Если бы мне еще год назад сказали, что в
2005 году в Россию приедет Van Der
Graaf Generator, я бы покрутил пальцем у виска. Последняя запись группы
вышла в 1979 году. 26 лет! Вдумайтесь только - 26 лет прошло между двумя альбомами.
Причем, говоря о VDGG, глупо употреблять привычные для "старых рокеров"
выражения: "На старости лет решили стрясти денег", "Жалкая пародия на самих
себя" и все такое. Ничего подобного. Просто пришло время. А то, что оно шло так
долго... Ну, что ж теперь поделать.
Питер Хэммилл (Peter Hammil), Дэвид Джексон (David Jackson), Хью Бэнтон (Hugh banton) и Гай Эванс (Guy Evans) возродили легендартный состав в 2004 году и собрали несколько аншлагов в респектабельнейших залах Европы. В анонсах утверждается, что это самый что ни на есть классический состав группы. Вопрос спорный, ибо непонятно, чем, например, не достоин классического состава басист Ник Поттер (Nic Potter), но то, что все приезжающие люди - это действительно те самые создатели феномена VDGG - факт.
История Van Der Graaf Generator берет свое начало в 1967 году в британском Манчестере. Авторами идеи стали барабанщик Крис Джадж-Смит (Chris Judge-Smith) и автор текстов и вокалист Питер Хэммилл (Peter Hammill). Хэммилл тогда толком не умел ни на чем играть, в 1970-х ограничивался парой аккордов на гитаре, к середине восьмидесятых уже бодро давал сольные концерты на гитаре и фортепиано, а сейчас понемногу стал одним из самых влиятельных гитаристов прогрессивного рока. Зато с голосом у Хэммилла всегда было все в порядке.
Название группы позаимствовано у генератора высоковольтной
электростатистической энергии, построенного в 1931 году доктором Робертом Ван
Дер Графом. Злые языки утверждают, что решение об именовании компанды Крис принял под воздействием психоделических веществ, однако доподлинно это неизвестно. Возможно, подобным названием Крис выразил свою решимость во что бы
то ни стало придать тому сумасшедшему сплаву стилей, который критики позже
назовут арт-роком, новый энергетический заряд.
Но, на самом деле, энергии
хватило не надолго: Джаджу-Смиту формат группы чем-то не угодил, и он ее быстро
покинул, при этом
периодически подкидывая музыкантам песни собственного авторства - временами
весьма сильные. Дебютный альбом "Aerosol Grey Machine" вышел в 1968 году примерно
в том же составе, в котором группа приезжает в Москву.
В этот момент вместо Смита в команде уже играли клавишник Хьюг Бэнтон, бас-гитарист Кит Эллис и барабанщик Гай Эванс. Новый состав постоянно преследовали несчастья, и в какой-то момент их количество зашкалило за все мыслимые пределы: одном из туров у музыкантов украли всю аппаратуру. В 1969 году свет увидел Least We Can Do Is Wave to Each Other, записанный Хэммиллом с тайной мыслью о сольном творчестве.
В 1970 году вышел следующий альбом - "H to He Who Am the Only One", записанный с участием уже тогда считавшегося мэтром арт-рока Роберта Фриппа (Robert Fripp - лидер King Crimson) и утвердивший группу в качестве классического представителя своего жанра. Сложные аранжировки, философские тексты, сильный вокал и какая-то особая магия, без которой ни один качественный музыкальный коктейль надолго в сердце не задержатся, стали визитной карточкой как этого диска, так и многих работ, последовавших за ним - наравне со звуком меллотрона, мрачного вокала Хэммилла и двух саксофонов Джексона.
В 1971 году группу покидает Поттер, и с тех пор в Van Der Graaf Generator вакантно место бас-гитариста. Партии бас-гитары создаются на электрооргане. Хэммил объявляет о роспуске группы, но, тем не менее, продолжает выпускать альбомы в соавторстве с музыкантами группы. К 1975 году таких совместных альбомов (под именем Хэммила и Van Der Graaf Generator) насчитывается около пяти. Все эти альбомы,среди которых - "Pawn Hearts", "Godbluff", "Still Life", "World Record" - все как один могут называться классикой. На "Godbluff" группа поставила интересный рок-рекорд, сделав полноценный альбом, во-первых, из четырех композиций, во-вторых, в составе ударные - клавиши - саксофон (партии гитары и баса были очень эпизодическими).
