал ожесточенные споры среди поклонников - бывают ли на самом деле псы, способные передвигаться на одной лапе (см. строчки из песни: "Have you ever seen a one-legged dog making his way down the street? / If you've ever seen a one-legged dog then you've seen me").

Что до двух часов, титрам предшествующих, то там в чести совсем другие песни. Саундтрек "Рестлера" густо населен волосатой нечистью родом из 80-х: Ratt, Slaughter, Quiet Riot, Firehouse, Cinderella, ну и так далее. Смене рок-н-ролльных поколений посвящен один из самых запоминающихся диалогов фильма - тот, где герои Рурка и Марисы Томей (Marisa Tomei) приходят к выводу, что "девяностые сосали", а виноват во всем "тряпка Кобейн", который "пришел и все испортил".

Очевидная кульминация как фильма, так и звуковой дорожки - лучшая песня Guns N' Roses "Sweet Child O' Mine", под которую когда-то выходил на боксерский ринг сам Рурк и которую Аронофски получил, опять-таки, бесплатно - Экслу Роузу (Axl Rose) за этот широкий жест выражается отдельная благодарность.

Примечательно, что в записи оригинальной музыки к "Рестлеру" принял участие экс-коллега Роуза Слэш (Slash) - настолько близко друг к другу эти двое не оказывались с момента распада "золотого" состава Guns N' Roses. Ну а сочинил эту музыку, как водится, Клинт Мэнселл (Clint Mansell) - близкий друг Аронофски, озвучивший все его фильмы. Мелодия к одному из них, "Реквиему по мечте", появилась за последующие годы в доброй сотне заставок, трейлеров и рекламных роликов - если вам она не знакома, вы, скорее всего, глухой.

Ну а самое любопытное состоит, пожалуй, в том, что без музыки "Рестлер" попросту не появился бы на свет. По признанию Аронофски, его главным источником вдохновения стала в этот раз полувековой давности запись джазмена Чарльза Мингуса (Charles Mingus) "The Clown", где инструментальный трек сопровождают стихи - о работе на публику, о жажде крови, о жизни и о смерти.

"Рестлер" Даррена Аронофски в российском прокате с 26 марта.

В следующем выпуске - "Гран Торино" и режиссерские хобби.

20.03.2009, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: