МУЗЫКА  Проверка пульса. Лучшее в 2024, альбомы. Места с 1 по 50

50 лучших электронных альбомов 2024 года по версии Ника Завриева

Публикация верхней части годового топа обязывает к каким-то рассуждениям о том, каким получился музыкальный год и фиксации каких-то трендов, а сделать это мне крайне трудно – электроника зумерская (от фонка до гиперпопа) существует уже не в контексте "электроники как отдельной музыкальной вселенной" (которая и была мне всегда интересна), а где-то в поп-сегменте, при рэпе и певицах с автотюном. Электроника "серьёзная" (та, что много звучит на фестивалях типа "Сонара" и "Примаверы") стала крайне идеологизированной и её общественная значимость (условно "деколонизаторский" месседж или борьба за чьи-нибудь права) совершенно затмевает собственно музыку (которой даже сами артисты уделяют значительно меньше внимания), и это мне тоже абсолютно неблизко. Искусство не должно никому и ничему служить, оно-то и есть центр мироздания. Перефразируя Шенкли, музыка – это не вопрос жизни и смерти, а штука гораздо более важная. В результате, самое интересное на мой вкус происходит в сегменте "аутсайдерском" – там, где люди не вписываются ни в какие тренды (зачастую, просто их не считывая) и не отвечают ни на какой общественный запрос, а занимаются чистым искусством как бы сами для себя, не особенно реагируя на внешние раздражители.

При этом такой вот сегмент "музыки для нёрдов" будто бы значительно расширяется – стало, например, куда больше танцевальной музыки с человеческим лицом – не только брейкбита, но и задумчивого техно, абстрактного джангла, неканонического электро и так далее. Брейнденс, в какой-то момент ставший жертвой форматных рамок, теперь всё меньше похож на один безликий трек, написанный неросетью. Похоже, что наконец возродилась индитроника, да и IDM чувствует себя хорошо как никогда. Из лейблов стоит в первую очередь выделить De:tuned, который отметив десятилетие превратился прямо-таки в ключевого игрока на электронной сцене.

Прежде, чем перейти к основному блюду – топ рубрики #re-rewind, пятёрка лучших переизданий (благо, в этом году лейблы наконец добрались до каких-то совсем не лежащих на поверхности альбомов) и один альбом "без места". По обыкновению, напоминаю, что всё нижесказанное есть не более, чем субъективная точка зрения автора, любимые пластинки и больше ничего.

Лучшие переиздания 2024-го.

5. Secede & Kettel "When Can" (Lapsus Records, год издания оригинала 2012)

Никогда до этого не выходивший на виниле совместный альбом двух звезд IDM нулевых, неожиданно решивших удариться в нью-эйдж до того, как это стало мейнстримом. Работа, прекрасная в первую очередь тем, что существует как бы совершенно изолировано в своём собственном пространстве и времени. Ни на что не похоже, ни из чего не вытекало, ни к чему не привело.

4. Pete Namlook & Geir Jensen "The Fires of Ork" (Silent State Recordings, год издания оригинала 1993)

Мрачное эмбиент-техно по мотивам "Бегущего по лезвию" от двух мэтров чиллаутной музыки девяностых. Классика лейбла FAX, за переиздания релизов которого кто-то уже наконец должен взяться системно.

3. Новые композиторы "Астра" (Maschina Records, год издания оригинала 1996)

Лучший российский эмбиент-альбом всех времен впервые выходит на виниле. Коллажная сэмпладелика в духе The Orb на отечественном материале вроде фильма "Волшебная лампа Аладдина" или песен Таревердиева.

2. Solar X "Outre X Mer" (Galaxid Records, год издания оригинала 1994)

Наконец-то перевыпущенный на виниле лейблом Нины Кравиц (до этого не было даже цифрового издания, полностью альбом выходил только на кассете) дебютный лонг-плей пионера российского IDM, уже много лет живущего в Англии. Абсолютная классика жанра.

1. Haruomi Hosono, Mixmaster Morris, Jonah Sharp "Quiet Logic" (We Release Whatever The Fuck We Want Records, год издания оригинала 1998)

Святой грааль электроники 1990-х: раритетный альбом двух классиков эмбиент-техно и участника группы Yellow Magic Orchestra. До этого выходил только на CD в Японии и не был доступен ни в каком виде, меж тем "Quiet Logic" – это нетленная классика уровня "Lifeforms", "76:14" или лайв-альбома Sun Electric.

Альбом без места.

Anderdog "Dog Remix Dog" (Местность)

Альбом рейтинговать который с моей стороны было бы неэтично (всё же три из 21 ремикса – мои), но и обойти его вниманием тоже не хочется – уж очень я люблю Андердога, уж очень я люблю ремикс-альбомы формата "все друганы собрались вместе". В качестве авторов собрана вся, как говорил фейсбук, "extended network" Местности, и жанровая палитра получилась разнообразней некуда, от электроакустических коллажей Федора Веткалова и внезапного постпанка от самого Anderdog до расслабленной балеарики Kokokei и Alterleo, ну и разумеется - всех возможных вариаций IDM,

Ну а теперь, собственно, лучшие пластинки 2024 года, места с 50-го по 1-е.

50. The Future Sound of London "FSOL presents Pulse Five" (De:Tuned)

Бельгийский лейбл De:Tuned успел за десять лет превратиться в незаметных героев электронной сцены. Вокруг них нет никакого хайпа, о них почти никогда не пишет "модная" пресса (но редко обходит стороной профильная), но среди знатоков лейбл давно считается одним из ведущих. По сути, De:Tuned продолжает историю, начатую в 1990-е лейблом Warp – это музыка, уходящая корнями в чиллаутную сцену конца прошлого века, умное техно, эйсид-хаус и IDM. Обойма лейбла почти целиком состоит из ветеранов, так что появление на юбилейном релизе FSOL не особенно удивляет. Формально "Pulse Five" – это продолжение серии из четырех ЕР, записанной группой в период 1991-1992 (тогда их вышло четыре), на деле новая пластинка - скорее продолжение архивной истории, которой FSOL занимаются с 2007-го. Интересен альбом в первую очередь тем, что здесь мы слышим FSOL на стыке двух ипостасей – рейвовой (которая началась с Humanoid и закончилась где-то во время записи "Acceletaror") и коллажного эмбиент-сюрреализма, начавшегося сразу после. Как часто бывает на треках из архивов, здесь мы регулярно слышим знакомые элементы – "Honesty" это, судя по всему, тупиковая версия сингла "Lifeforms" (ушедшая от известной нам вариации довольно далеко, но всё же узнаваемая), "Sun Risen" (еще и очевидный оммаж группе Beloved) отсылает куда-то к "It's Not My Problem", а брейкбитовая "Big Life" это привет уже из 1980-х, откуда-то из сессий "Global LP".

VA "FSOLdigital presents Mind Maps 5" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)

Если же вас утомило копание в архивах, пусть даже и ранее неизданных, вот вам свежая порция FSOLовских ремиксов (в этот раз сделанных от имени сайд-проекта Yage). Вивисекции подвергается по большей части музыка клиентов лейбла Touched – Drøn, Yunx, iNFO, Pentagrams Of Discordia, CRC, а также 808 State, а в качестве бонуса – пяток собственных оригинальных треков от разных проектов Брайана и Газа. В первой половине мы чаще всего слышим заторможенный приайдиэмленный эйсид, во второй – всё многообразие музыки из семейства FSOL от техно и электро до мистических саундтрековых коллажей.

49. FaltyDL "In The Wake Of Wolves" (Central Processing Unit)

В конце нулевых, когда тон в электронике задавал пост-дабстеп, бруклинский музыкант Дрю Ластман (Drew Lustman) считался одним из "послов будущего" – его пластинки издавал моднейший Planet Mu, а его саунд на стыке герриджа, хауса, дабстепа и добавленной в этот коктейль "умной электроники" считался передним краем достижений и образцом для подражания. Вскоре карьера Ластмана пошла вверх – он подписался на еще более мейстримовый Ninja Tune и выпустил пару пластинок, где сделал несколько шагов в сторону мягкой приджазованности, слегка сгладив экспериментальные углы. Однако статус новаторов уже перехватило новое поколение – Arca, Sophie и им сочувствующие, и FaltyDL как-то незаметно ушел в тень, продолжая выпускать отличные пластинки уже самиздатом (здесь он почти повторял траекторию еще одного флагмана пост-дабстепа, Барри Линна aka Boxcutter). Однако в 2024-м Дрю вдруг всплыл на шеффилдском лейбле CPU, который, казалось бы, никогда не тяготел к бейс-ритмам, отдавая предпочтение электро и IDM. Строго говоря, "In The Wake Of Wolves" тоже можно определить тэгом IDM, но музыка это как бы совсем без отсылок к девяностым. Ориентиром здесь скорее был тот жесткий, угловатый, с индустриальным привкусом, саунд, который на рубеже 2000-х – 2010-х пытались получить на стыке IDM и бейса такие музыканты как Рул Функен (Roel Funcken) и Plaid. Чуть более типичный, мягко-хаусовый FaltyDL здесь представлен скорее в виде интерлюдий, разбавляющих всю эту симфонию экспериментов. Звучит всё вместе весьма освежающе, к тому же трек "Further" (проверено!) имеет отличный потенциал разрывать танцполы.

48. Steve Moore "Eye Of Horus" (L.I.E.S)

Едва вышел очередной диск дуэта Zombi, как их клавишник Стив Мур разродился новым сольником. Во второй половине 2010-х сольное творчество Мура, казалось, затмило Zombi – Стив тогда был, наверное, главным специалистом планеты в области звучания на стыке осовремененных Tangerine Dream и Джона Карпентера (John Carpenter). Но выпустив несколько очень удачных пластинок и не без успеха поработав в артхаусном кино, Мур снова отодвинул соло-проект на второй план, изредка постреливая танцевальными пластинками, пара из которых даже вышла на лейбле Kompakt. "Eye Of Horus" (6 треков общей длиной в полчаса, не то длинная ЕР, не то короткий альбом) как будто мирит две его ипостаси – треки строятся вокруг каркаса из мягкой, но увесистой прямой бочки, но сверху на этой арматуре выстроены ажурные конструкции из пульсирующих секвенций и арпеджио, а также возвышенных аккордов. Привет и тому же Карпентеру с его "хоррортроникой", и не в последнюю очередь, раннему немецкому трансу.

47. Sedibus "SETI" (Orbscure Recordings)

Sedibus – проект Алекса Паттерсона (Alex Patterson), бессменного лидера формации The Orb, и Энди Фалконера (Andy Falconer), которого мы знаем по записям тех же The Orb середины 1990-х, то есть по самому что ни на есть классическому периоду. Как и следовало ожидать, на альбоме мы слышим фирменную орбовскую коллажную сэмпладелику, но если предыдущий альбом самих Orb был ритмичным, а порой даже откровенно танцевальным, то "SETI" это часовое плавание в густом эмбиентно-дабовом тумане, из которого доносятся то голоса радиоведущих из прошлого века, то звуки фортепиано, то фрагменты старых пластинок, то африканская перкуссия.

46. Hardfloor "Still Lost In The Silver Box" (Hardfloor Recordings)

В какой-то момент казалось, что Hardfloor с нами всегда – новые альбомы выходят будто сами собой, словно за Рамона Ценкера (Ramon Zenker) и Оливера Бондзио (Oliver Bonzio) музыку давно пишут хорошо натренированные роботы. Их стиль был настолько отточен, что внезапная смена 909-й бочки на 606-ю воспринималась как крутой поворот в карьере. Но вообще говоря, их предыдущий лонг-плей датирован далеким уже 2017-м, то есть новую пластинку можно считать в некотором роде камбэком. "Still Lost In The Silver Box" – этакий оммаж самим себе. И название, и оформление (в розовом цвете вместо желтого), и внезапное возвращение к серии "Acperience" (тут есть 6 и 7 части), и, разумеется, звук – всё это недвусмысленно отсылает нас к их дебютному диску "TB Resustitation" (впрочем, и тут есть рейды на электро и даунтемпо-территории, которые группа открыла для себя позже). Но уж кого-кого, а Hardfloor глупо упрекать в самоподобии, Рамон и Оливер всегда работали по принципу "у нас была какая-то тактика и мы её придерживались". Хорошо спродюсированный (если не сказать "рафинированный") эйсид никто так и не научился играть лучше них, и кажется этот диск – лучшее что они записали за последние лет пятнадцать.

45. VA "Braindance" (Die Orakel)

Небольшой, но симпатичный франкфуртский лейбл, заработавший себе репутацию пластинками O-Wells, Upsammy, N90c и Гачи Бакрадзе (Gacha Bakradze), решил выпустить кураторскую компиляцию, добавив путаницы в и без того неоднозначный жанровый тэг. Слово "braindance" когда-то ввел в обращение лейбл Rephlex, желая придумать более удачное название для всего корпуса IDM-релизов. Однако, как это часто бывает, смысл за термином закрепился вовсе не такой, как его авторы задумывали. Сегодня braindance – это скорее музыка, похожая на серию пластинок AFX "Analord" – скоростной гибрид электро и эйсида, который сейчас играют, к примеру, Роландо Симмонс (Rolando Simmons) или Джоди Кендрик (Jodey Kendrick). Однако в понимании боссов Die Orakel, брейндэнс – это ни то, ни другое, а "kaleidoscopic and whimsical quirktronica" (определение, дать которому адекватный перевод не так-то просто). В результате, первые треки (от Upsammy, N9oc и Pepe) напоминают что-то вроде гибрида фолктроники и глитча с битом, а дальше идет более-менее типичная для Die Orakel, но весьма интересная музыка – мягкое неформатное электро, эксперименты на стыке IDM и всяческих басовитых лефтфилд-абстракций и так далее – короче говоря, ритмичная и насыщенная событиями электроника, пригодная скорее для дома, чем для танцев.

44. Virgo "Daydream In Other World" (FORM@ RECORDS)
Virgo "Daydream In Other World" (Neo Ouija)
Virgo "Roots Of Memories" (Móatún 7)

В японской музыке Ясутака Сато (Yasutaka Sato) занимает примерно то же место, которое в Европе занимают Stasis или Кирк ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio), а в Америке – Джон Белтран (John Beltran). В конце девяностых, взяв за основу детройтский "техно-соул" по заветам Деррика Мэя (Derrick May) и Кенни Ларкина (Kenny Larkin), он слегка развернул эту музыку от фанка в сторону европейского мелодизма и ажурных эмбиент-текстур. Первый пик его карьеры пришелся примерно на период 1998-2004, после чего Сато-сан совершенно исчез с радаров. О нем снова заговорили уже в 2020-м, когда дебютный диск "Landform Code" был переиздан на Fantasy Enhancing. С тех пор Virgo всё чаще напоминал о себе и в результате в 2024-м выпустил аж три альбома. Первый из них "Daydream In Other World", изданный японским лейблом FORM@ RECORDS, тоже перезапустившимся после долгого перерыва, это музыка совсем уже ажурная и печально-мечтательная. Диск "Time Observer" с лейбла Neo Ouija тяготеет к более "диповому" звучанию (здесь чуть более заметен эмбиент-техно корень). Наконец, третий альбом "Roots Of Memories", вышедший в Исландии, уже более походит на IDM – ритмы здесь чаще неторопливые и ломаные, а мелодии чуть более хмурые – так могли бы звучать B12 или Statis середины девяностых.

43. Morakh "Helix" (Местность)

Второй по счету альбом музыканта из подмосковного Подольска Валеры Емельянова идеально подходит под определение "модная танцевальная музыка здорового человека". Бейс, герридж, брейкбит, духоподъемные "стадионные" гармонии, тёплые, слегка плывущие пэды, мелко нарезанные вокальные сэмплы и гомеопатическая доза транса – так могли бы звучать Bicep, Overmono, Moderat, а возможно даже Orbital и Moby. Здесь как-то на удивление красиво выдержан баланс между тем, что называется "mass appeal" ("Helix" вполне можно себе представить в хедлайнерском слоте танцевальной сцены большого фестиваля – хоть Dekmantel, хоть "Пикника Афиши") и некой интеллигентностью звука – ни намека на EDM или "цифровой R&B", куда норовят в последнее время съехать Machinedrum или те же Overmono. Такой музыки и в Британии выходит не особенно много, несмотря на её популярность, а от земляков такого почему-то совсем не ждешь, а вот поди ж ты!

42. Analytica "Strategy Of Tension" (Ice Machine)

Лейбл Ice Machine задумывался как подразделение Suction Records, издающее минимал-вейв и прочую нерафинированную ретро-электронику. И если первый альбом дуэта из Торонто еще вписывался в эту парадигму, то их второй лонг-плей – это уже вполне себе тёплый ретроградский синти-поп по заветам Винса Кларка (Vince Clarke). Синтезаторный звук, вроде бы стремящийся быть сырым и рыхлым, на поверку оказывается мягким и даже рафинированным, а мелодии никак не могут удержаться в рамках тех двух-трех нот, которые предполагает канон минимал-вейва. В результате, получается превосходный, в меру аутсайдерский поп с хорошим сонграйтингом – что-то подобное вполне могло бы выйти где-нибудь на Ghostly, а ближайшим ориентиром для сравнения оказываются тамошние давние клиенты Black Marble.

41. Skee Mask "Resort" (Ilian Tape)

На фоне большого количества самиздата, который Брайан Мюллер (Bryan Müller) регулярно публиковал на своей bandcamp-странице, его первый за 3 года "номерной" альбом, изданный на виниле лейблом Ilian Tape, поначалу даже сложно воспринимать как некую веху, однако положение всё же обязывает. Относительно "Pool" или тем более "Compro" (где были рейды чуть ли не на территорию Autechre), "Resort" вполне в соответствии с названием звучит как-то более мягко и примирительно – мол, я, конечно, новатор, экспериментатор и вот это вот всё, но вообще-то я добрый. Комфортно-терапевтический эмбиент, IDM и брейкс с начинкой из задумчивых септаккордов, умиротворяющих саундскейпов и прочей чиллаутной меланхолии. Ну и под конец – самый настоящий хаус, который Брайан играет только по большим праздникам. Никакого вам "раздвижения границ допустимого", но как же, чёрт возьми, приятно на слух.

40. Underworld "Strawberry Hotel" (Smith Hyde Productions)

После неформатного и необъятного проекта "DRIFT" (шесть не то альбомов, не то ЕР – одна коллаборация с The Necks на сорок минут чего стоит) Карл Хайд (Karl Hyde) и Рик Смит (Rick Smith) решили вернуться в более привычные рамки – к клубным ритмам и альбомному формату. И хотя начинается "Strawberry Hotel" чуть ли не с баллады, но дальше мы слышим то, к чему привыкли еще с середины девяностых – техно-ритмы и монотонные тексты-мантры. Обнародованные еще задолго до выхода альбома синглы "Denver Luna" и "And The Color Red" – это и в самом деле совершенно канонический Underworld конца 90-х с чуть осовремененным и подчищенным звуком. Вообще, после долгого флирта с "лефтфилдом" группу тянет в танцы настолько, что кажется, будто в коллектив вернулся Даррен Эмерсон (Darren Emerson). Инструментальная "Techno Shinkansen" – это отсылка не то к "Beaucoup Fish", не то и вовсе к "Scorchio", синглу Эмерсона уже отдельно от группы. Дальше вокал возвращается, но зоной действий так и остается территория где-то между техно, прогрессив-хаусом и дипом. Неплохо само по себе, но спрашивается, где моднейшие в 2024-м ломаные ритмы? Проблема в том, что где-то с середины (а альбом длится долгие по нынешним временам 70 минут) система начинает слегка барахлить – выдав всё лучшее практически залпом, Карл и Рик еще минут сорок бомбардируют нас неплохими, но совсем необязательными вещами, которым в лучшие времена доставались места на вторых сторонах синглов. В общем, признавая, что творческая свобода самиздата есть вполне очевидное благо, в очередной хочется посетовать на отсутствие строгой редакторской руки. "Strawberry Hotel" – безусловно хороший альбом, но Underworld умеют еще лучше.

39. Suumhow "5ILTH" (n5MD)

Пятый альбом бельгийского дуэта, ярко дебютировавшего 6 лет назад. Начав с совершенно классического по форме IDM, альбому к третьему Suumhow начали смещаться в сторону той музыки, что считается для лейбла n5MD наиболее профильной – этакому гибриду IDM, пост-рока и эмбиент-синематики, к чуть более серьезным, пафосным и монументальным формам, нежели та "игра скучающего ума", с которой бельгийцы начинали. "5ILTH" начинается примерно оттуда, где закончилась предыдущая дилогия "Years Failed Successfully / Extra Failed Items" – еще больше лоуфая в звуке, еще больше овердрайва, еще больше драмы в мелодике – открывающая альбом пьеса "A" это уже почти Fennesz. Но к середине пластинки авторы незаметно съезжают со столбовой дороги: тут появляется и суховатый перегруженный IDM-бит, и глитч в духе лейбла 12k, и умиротворяющий "ледниковый" эмбиент. Это определенно самая разнообразная по форме пластинка дуэта, и довольно успешная попытка выйти за рамки жанра, но мне как в некотором роде IDM-консерватору первые два альбома всё же ближе.

38.Christian Kleine "Relic Memories" (Not On Label)

Публикация архивов – это уже в некотором смысле запрещенный прием, но Кристиан Кляйн, звезда лейблов Morr Music и CCO рубежа девяностых-нулевых и участник дуэта Herrmann & Kleine подходит к этому осторожно, не вываливая на нас горы "нефильтрованной" музыки, а аккуратно выбирая треки и собирая из них довольно редкие и не слишком длинные альбомы. "Relic Memories" – как раз такой, идеальная музыка 25-летней давности, уже не IDM, но еще и не совсем индитроника. Всё звучит осторожно, вкрадчиво и как бы на полутонах – барабаны не бьют, а шуршат и пощелкивают, а мелодии настолько просты и лаконичны, словно спящий ребенок играет их одним пальцем. Но каждая нота при этом идеально выверена – всё на месте, ничего лишнего.

37. Il Quadro Di Troisi "La Commedia" (Raster)

Второй (не считая сборника ремиксов) альбом итальянского дуэта в составе регулярного героя "проверок" Донато Доцци (Donato Dozzy) и певицы Андреа Ноче (Andrea Noce). Надо заметить, что примеры, когда техно-музыканты удачно проявляли себя в поп-формате, можно пересчитать по пальцам, и это – как раз одна из редких удач. Впрочем, возможно дело тут еще и в том, что Андреа (которую мы знаем еще и по соло проекту Eva Geist) здесь отвечает не только за вокал, но и за сонграйтинг. Стилистически "La Commedia" – это рафинированный, с легкой грустинкой минимал-вейв, выдержанный при этом в итальянской песенной традиции. Поёт Андреа тоже, разумеется, на итальянском. Красота здесь именно в строгости и даже некоторой скупости аранжировок: добавьте сюда струнных или чуть более "пышных" клавиш – и получился почти Сан-Ремо, но здесь баланс выдержан идеально, буквально ни одной лишней ноты.

36. Funkstorung "Mischmasch" (Musik Aus Strom)

Михаэль Факеш (Michael Fakesch) и Крис Де Лука (Chris De Luca), слегка подзабытые герои первой волны IDM, решили напомнить о себе даже не новым альбомом, а скорее микстейпом из неопубликованных треков периода 1999-2004. Выпущен он конечно же на кассете, и приурочен релиз к наступившей в ноябре "кассетной неделе", которая стала своего рода инди-ответом прогнувшемуся под больших игроков record store day. Стоит напомнить, что 1999-2004 – это время, за которое группа прошла довольно длинный путь от классического IDM времен пластинки "Post-Art" к увлечению хип-хопом и даже мутантным R&B (альбом "Disconnected"), в промежутке выпустив очень яркую пластинку "Appetite For Disctruction". Вот на неё больше всего и походит "Mischmasch": биты, которые хрустят, скрежещут и заедают, предельно лаконичные, но берущие за душу мелодии, чуточку скретчей, обрывки порубленного в щепки речитатива и пара самых настоящих песен. Особенно освежающе звучит запрятанный под конец глитч-хоп на немецком. Не знаю как вам, а мне такой музыки очень не хватало – кажется, самое время переслушать всю дискографию лейбла Musik Aus Strom.

35. MPU101 "MPU104" (Ilian Tape)

Четвертый релиз зашифрованного резидента Ilian Tape, о котором известно главным образом то, что ему 40 лет и то, что родился он в Польше, а сейчас живет в Германии. Из предыдущих трех пластинок можно было заключить и то, что он очень любит Boards of Canada. В этом контексте "MPU104" можно рассматривать как его собственный "Geogaddi", т.е. резкий поворот в сторону лаконичности и экспериментов с формой, хотя на BoC это уже совсем не похоже. Ударных нет вовсе, а набор выразительных средств сведен к одной-двум партиям для каждого трека. Секвенция или арпеджио, жирный аналоговый пэд, даб-техно аккорд или едва слышно пульсирующий бас – всё это как бы выставлено и "подсвечено" так, чтобы ничто не мешало и звук каждого инструмента можно было услышать во всем великолепии. Пожалуй, чересчур "лабораторно", чтобы часто слушать этот релиз ради удовольствия, но концепция выдержана безупречно.

MPU101 "MPU105" (Ilian Tape)

Пятый за три года лонг-плей немецкого продюсера-анонима. Его стилистикой был в первую очередь хонтологический лоуфай-минимализм, этакие Boards Of Canada без бита, но с обилием кассетного шума. "MPU105" поначалу будто бы продолжает эту тему, однако к треку к третьему из-за плывущих пэдов вдруг отчетливо прорезаются чёткие пульсирующие секвенции. Сходство с BoC не пропадает разом, но теперь это уже скорее BoC образца "Tomorrow's Harvest". Пробыв буквально пару композиций в этой промежуточной позиции, дальше MPU101 с наслаждением погружается в мир журчащих космических арпеджио. Получается симпатичный гибрид berlinschule семидесятых и фантомной ностальгии в духе лейбла Ghost Box (и это совершенно новая для Ilian Tape территория). Если в классической kosmische music доминирующей эмоцией было этакое холодное созерцание бездны, то здесь при сходном звучании получается что-то гораздо более тёплое и человеческое.

34. Uf0 "Uf0" (Fourier Transform)

Испанец Серхио Гарсиа (Sergio Garcia) как-то незаметно стал едва ли не ведущей фигурой современного брейнденса. Из привычных вроде бы ингредиентов (TB-303, ломаный электро-бит, сэмплирванные брейки и тёплые клавиши) он делает какую-то совершенно особенную, гиперэмоциональную музыку, этакий "щемящий рейв". Эта эмоциональность выгодно выделяет Серхио на фоне всей остальной брейнденс-сцены, в которой технология и форма (фиксированный набор инструментов и приемов) несколько возобладали над содержанием. У Uf0 есть какое-то собственное "bittersweet" настроение, которое тут очень заметно, например, в треке "Gomesia Delay". Лет 12-15 назад такой музыкой очень увлекался Kettel, но потом съехал с этой дорожки и некоторое время ниша вообще пустовала.

33. ADSX "The Ambient Live Tapes" (Injection Records)

Андре Фишер (Andre Fischer) известен нам как один из музыкантов-многостаночников, стоявших у истоков европейской клубной электроники конца 1980-х – начала 1990-х. На его счету порядка двух десятков проектов разной степени известности, среди которых стоит вспомнить Recall IV (треки "Contrast" и "Aestetic" триумфально прошествовали по всевозможным компиляциям начала 1990-х типа "Techno Trax" и "Technoworld"), а также Limelight, дуэт с Питом Намлуком (Pete Namlook), выпустивший альбом и серию ЕР на лейбле Fax +49-69/450464, причем играл этот коллектив вовсе не эмбиент, а хард-транс, эйсид и техно. В проекте ADSX или Audiosex, который Фишер тоже запустил в начале 1990-х, но по-настоящему активизировал в 2014-м, он отдает предпочтение более спокойной музыке. "Ambient Live Tapes" – запись трех живых выступлений, состоявшихся в Берлине и Лондоне в 2015 году, и звучат эти треки так, что идеально вписались бы в "классический" формат Факса. Психоделические синтезаторные джемы по 30-50 минут – гудящие низкочастотные дроны, "летающая" перкуссия, пульсирующие секвенсорные петли и возвышенные космические аккорды и голосовые сэмплы из научно-фантастического кино.

32. Stasis + Paul W. Teebrooke "Time Sensitive: Unreleased Sounds From The Otherworld Archives" (De:Tuned)

Стив Пиктон (Steve Pickton), выпускающий пластинки под именем Пола Тибрука, под псевдонимом Stasis и еще под десятком разных AKA, вместе с дуэтом B12 и Кирком ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio) составляет ядро британского интеллигентного техно, созданного изначально по детройтским лекалам, но затем выросшего в самостоятельное движение. Пластинки, которые он издавал как на нишевом B12 Records, так и на мощном и влиятельном Peacefrog чуть менее известны, чем "Electro Soma" B12 или недавно переизданный дебютник As One, но при этом ничем не хуже. То же можно сказать и про архивный материал, который он собрал для прекрасного лейбла De:Tuned. Классические драм-машинки, отрывистый аналоговый бас, теплые пэдовые аккорды и приджазованные соло с коротким портаменто – тут мы слышим все фирменные черты раннего UK techno, заложившего в том числе и фундамент звучания Warp Records. Разница с теми же B12 в первую очередь в том, что треки Пиктона звучат более олдскульно и нерафинировано, что выгодно выделяет их на фоне музыки современной – то стерильной, то напротив "перелоуфаенной". Кажется, правильную пропорцию грязи в звуке никто из молодежи так пока и не нашел.

31. PlanktonWarrior "Reality Construct" (SpaceTime)

Британец Даррен Джейсон Най (Darren Jason Nye) – один из теневых героев современной электронной сцены. Он активен с середины 1990-х, но по-настоящему заметен стал в конце 2010-х, когда его пластинки стали издавать такие лейблы, как FireScope, Exalt и DeepTrax. Во всех своих проектах (помимо PlanktonWarrior и собственного имени, Даррен пользуется псевдонимами The Elusive Man и SpaceTime) Най верен идеалам британского интеллигентного техно в духе B12 и питомцев их одноименного лейбла. От канона мягкого детройтского техно, заданного еще в конце 1980-х, Даррен движется то в сторону дип-хауса, то в сторону электро, а на этот раз – в направлении чиллаутной электроники формата сборников "Artificial Intelligence" или альбома Autechre "Incunabula", тоже во многом вдохновленного Детройтом. Чистые тембры винтажных "роландов" от TR-808 до SH-101, неторопливые ритмы и космические струнные, а также 303-я бас-станция без визга – кажется все забыли, что ручку резонанса вовсе необязательно выставлять в максимум. Музыка Даррена Ная всегда звучит красиво и вдумчиво, но здесь он поднимается даже выше собственного, и без того очень высокого стандарта.

Darren Nye "Audio Illusion" (Neo Ouija)

Второй за месяц альбом Даррена Ная в "проверке", правда изданный от имени другого проекта, но тут уж ничего не поделаешь – музыкант в фантастической форме и выпускает по несколько прекрасных релизов в год. Этот альбом интересен еще и тем, что стал вторым релизом перезапустившегося лейбла Neo Ouija, некогда ключевого игрока второй волны IDM (в нулевые там издавались Apparat, Sense, Kettel, Bauri и будущий участник Die Antwoord Джастин Де Нобрега со своим проектом Seven Ark). "Audio Illusion" – это квинтэссенция того звука, который Даррен выработал за годы. С одной стороны, здесь сильно влияние британского "интеллигентного техно" вроде Statis и B12, в свою очередь уходящего корнями в Детройт. С другой, здесь явственно слышен тот самый "дух чиллаута" в диапазоне от Spacetime Continuum и HIA до Time Modem, к которому в последнее время так много внимания (вполне, надо сказать, заслуженного). Этот альбом идеально вписался бы в формат резко сбавившего в последнее время обороты лейбла FireScope. Остается посетовать лишь на то, что "Audio Illusion" доступен лишь на CD – эту штуку очень хочется заполучить в виниловую коллекцию.

30. Inkipak "Phokusd" (Inkitrax Records)

Джон Мейс (John Mace) – пожалуй, самый обласканный вниманием слушателей и прессы представитель новой около-IDM тусовки, которая концентрируется вокруг лейблов Touched, Pulse State, Mighty Force, Moatun 7 и так далее. Почти на всех этих лейблах Джон уже успел отметиться релизами, а новый полнометражный диск выпускает под собственной маркой Inkitrax Records. Интересно, что как такового IDM на альбоме нет, ну или почти нет. "Phokusd" – это мелодичный атмосферный брейкбит во всех возможных проявлениях. Первая половина обитает где-то на стыке старорежимного прогрессив-брейкс в духе Hybrid и современной электро/брейкс-балеарики в духе Гачи Бакрадзе (Gacha Bakradze). В треке "Pikhal" Джон внезапно выдает меланхоличного Тома Дженкинсона (Tom Jenkinson), а во второй половине альбома движется уже в сторону масштабной и духоподъемной музыки в стиле ранних Way Out West или Junkie XL образца совершенно великого трека "Mushroom".

29. Autism "Incommunicado" (Not On Label)

Вадим Милицын – один из пионеров белорусской экспериментальной электроники, его первые релизы на CDR и кассетах датированы концом 1990-х. В последние годы он живет в Нью-Йорке и по-прежнему активно занимается музыкой. Главное ощущение от его свежего альбома "Incommunicado" – его приятная необычность, запись эта идет совершенно поперек текущих трендов, что я в музыке всегда очень ценю. С одной стороны, концепция музыки девяностых, сыгранной в современном звуке высокой четкости, сейчас очень даже популярна. Но если эйсид-хаус, брейкбит, атмосферик драм-н-бейс или даже транс возрождаются и реанимируются довольно активно, то этакий позитив " с легким этническим флёром" (тем, старым) сейчас не в большом почёте. Autism же идет именно дорогой, уж простите за оксюморон, энергичного чиллаута – чего-то в духе первых сборников "Freezone", продукции лейбла em:t или более веселых и "качовых" треков The Orb, FSOL или даже Shpongle. Здесь смешаны хаус, даб, даунтемпо, коллажный эмбиент и ретроградский world music, представленный тут в виде сэмплов вокала, ситара и тому подобного. Еще одно достоинство альбома в том, что тут есть настоящие хиты (что опять же выгодно отличает Autism от всякого рода revival music – подхватить общую звуковую картину у нового поколения выходит куда лучше, чем написать яркий и запоминающийся трек). Как минимум "Cypress Road" и заглавный трек "Incommunicato" (недвусмысленно отсылающий к орбовской "Blue Room") хочется ставить в каждом сете.

28. Mirror System "Route 77" (A-Wave Records)

Гитарист Стив Хилледж (Steve Hillage) и клавишница Микветт Жироди (Miquitte Giraudy) 50 лет назад (это не преувеличение и не фигура речи) играли в прог/психоделик-рок группе Gong, а на рубеже 80-х – 90-х увлеклись рейвом, да настолько что запустили собственный электронный проект System 7 и переключились на него почти полностью. И хотя пик активности System 7 пришелся скорее на девяностые, но группа существовала все эти 30 с лишним лет, играла концерты (будучи особенно успешной в Японии) и редко, но регулярно записывала отличные пластинки. В какой-то момент "Система" даже поделилась на две ипостаси – собственно System 7 сконцентрировались на этаком "психоделическом техно" с гитарой в качестве ведущего инструмента, тогда как в Mirror System ушла вся чиллаутная сторона их деятельности. Предыдущий диск, подписанный сразу двумя проектами, вышел в 2018-м, и вот – долгожданная новая пластика, уже только от имени Mirror System. Здесь мы слышим всё, чего и ждем от Стива и Микветт – узнаваемая по двум нотам пространственная гитара Хилледжа, психоделические синтезаторные арпеджио в море эха, мягкие даунтемпо-ритмы и пару рейдов на территорию этакой транс-этники. В одном из треков традиционно не обошлось без участия Алекса Паттерсона (Alex Patterson) из The Orb. Из неожиданного – пара интерпретаций чужих вещей, "Paris-Texas" Рая Кудера (Ry Cooder) и "Sunrain" Мануэля Гётшинга (Manuel Gottsching), с которым Хилледж успел даже поиграть вместе. Пожалуй, рока в этой пластинке чуть больше, чем обычно в электронных проектах Стива и Микветт, но это даже и хорошо. Если вы любите Хилледжа так, как его люблю я, не проходите мимо.

27. Zombi "Direct Inject" (Relapse Records)

Пережив пик в максимально электронном формате в начале 2010-х (на альбоме "Escape Velocity", наверное лучшем в их карьере, Zombi местами звучали почти как немецкий транс середины 1990-х), Стив Мур (Steve Moore) и Энтони Патерра (Anthony Paterra) начали плавно откатываться к рок-корням. И если пара предыдущих пластинок казались не такими убедительными (в особенности альбом ковидных каверов на стыдные хиты восьмидесятых под именем Zombi & Friends), то на "Direct Inject" они, кажется, снова подобрались к той точке, где гитары, ударные и синтезаторы друг друга красиво уравновешивают. Пластинка вышла достаточно тяжеловесной, но в этой монументальной хмури определенно есть обаяние. Если в первой половине альбома напрашиваются сравнения с Джоном Карпентером (John Carpenter) времен "In The Mouth Of Madness" и чуть более тяжелыми треками Ozric Tentacles, то вторая сторона – это уже аллюзии на саундтрек из "Терминатора" и прочие научно-фантастические дела. Вот только без саксофона, пожалуй, можно было обойтись, даже если ориентиром была звуковая дорожка к первому "Бегущему по лезвию".

26. Nala Sinephro "Endlessness" (Warp Records)

Второй лонг-плей бельгийки карибского происхождения, чьим основным инструментом считается арфа. И если на дебютном диске Налы арфа действительно занимала ведущее место, то уже на летних концертах (несколько месяцев назад Синефро триумфально прокатилась по большим фестивалям) она уже предпочитала синтезаторы и джаз в её исполнении всё чаще мутировал куда-то в сторону космо-электроники. "Endlessness" эту тенденцию как бы закрепляет и фиксирует. Здесь мы слышим этакий "spiritual-джаз из цифрового века", корни которого одновременно уходят и к Элис Колтрейн (Alice Coltrane), и к Laraaji (который в свои 81 внезапно стал законодателем мод) и к полузабытым пластинкам с лебйла Windham Hill Records. Духовые, арфа, журчание синтезаторов, респектабельные струнные и сдержанные ударные – как это ни удивительно, но такой вот разреженный эмбиент-джаз на сегодня можно даже назвать трендом, во всяком случае нашумевшая пластинка Andre3000 была где-то совсем недалеко от того, что сегодня продвигает Warp Records.

25. Aural Imbalance "Infinity Spectrum" (Spatial)

Лейбл Spatial, основанный два года назад Джеймсом Клементсом (James Clements) aka ASC, занимается довольно типичным для XXI века делом – развивает отличную идею, появившуюся в середине девяностых и не получившую должного продолжения. На Spatial Джеймс и его немногочисленные коллеги возвращают к жизни эмбиент-джангл или, как его называли в девяностые, арткор. Довольно долго основным форматом на лейбле были двенадцатидюймовые ЕР, но теперь Spatial решились на выпуск лонг-плеев, причем сразу двух – нового диска ASC "Reflections" и альбома ближайшего соратника Клементса, Саймона Хакстебла (Simon Huxtable) aka Aural Imbalance, который успел поучаствовать еще в оригинальном арткор-движении. И если "Reflections" хорош, то "Infinity Spectrum" просто прекрасен, здесь к саунду, на котором и держится вся эта сцена, добавляется хороший сонграйтинг – настолько, насколько это понятие применимо к довольно абстрактным инструментальным композициям. Кажется, Джеймс и Саймон достигли наконец точки, когда "обновленческий" арткор не только достиг уровня классики типа T-Power, но и добавляет к ней что-то своё.

24. Hollan Holmes "Sacred Places" (Spotted Peccary)

Новый альбом американского музыканта, художника и дизайнера – отличный повод позаимствовать у коллеги Степанова хэштег #rewind для разговора о пластинках, не попавших в "свой" месяц. Холмс – довольно регулярный герой "проверок", но уследить за ним и впрямь непросто, поскольку его медийная активность, за исключением не таких уж частых релизов, равна примерно нулю. Довольно долго свои альбомы Холлан тоже публиковал самиздатом, и лишь в 2020-м перебрался на заслуженный портлендский лейбл Spotted Peccary, который специализируется на эмбиенте, спейс-роке, нью-эйдже и космо-электронике. Именно её-то и играет Холмс на протяжении всей своей карьеры, то есть по меньшей мере полтора десятка лет. Специфика жанра в том, что форма здесь порой доминирует над содержанием – тут в самом деле выходит немало пластинок, во всех отношениях приятных, но ничем особенным не выделяющихся. Холлан Холмс выделяется тут именно способностью, пусть и не всегда, но всё же записывать альбомы яркие, эмоциональные и запоминающиеся – и "Sacred Places" как раз из таких. Ближайшие ориентир для сравнения – Tangerine Dream в их лучшие моменты, то есть либо во времена "Stratosphere" (чуть мелодичней, чем "Rubycon" или "Phaedra"), либо в их лучшей современной реинкарнации с Ульрихом Шнауссом (Ulrich Schnauss). То есть по структуре это музыка абсолютно "семидесятническая", а по звуку и детализации – достаточно современная. Но главный плюс альбома в его очень мощном терапевтическом эффекте – это музыка, красивая как звездное небо или горная гряда, она как бы воспаряет над "человеческим миром" как над чем-то проходящим и несущественным.