Этот период в жизни группы был очень плодовитым. Доходило до смешного - два альбома за один год записывали одни и те же люди, но один назывался VDGG, а второй - сольником Питера Хэммилла. Тем не менее, идея была понятна - VDGG "запатентовал" не состав и не стиль музыки, а формат композиций. Все, что игралось в другом формате, VDGG не считалось.
В 1977 году грянул гром: Хэммилл развелся с любимой женой, которая в конечном итоге ушла к клавишнику Хью Бэнтону. Разумеется, при таком раскладе на том составе группы сразу же пришлось поставить жирный крест. Van Der Graaf при таком раскладе записали еще один - на мой взгляд, отличный - альбом "The Quiet Zone/The Pleasure Dome" и концертник "Vital", подводящий итоги. И - все. Легенда, казалось бы, ушла навсегда.
Сольные работы Хэммилла и других членов
группы - тема для статьи совершенно
отдельной и не меньшей по размеру. Все эти время они успешно развивают
собственные проекты: Хэммил играет с джаз-роковым ансамблем Brand X,
карьеру, публикует две книги стихов и рассказов и сочиняет оперу по Эдгару По,
саксофонист ведет преподавательскую деятельность, а клавишник реставрирует
церковные органы. Но спустя 25 лет VDGG вдруг вылез из
рок-энциклопедий и в 2005 году выпустил новый альбом Present.
Надеюсь, меня простят более рьяные поклонники VDGG, если я скажу, что "Present"
все-таки несколько бледнее, чем большинство классических записей группы. Потому что,
во-первых, как говаривал Андрей Кнышев, "время не проведешь". А во-вторых, не
сказать, чтобы эти 25 лет музыканты сидели и друг по другу скучали. Нет, и
общались, и работали вместе (за редкими исключениями в виде Хэммиила и
Бэнтона).
Тут важнее два других фактора. Когда я думал, чем бы описать первый, я вспомнил о мультсериале "Ну, погоди!". Вот я с детства знаю наизусть все серии "Ну, погоди!". Я на них вырос. Но это - классика, давно было. А тут вдруг - раз - и выходит новая серия. Причем и волк тот же, и заяц тот же, и авторы сценария те же, и мультипликаторы, и даже технологии новые. И шутки кое-где новые, и весьма неплохие. Очень радостное и неожиданное событие по любым меркам. То же - и с VDGG.
А второй фактор вот какой. Кого-кого ни при каких обстоятельствах пенсионером не обзовешь - так это Питера Хэммилла. Этот худощавый интеллигентный мужик вечно чего-то придумывает, записывает, поет, обстоятельно объясняет и снова придумывает. VDGG - еще один повод оценить неординарный мозг и фантастический голос Хэммилла в новых условиях. Вот, на сей раз, знаете ли, в таких. Хорошо забытое старое.
Если говорить более сухим языком, то новый альбом состоит из двух дисков. На первом - композиции в стиле а-ля классический генератор, но при этом с видимым влиянием поздних работ Хэммилла (как же иначе), на втором - лихие инструментальные импровизации всего коллектива. Возможно, именно доминирующее влияние творчества самого Хэммилла на саунд группы и побудило музыкантов записать авангардистский второй диск... но это - не более, чем гипотеза.
VDGG играют такую музыку, что одно удовольствие ее обсуждать. Если отбросить
все интеллигентские штучки, то готов поставить гонорар за статью - концерт
будет отличный и бескомпромиссный. Все будут выкладываться на полную, от голоса
Хэммила, как обычно, по коже пойдут мурашки, возможно, сыграют что-то и из
классики, которую мы уже и не чаяли послушать вживую.
Может быть, это смешно, но еще я скоплю деньги на пару футболок "Генератора". Они
очень стильные, и я с удовольствием буду кататься в них в московском метро.
Ведь еще год назад я бы никогда не подумал, что это возможно.
Van Der Graaf Generator
25 октября - Санкт-Петербург, Мьюзик-Холл
26 октября - Москва, Театр Эстрады
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)