VAN DER GRAAF GENERATOR  Кощей в белой рубашке

Ветераны прога приехали в хорошем расположении музыкального духа и играли по-хорошему долго. Кто-то падал в обморок, кто-то плясал, но главное, что плотный сет из хитов и свежего материала никого не оставил равнодушным.

Перед началом концерта, глядя на темную и пустую сцену, трудно было поверить, что на ней сейчас появятся люди, игравшие вместе еще в 1968 году. И впрямь: вместо древних прог-рокеров на сцену вышел Александр Чепарухин, глава компании GreenWave Music. Он начал радовать публику анонсами интересных музыкальных событий. В частности, он сообщил, что в сентябре этого года в Москве выступят такие легенды прогрессива, как супергруппа UK, Кит Эмерсон (Keith Emerson), Тони Левин (Tony Levin), Пэт Мастелотто (Pat Mastelotto) и Трей Ганн (Trey Gunn). Последние трое, возможно, объединятся, чтобы вместе исполнить хиты King Crimson. Вот оно - музыкальное событие года, почти ставшее реальностью. Зал аплодировал. Перед уходом со cцены Чепарухин обмолвился, что музыканты Van der Graaf Generator в хорошем настроении и готовы играть долго. "Долго? - хмыкнул я про себя, - неужто выдержат большой концерт? " Вокалисту, гитаристу и клавишнику Питеру Хэммиллу (Peter Hammill) уже 59, органист Хью Бэнтон (Hugh Banton) - его ровесник, а барабанщик Гай Эванс (Guy Evans) и вовсе всех их старше.

Музыканты выбрались на сцену и образовали треугольник, как на обложке своего последнего диска "Trisector". Слева от зрительного зала за клавишами расположился Хэммилл, в центре - Эванс за барабанами, справа - Бэнтон за электроорганом. И все. Три человека из 60-х. К сожалению, без саксофониста и флейтиста Дэвида Джексона (David Jackson), покинувшего группу в 2006 году. Начали с тревожной "Interference Patterns" с последнего альбома. Зрители, что приятно, песню узнали, несмотря на то, что альбом этот вышел совсем недавно. Поначалу концертное звучание группы показалось неуютным и холодным, что неудивительно при таком составе инструментов: клавиши, электроорган и барабаны - ни живого баса, ни гитары. Однако потом Хэммилл взялся за гитару, и ее хриплые риффы исправили дело. Музыканты выглядели весьма живописно, особенно Хэммилл и Эванс. Хэммилл - седой, худющий, вертлявый, похожий на Кощея Бессмертного, зато в белой рубашке с поднятым воротником. Эванс - лысый, плотный, мрачный, похожий одновременно на уголовника и на большого паука с палочками для огромных суши. А Бэнтон - просто приятный пожилой мужчина со спокойной сединой. А когда Хэммилл принялся пульсировать, извиваться за клавишами и петь почти не изменившимся за долгие годы голосом, стало ясно, что возраст музыкантам не помеха. Правда, Эванс один раз уронил палочку, но моментально выхватил запасную и продолжил играть как ни в чем не бывало. Наверное, даже не все зрители заметили этот казус.

Концерт получился мощным: плотный звук сдавливал виски, бил в голову как в бубен. Казалось, что на сцене не трое музыкантов, а вдвое больше. Хотя отсутствие Джексона все же ощущалось - при всей насыщенности и мощи этой музыки ей не хватало хтонической саксофонной хрипотцы. Не услышали мы в тот вечер прекрасные инструментальные композиции с саксофоном, со второго диска альбома "Present" (2005), - этот космический рок, местами похожий на огрубевших и ощетинившихся Ozric Tentacles. Но разочарованных слушателей в зале, похоже, не было. Помимо нетленной классики вроде "Lemmings", музыканты исполнили и самые свежие песни: "We Are Not Here", "Over the Hill" и "Lifetime". Последняя прозвучала на удивление прозрачно и тонко: во время ее исполнения, кажется, даже пыль, летающая по залу, замерла в воздухе. Громкие аплодисменты звучали после каждого номера. Однако без неприятных моментов тоже не обошлось: в первой части концерта в зрительном зале случился обморок. Какая-то женщина сначала закачалась, словно в экстазном танце, а потом стекла на плечи своего спутника. В другом эпизоде зрители были атакованы клубными прожекторами, которые несколько минут вспыхивали нестерпимо ярко - да так хитро, что стоило открыть глаза после очередной вспышки, как следом за ней вспыхивала следующая. И все тонуло в этом невыносимом свете. Музыканты отыграли два часа без единого перерыва. После такого геройства было неловко звать их на бис - все-таки немолодые уже, но зрители их позвали, и они, конечно же, вышли, захватив с собой старенькую "Still Life" (с одноименного альбома 1976 года).

После выступления суровый Гай Эванс получил от зрителей большую белую розу и, казалось, сам расцвел. Кстати, стоит отметить, что на концерте было много молодежи, т.е. молодое поколение любителей прога слушает не только The Mars Volta и Tool. Я видел, как две симпатичные девушки пустились под VdGG в пляс, и как один молодой человек подпевал группе на английском, порывисто и вдохновенно.
В общем, прогрессивный рок по-прежнему бессмертен и наряден, как Кощей в белой рубашке.

22.04.2008, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

VAN DER GRAAF GENERATOR - свежие публикации:

  • Альбом дня - A Grounding In Numbers, 28.03.2011
    Van Der Graaf Generator выпустили, пожалуй, свою самую сложную и математически просчитанную пластинку. А заодно - ответили на адамсовский вопрос о Жизни, Вселенной и Всем Таком »»
  • События - Он и меня посчитал!, 18.01.2011
    Новый альбом легендарной прог-роковой группы Van Der Graaf Generator выходит 14 марта »»
  • Интервью - Тройной. Мужской., 19.04.2008
    Накануне московского концерта теперь уже трио Van Der Graaf Generator позвонило в Москву, чтобы рассказать Звукам.Ru о том, в каком темпе все участники группы собираются работать, почему ушел саксофонист и как они теперь относятся к совместной работе. Все мэтры отвечали на наши вопросы очень по-разному. Получилось местами забавно »»