23. Merrin Karras "Live" (A Strangely Isolated Place)

Вышедший только в виде digital download лайв-альбом ирландского музыканта, работающего под псевдонимом Merrin Karras. Его концерта в Греции на фестивале Reworks в 2021 году – это своего рода "Greatest Hits", концентрация в часовом сете всего, что Брендон умеет. Berlinschule по заветам классиков 1970-х, но со слегка осовремененным звуком, плюс эмбиент, который мы привыкли ассоциировать с расцветом чиллаутной сцены 1990-х – тут напрашиваются параллели то с Global Communication, то с единственным (и неповторимым) эмбиент-альбомом Sun Electric, тоже концертным. Идеальный пример электроники про красоту и внутреннюю гармонию. Единственное, пожалуй, слабое место альбома (и вероятная причина, по которой он вышел только в цифре) - многое из этой программы нам знакомо по предыдущим релизам.

22. Yunx "Imagine The Future" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)

Манчестерский дуэт Yunx был активен в период с 1997-го по 2005-й и относился ко второму поколению IDM-музыкантов, которое выросло и получило популярность в тусовке уже во времена расцвета раннего интернета и IDM-листа на сайте hyperreal.org как главного медиа жанра и сцены. Они издавались на лейблах Pitchcadet, Isophlux и U-Cover, засветились на самом первом сборнике "Cottage Industries" и легендарной манчестерской компиляции "0161", объединившей Gescom, Bola, V/VM и The Fall. Отдохнув 20 лет, Даррен Табернер (Darren Taberner) и Иэн Лоу (Iain Law) вернулись сразу с двумя релизами – сборником лучших треков "Never Underestimate Your Experience" и новым альбомом "Imagine The Future". Как это часто бывает новый альбом на поверку оказывается архивным (все треки записаны где-то между 2004-м и 2006-м), но то ли музыка эта очень хорошо настоялась, то ли дело в тщательном отборе, а может мы просто соскучились по саунду Yunx, но альбом и впрямь звучит как откровение и навскидку выглядит лучшим релизом группы за всю карьеру. Интеллигентное пост-детройтское техно по заветам B12 и Black Dog, "джазушки" в стиле Кирка ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio), драм-машина TR-909, блиповые бас-линии и сэмплированные фанковые брейки. Всё строго по канонам, но удивительно хорошо, практически новый "Bytes".

Yunx "World Inside Out" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)

С момента камбэка и первого почти за 20 лет релиза Yunx прошло полгода, и вот они уже снова здесь со свежим материалом. Мягкая электроника и интеллигентное техно по заветам раннего Warp (в первую очередь, The Black Dog и B12) – их звук как будто не изменился за многие годы, разве что относительно предыдущей, январской пластинки "Imagine The Future" на "World Inside Out" чуть поменьше техно и в целом звучит альбом чуть поспокойнее. Даррен Табернер (Darren Taberner) и Йен Лоу (Iain Law) частенько вписывают в пост-детройтский контекст сэмплированные фанковые и хип-хоповые биты, что само по себе звучит довольно необычно – если в девяностые и нулевые в направлении синтеза хип-хопа с "умной электроникой" экспериментировали и те же Black Dog, и Irresistible Force, и Boulderdash, и Arovane, то сейчас хип-хоп стал явлением сугубо мейнстримовым, и с экспериментальной электроникой как-то совсем не монтируется. Yunx к тому же очень грамотно разбавляют этот грув синтетическими ритмами, ну а по части мелодики и атмосферы у них всегда всё было хорошо.

21. Fennesz "Mosaic" (Touch)

Феннес классический выдержанный. Ничего нового вроде бы не делает, но то, что он делает всегда – абсолютно прекрасно. Шум, шелест, шорох, глитч, гудение, овердрайв, оркестр под асфальтом, печаль и грусть. Красота.

20. Scuba "D:U:2" (Hotflush Recordings)

Пол Роуз (Paul Rose) – музыкант крайне разнообразный. Ему одинаково хорошо удаются и дабстеп, и техно, и модерновый бейс, и нечто приайдиэмленное, но его главный конек – это танцевальные треки, уходящие корнями в британский рейв начала девяностых. По счастью, именно такой музыкой Scuba в последнее время и занимается: "D:U:2" (сиквел вышедшего год назад альбома "Digital Underground") – это своего рода упражнение на популярную тему "Where Were U in 92", и получается у него куда лучше, чем в своё время у Zomby. Брейкбитовые ритмы, эйфорические фортепианные аккорды, ускоренные голоса и даже знакомые сэмплы ("In complete darkness we're all the same") – всё это вроде бы отсылает нас на тридцать с лишним лет назад, куда-то к Awesome 3, Bizarre Inc, Shades of Rhythm и ранним 4 Hero. Но то ли Пол сознательно старается не копировать старый звук впрямую, то ли это получается само собой за счет технологий (понятно, что делает он всё это не на одном сэмплере с двумя мегабайтами памяти как рейверы-нищеброды) и привычки куда чаще переключать паттерны (вся нынешняя музыка несет на себе отпечаток синдрома дефицита внимания), но звучит эта штука вполне современно.

19. Kelpe "LP10" (Kit Records)

Британец Кел Маккеоун (Kel McKeown) начинал 20 лет и 10 альбомов назад с современного на тот момент слегка хромающего IDM, и за это время перепробовал себя в довольно разных жанрах и звучаниях. К десятому альбому он пришел к гибриду органики и синтетики, где ударная секция почти целиком состоит из затейливо препарированных джазовых брейков (сыгранных самим Келом), а всё остальное – это, вопреки канону конца девяностых, не сэмплы, а синтезаторы. Слегка расстроенные, с нетривиальными гармониями и почти лишенные ярко выраженных запоминающихся мелодий (что внезапно оказывается им исключительно на пользу). На выходе получается довольно замысловатая музыка, электронная по форме и джазовая по содержанию – по духу "LP10" очень близок лейблу Brainfeeder, а ближайшим ориентиром для сравнения тут очевидно будет Dorian Copcept, пожертвовавший яркими соло в угоду сложности формы.

18. Casa Bonita "Casa Bonita" (Aquário Records)

Дебютный альбом лиссабонского квинтета, играющего живьем музыку, которой лучше всего подойдет тег "дискоделия". Диско-ритм, фанковый грув с живым басом, чуточку афро-карибской перкуссии, космические синтезаторы, электроорганы и квакающие гитары. Парадоксальным образом, в музыке Casa Bonita несложно найти аналогии с диско-фанком из СССР (в Союзе, как ни странно, отлично умели играть такое), ну или с проектом Kim & Buran, решившим вдруг перейти в формат полноценного лайв-бэнда. Разница в том, что у португальцев поменьше сентиментальных мелодий, а место их часто занимают те самые психоделические "зависоны", выстроенные вокруг повторов, гипнотического грува и "летающей" гитары. Совершеннейший олдскул, но звучит просто ошеломляюще круто.

17. Four Tet Three (Text Records)

В тот момент когда Four Tet уже, казалось, окончательно превратился в коммерческий танцевальный проект, Киран Хебден (Kieran Hebden) внезапно выпустил спокойную и меланхолическую пластинку, максимально приближенную к собственным записям середины девяностых. Когда слышишь эти неторопливые хип-хоповые биты и меланхоличный перебор гитары и клавиш, в голову приходит полузабытое слово "индитроника" и сравнения с пластинками некогда супермодных лейблов City Center Offices и Morr Music. На второй стороне пластинки даунтемпо порой всё же уступает место фирменному хебденовскому хаусу, но и тот сделан как-то максимально деликатно и интеллигентно, на "индитронический лад". Ну а завершается альбом уже практически шугейзом, восьмиминутную "Three Drums" вполне можно было бы приписать "перу" Hammock, ранних M83 или Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss).

