Альбом:
From The Plantation To The Penitentiary
Записан:
2007
Издан:
2007, EMI (BNR094637367520)

Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) - музыкант, про которого без натяжки можно сказать: таких мало. Действительно, до сих пор в джазе редко найдётся трубач с музыкальным образованием. Марсалис сумел совместить в своей музыке педантичный академизм и обаятельную неряшливость импровизации. Его альбомы всегда откровенно неформатны, и в то же время, они стабильно пользуются коммерческим успехом. А это, поверьте, не такая простая задача: например, французскому трубачу Эрику Трюффазу (Erik Truffaz) пришлось во многом сдать позиции на своём последнем альбоме "Arkhangelsk" ради более традиционного, а значит - коммерческого звучания.
Новый альбом Марсалиса "From The Plantation To The Penitentiary", по сути, не является чем-то радикально новым по сравнению с его предыдущими работами. Буквально за считанные дни он успел приобрести статус классического, и, думается, вскоре станет хрестоматийным. Даже в описании треков, даже в оформлении конверта всё направлено на то, чтобы "поучать, развлекая". Под названием каждой песни написана жанровая, ритмическая и стилистическая структура оной: таким образом, слушатель становится соучастником создания шедевров. Например, под заглавным треком "From The Plantation To The Penitentiary", помимо стандартного тайм-кода, намечен следующий план: "6/4 Groove, 6/8 Naningo, 6/4 Swing". Подобное "введение в теорию" провоцирует слушателя к более пристальному восприятию композиции: мы обращаем внимание на то, что вокальная строчка в этом треке исполняется на "проходных" нотах. В свою очередь, она противопоставляется диссонансу трубы и саксофона, что в синтезе создаёт абсолютно убедительное ощущение ясности и гармонии. Сам маэстро объясняет подобное решение с кокетливой интуитивностью и образностью: "Это странное сочетание чего-то приятного, но имеющего острый угол. Приятный голос делает музыку более яркой". Разумеется, музыкант обращает основное внимание на вокал, в первую очередь, из скромности. Тем не менее, в этой фразе заложен один из основных эстетических принципов артиста: функцию красоты в его музыке выполняет, прежде всего, тембр инструмента. Гармония же выполняет функцию поиска.
Ведь так и есть: ни одну песню великого трубача нельзя назвать красивой в традиционном понимании. Тем не менее, все треки в своём разнообразии, затрагивают в душе слушателя нечто изначальное и первобытное, те чувства, которые должны возникать у детей и сумасшедших при соприкосновении с прекрасным. И нежная "Find Me", и напористая "Supercapitalism", и почти застольная "Where Y'All At?" - не имеют этих свойств в ежедневном понимании. Но при погружении в каждую из этих песен мы понимаем, что все они имеют некую высшую красоту. Красоту поиска, красоту тембра (если реализовать эту музыкальную метафору, то красота тембра - есть ничто иное, как античное восхищение телом). И если не каждый сможет насвистать какую-нибудь мелодию с этого альбома, и даже не каждый сможет запомнить название оного, но, в любом случае - какая-то песня обязательно западёт вам в душу.

28.06.2007, Стас ЕФРОСИНИН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "From The Plantation To The Penitentiary":

1. From The Plantation To The Penitentiary
2. Find Me
3. Doin' (Y)our Thing
4. Love And Broken Hearts
5. Supercapitalism
6. These Are Those Soulful Days
7. Where Y'all At?

В записи принимали участие

  1. Wynton MARSALIS – Кларнет
  2. Walter BLANDING – Саксофон
  3. Dan NIMMER – Клавишные
  4. Carlos HENRIQUEZ – Бас-гитара
  5. Ali "Jr." JACKSON – Ударные
  6. Jennifer SANON – Вокал

Wynton MARSALIS

Дата рождения:

18 октября 1961