Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) - музыкант, про которого
без натяжки можно
сказать: таких мало. Действительно, до сих пор в джазе редко найдётся трубач с музыкальным
образованием. Марсалис сумел совместить в своей музыке педантичный академизм и
обаятельную неряшливость импровизации. Его альбомы всегда откровенно
неформатны, и в то же время, они стабильно пользуются коммерческим
успехом. А это, поверьте, не такая простая задача:
например, французскому трубачу Эрику Трюффазу (Erik Truffaz) пришлось во
многом сдать позиции на своём последнем альбоме "Arkhangelsk" ради более
традиционного, а значит - коммерческого звучания.
Новый альбом Марсалиса "From The Plantation To The Penitentiary", по
сути, не является чем-то радикально новым по сравнению с его предыдущими
работами. Буквально за считанные
дни он успел приобрести статус классического, и, думается, вскоре станет
хрестоматийным. Даже в описании треков, даже в оформлении конверта всё
направлено на то, чтобы "поучать, развлекая". Под названием каждой песни написана
жанровая, ритмическая и стилистическая структура оной: таким образом, слушатель
становится соучастником создания шедевров. Например, под
заглавным треком "From The Plantation To The Penitentiary", помимо
стандартного тайм-кода, намечен следующий план: "6/4 Groove, 6/8 Naningo, 6/4
Swing". Подобное "введение в теорию" провоцирует слушателя к более
пристальному восприятию композиции: мы обращаем внимание на то, что вокальная
строчка в этом треке исполняется на "проходных" нотах. В свою очередь, она противопоставляется диссонансу трубы и саксофона, что в синтезе создаёт
абсолютно убедительное ощущение ясности и гармонии. Сам маэстро объясняет подобное решение с
кокетливой интуитивностью и образностью: "Это странное сочетание чего-то
приятного, но имеющего острый угол. Приятный голос делает музыку более
яркой". Разумеется, музыкант обращает основное внимание на вокал, в первую
очередь, из скромности. Тем не менее, в этой фразе заложен один из
основных эстетических принципов артиста: функцию красоты в его музыке
выполняет, прежде всего, тембр инструмента. Гармония же выполняет функцию
поиска.
Ведь так и есть: ни одну песню великого трубача нельзя назвать красивой в
традиционном понимании. Тем не менее, все треки в своём разнообразии,
затрагивают в душе слушателя нечто изначальное и первобытное, те чувства, которые должны
возникать у детей и сумасшедших при соприкосновении с прекрасным. И нежная
"Find Me", и напористая "Supercapitalism", и почти застольная
"Where Y'All At?" - не имеют этих свойств в ежедневном
понимании. Но при погружении в каждую из этих песен мы понимаем, что все они
имеют некую высшую красоту. Красоту поиска, красоту тембра (если реализовать
эту музыкальную метафору, то красота тембра - есть ничто иное, как античное
восхищение телом). И если не каждый сможет насвистать какую-нибудь мелодию с
этого альбома, и даже не каждый сможет запомнить название оного, но, в
любом случае - какая-то песня обязательно западёт вам в душу.
Дата рождения:
18 октября 1961
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)