16.Hatti Vatti "Zeit" (R&S Records)

Житель польского Гданьска Пётр Калински (Piotr Kaliński) начинал с абстрактного даб-техно, затем переключился на всякого рода ломаную музыку в диапазоне от дабстепа до броукен-бита и драм-н-бейса, а теперь неожиданно собрал живой состав (куда входят басист, барабанщик, саксофонист, а также сам Пётр в качестве электронщика и бенд-лидера) и заиграл современный джаз. Заиграл настолько успешно, что пластинку подписал легендарный R&S. Надо сказать, что "Zeit" и вправду очень впечатляет, это музыка из одной вселенной с поздними, уже джазовыми записями Джеймса Холдена (James Holden) или с "бэндовой" реинкарнацией Floating Points (что особенно приятно на фоне того, что сам Floating Points кажется двинулся в последнее время в сторону коммерческого клубного звучания). Секвенсорный аналоговый минимализм изящно вплетен в канитель живых ударных, из-под которых выезжает то энергичный хаус-бит, то неторопливый дабовый кач, а джазовые инструменты как бы рассказывают в этом психоделическом пространстве свою собственную историю. С одной стороны, очень насыщено событиями (а значит не надоест), с другой – абсолютно "trippy".

15. As One "Requiem" (De:tuned)

Лейбл De:tuned и патриарх британского интеллигентного техно Кирк ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio) это, как говорят в таких случаях, a match made in heaven – тот случай, когда винил можно заказывать не слушая. Современное звучание As One – это мягкая, но в то же время ритмичная музыка, которая тихо о чем-то грустит: электро, дип-хаус, броукен-бит и та версия мелодичного пост-детройта, к которому и слово "техно" применять уже как-то неловко, несмотря на наличие там 909-й бочки, приджазованных клавиш с коротким портаменто и скромно отодвинутых на второй план эйсидных рифов. Сам ДеДжорджио не раз говорил, что укореняется его музыка именно в джаз и соул, и если параллелей в звуке нет сколько не ищи, то в плане эмоций Кирк совершенно прав – трудно сделать электронику более человечной.

14. Robert Leiner "Analog Days" (De:Tuned)

В девяностые швед Роберт Лейнер был системообразующей фигурой лейбла R&S (в этом выпуске "проверки" вообще многое крутится вокруг него) и их подразделения Apollo – под собственным именем он выпускал IDM и эмбиент, под псевдонимами The Source и The Source Experience – техно, транс и эйсид. Ко второй половине 2000-х Роберт практически исчез с радаров и "всплыл" лишь в середине 2010-х – его камбэк-ЕР стала заодно и дебютным релизом бельгийского лейбла De:Tuned, которому в дальнейшем суждено будет стать очень важным игроком в современной волне IDM, эмбиент-техно и нового Детройта. Вполне логично, что юбилейным, пятидесятым релизом De:Tuned стал именно альбом Роберта Лейнера. "Analog Days" записан в период с 2005-го по 2015-й, и сделан он, как легко заключить из названия, на аналоговом "железе". Стилистически альбом оказывается где-то между двух граней классического творчества Лейнера. Здесь есть мягкий техно или электро-ритм, но музыка это очевидно "домашняя". "Analog Days" идеально вписался бы в линейку пластинок, которые в середине 1990-х Warp Records выпускал в рамках серии "Artiticial Ingelligence". То и дело на ум приходят параллели с B12, Fuse, Speedy J или Кенни Ларкиным (Kenny Larkin), но ни на кого из них Роберт, давно выработавший свой стиль, не походит слишком уж явно. Очень радостно, что De:Tuned продолжил историю, и именно такую, вдумчивую и красивую электронику, сделал своей генеральной линией.

13. Andrey Kiritchenko "Maria" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)

Харьковчанин Андрей Кириченко – фигура на мировой экспериментальной сцене давно и хорошо известная. За 25 лет он успел поиграть довольно разную музыку от глитча и электроакустики до джаза, запустить собственный лейбл Nexsound и выпустить пластинки на Stalplaat и Ad Noiseam. В последнее время Андрей двинулся в сторону IDM-звучания (что само по себе приятно удивляет, поскольку чаще всего мы видим как раз обратную эволюцию от IDM в сторону более "академичных" жанров), и логичным итогом этого движения стал выпуск альбома на британском Touched. Главная, пожалуй, черта альбома – это сочетание мелодической сложности (или, скорее "неочевидности") с легким и игривым настроем. Первым делом в голову приходят ассоциации с Plaid (или даже скорее с The Black Dog времен альбома "Temple Of Transparent Balls") и с ранними Orbital. Но у Андрея куда разнообразней звуковая палитра – помимо синтезаторов на альбоме звучат живые инструменты: духовые, струнные и маримба, и это немедленно придает музыке сходства не то с академическим минимализмом, не то с Digitonal или Floex. К тому же, при всех отсылках к звездам электроники конца XX века, "Maria" – это всё же музыка современная.

12. Bigeneric "Faol" (Inzec)

Марко Репетто (Marco Repetto) – фигура абсолютно легендарная. В 1970-е он играл панк-рок (по сути, познакомив родную Швейцарию c этим жанром), затем с NDW/краут-проектом Grauzone добился недолгой мировой славы (перешедшей затем в культовый статус), а в конце 1980-х полностью переизобрел себя уже в качестве электронного музыканта. Он издавал пластинки на Rephlex и Superstition, руководил лейблами Inzec и Axodia (где в частности издавались Bochum Welt и Андре Эстерманн), сотрудничал с джазовыми музыкантами и так далее и так далее. В последнее время он занят в первую очередь соло-проектом Bigeneric, на счету которого уже более десяти альбомов. Чаще всего Bigeneric – это музыка где-то между техно и IDM, однако предыдущий альбом "Les Merlas" был лишен барабанов и звучал почти как космо-электроника берлинской школы 70-х. На "Faol", альбоме посвященном волчьей теме (одна из вещей даже называется по-русски "Volk Odinoschka") Марко возвращается к ритмичной музыке, но определить её стилистическими тегами не так-то просто. В неторопливых ритмических рисунках и впрямь есть что-то от IDM или от заторможенного электро, да и лаконичная минорная мелодика вроде бы укладывается в каноны жанра. Но это форма, а по содержанию "Faol" наследует скорее краут-року с его монотонностью и равномерным моторик-ритмом и психоделии с гипнотизмом и атмосферой тумана, который частенько опускается над Берном по осени. Повествование здесь строится на недосказанности, а краски – на полутонах. Если с кем-то и уместно сравнивать "Faol", так это с Mouse On Mars, которые вдруг сменили иронию на меланхолию.

11. BUNKR "Antenne" (VLSI Records)

Электронщик из Брайтона привлек моё внимание предыдущим (вторым по счету) альбомом "Graveyard Orbit", где я услышал немало приятных параллелей с музыкой Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss). Спустя три года – новый диск, и снова удача. "Antenne" – посвящение загадочной пиратской радиостанции, в середине девяностых наполнявшей лондонский эфир техно, брейкбитом, эмбиентом и немецкой синтезаторной музыкой. Альбом оказывается тем прекрасным типом электроники, которую очень сложно описать жанровыми тегами – в мелодиях и текстуре по-прежнему есть много общего с Ульрихом, но тут есть и этакий космо-минимализм в духе позднего Cosmic Baby, и прямые намеки на Kraftwerk времен "Radioactivity". С ритмами всё еще сложнее – тут и очень быстрое электро, и чуточку примодненного брейкбита а-ля Floating Points, и почти транс. Ингредиенты вроде бы простые и знакомые, но получается из них что-то самобытное – и не ретро, и не в духе модных тенденций, а как-то вообще на свой лад. Очень здорово.

10. Mildlife "Chorus" (Heavenly Recordings)

Четвертый альбом австралийского коллектива, чью музыку можно описать как насыщенный синтезаторами психоделический балеарик-фьюжн. Неторопливый грув, призывающий не столько танцевать, сколько кивать головой, живая ритм-секция (чёрт, как же хорош бас!), эпизодический высокий мужской вокал а-ля Bibio и приджазованные синтезаторные соло нереальной красоты. Музыка абсолютно не из нашего времени, и в этой несвоевременности совершенно прекрасная. Впрочем, на фоне успеха Khruangbin и сочувствующих, такой звук вполне можно считать и частью тренда на нежную "ретроделику".

9. Seefeel "Everything Squared" (Warp Records) Seefeel "Squared Roots" (Warp Records)

С момента выхода предыдущего диска Seefeel успело пролететь 14 лет – столько же длилась пауза после "Ch-Vox", на время которой группа была официально расформирована. В последние же полтора десятка лет Seefeel были вполне активны: регулярно концертировали, занимались перевыпуском старых пластинок, но вот до записи нового материала добрались только сейчас. Поначалу новых треков набралось всего-то на 26 минут (сейчас альбомы в принципе стали короче, а для самих Seefeel это всегда было делом обычным, вспомним всё тот же "Ch-Vox"), но потом группа расщедрилась на еще одну пластинку такой же длины, уже в качестве "аддона". Музыка в полном порядке. "Everything Squared" похож на слепок карьеры Seefeel в миниатюре. "Multifolds" – это нежный "гейз" в духе "Quique", заторможенная "Sky Hooks" с выраженными ударными словно продолжает линию безымянного диска 2010 года, аморфная "Lose The Minus" идеально вписалась бы в "Ch-Vox", а "Hooked Paw" – в "Succour". Что же касается второй части, то она звучит чуть более однородно и местами напоминает записи Миры Каликс (Mira Calix), с которой лидер Seefeel Марк Клиффорд (Mark Clifford) работал в качестве продюсера и соавтора.

8. Pet Shop Boys "Nonetheless" (Parlophone)

Их всех "старичков", оставшихся на плаву, Pet Shop Boys удалось лучше всех сохранить форму – их пластинки XXI века не то, чтобы затмевали классический репертуар, но смотрелись на его фоне вполне конкурентоспособно. Их 15-й лонг-плей "Nonetheless" традицию не нарушает, причем относительно нескольких предыдущих дисков у нового есть одно важное преимущество – продюсерская работа Джеймса Форда (James Ford). В отличие от Xenomania или Стюарта Прайса (Stuart Price), с которыми Pet Shop Boys работали раньше, Форд – продюсер без собственного звука, способный, что называется, "решить задачу строго по ТЗ". И если на двух предыдущих дисках Pet Shop Boys уж чересчур заигрывали с клубным звуком и норовили залезть чуть ли не в EDM, то на "Nonetheless" в плане аранжировок собрано примерно всё лучшее из периода 1985-1999, получилось этакое вечно актуальное породистое ретро. Выпущенная синглом и посвященная Рудольфу Нурееву "Dancing Star" идеально вписалась бы в альбом "Please" – тут и игривый электро-ритм, и отличные мелодии. Разве что в куплетах Нилу внезапно изменяет чувство рифмы – описание побега звучит так, словно Теннант вдруг решил спеть википедийную статью. Не уступают этому хиту и чуть более лиричные "Feel" или "New London Boy" (это уже почти уровень "Behaviour"), а "Bullet For Narcissus", где сочетаются танцевальный ритм и беспросветно минорный мотив, навевает приятные ассоциации с New Order. Общее ощущение от альбома всё равно остается радостным и весенним (в этом смысле по духу "Nonetheless" ближе всего к "Bilingual"). Возможно именно из-за этого ощущения весны к альбому все время хочется возвращаться, и впечатления от него от прослушивания к прослушиванию всё улучшаются.

7. Donato Dozzy “Magda” (Spazio Disponible)

Римлянин Донато Скарамуцци (Donato Scaramuzzi) в минувшем году был, можно сказать, официально посвящен в классики – его пластинка десятилетней давности "Donato Dozzy plays Bee Mask" была торжественно переиздана лейблом Editions Mego, а живое исполнение альбома "Voices From The Lake" (записанного в дуэте с Джузеппе Тильечи), которому тоже перевалило за десять, стало в прошлом году одним из главных событий фестиваля Dekmantel. По такому случаю Донато решил на время отложить эксперименты, которыми занимался в последние несколько лет, и записать еще одно программное произведение. По звучанию "Madga" расположилась ровно между двумя упомянутыми выше альбомами: здесь тоже всё строится на минимализме, петлях и повторах, но если в Voices From The Lake был увесистый техно-бит, а вариации на тему Bee Mask были совсем уж ажурным и бестелесным эмбиентом, то "Madga" – это классический эмбиент-хаус, где легкая бочка всегда присутствует, но никогда не играет главной роли. В результате получается этакий "минимал здорового человека", идеально подходящий для комфортного домашнего прослушивания.

6. Pub "Process The Wise" (Ampoule)

Герой-одиночка из Глазго занимается музыкой уже более 25 лет и интересен помимо прочего тем, что все эти годы верен, можно сказать, идее чучхе, то бишь опирается только на собственные силы. Среди нескольких десятков его релизов лишь один он доверил стороннему издателю (речь про альбом "Summer" 2000 года, изданный лейблом Vertical Form) и видимо не остался доволен. Как следствие – музыкант полностью лишен сдерживающих факторов и выпускает исключительно то, что хочет и когда хочет. Всё это время Pub ходит где-то вокруг до около эмбиент-техно, но каким-то непостижимым образом практически избегает всех свойственных жанру клише. Главное свойство "Process The Wise" – это сочетание "абстрактности" (т.е. построение треков не в виде "песен" с чётко выстроенной драматургией, а скорее в виде коллажей и череды событий, которая не очень подчиняется логике) и комфортного звучания – всё это музыка исключительно приятная на слух, местами даже почти нью-эйджевая. И если о многих героях чиллаут-сцены можно сказать (в исключительно комплиментарном ключе), что сейчас они звучат примерно так же, как "тогда", то Pub как раз очень удачно свой звук модернизирует. В "Process The Wise" можно услышать и параллели с Oneohtrix Point Never (ох уж эти тембры цифровых "самоиграек"), и этакий "комфортный глитч", как если бы FSOL решили записать альбом для лейбла 12k.

5.Taemna "Pavietra" (Ezhevika)

Taemna (Тайно, скрытно) - новый проект минчанина Сергея Баранова, которого мы знаем по проектам Midimode, MDMD и eng8. Один из главных талантов Сергея – способность раз за разом как бы изобретать себя заново и запустив новый проект, играть совершенно нехарактерную для себе прежде музыку. Неотрансовый MDMD был совершенно не похож на интеллигентно-танцевальный Midimode, а кислотно-брейбитовый eng8- на обе его предыдущие ипостаси. Taemna – шаг в сторону канонической IDM-меланхолии начала нулевых. Печально-интроверная, хоть и очень эмоциональная музыка, выстроенная по принципу "запутанные среднетемповые ритмические рисунки плюс немногословные, но яркие клавиши". Ближайшим ориентиром можно назвать классические записи Arovane времен альбома "Atol Scrap", но "Pavietra" (что означает "воздух") – не столько подражание, сколько очень удачное продолжение этой истории. Вторая ассоциация – это музыка Стаса Ковалева (Keiss), который в последнее время движется в сторону от мелодичной электроники к минимализму и саунд-дизайну, и что-то в духе "Pavietra" могло бы стать пропущенной остановкой на этом пути. В общем, пластинка на удивление сильная и красивая – пожалуй, лучшая работа во всей дискографии Сергея.

4. Yimino "Twmpa" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)

Музыка лондонского дуэта Yimino очень скрашивала середину нулевых, когда основная волна IDM сошла на нет, а возрождение стиля еще не началось. Казалось бы, с приходом второй волны Хенри Ло (Henry Law) и Джеральд Чедвик-Хили (Gerald Chadwyck-Healey) должны были стать лидерами движения, но как это часто бывает, флаг понесли другие, а Yimino оказались где-то во втором ряду. Ситуация начала частично исправляться, когда группу взял под крыло лейбл Touched. В 2021-м увидел свет сборник "Touched Presents Yimino" и вот спустя три года – долгожданный альбом с новым материалом. "Twmpa" начинается с непривычных для Yimino препарированных акустических гитар, и в первые минут 15 навевает стойкие ассоциации с пластинками лейблов Morr Music и City Center Offices всё той же первой половины нулевых, а одновременно и со всем тем, что называлось словом "индитроника". Однако треку к четвертому баланс постепенно выравнивается, и к нам возвращается их классический IDM-саунд –запутанные похрустывающие биты, многослойные звуковые текстуры (в которых по сравнению с более ранними записями заметно добавилось деталей) и, разумеется, ритмично нашинкованные вокальные сэмплы. То, что дуэт подавал в качестве редкого украшения, теперь превратилось в основное блюдо, и музыка от этого стала только краше. В сухом остатке – лучший альбом Yimino со времен "Doe" и одна из лучших IDM-пластинок 2024-го.

3. Keiss "Faded Atlas" (Pulse State)

Если в девяностые отечественный IDM ассоциировался в первую очередь с Solar X, а в нулевые – с Fizzarum и Елочными Игрушками, то во второй половине 2010-х эстафету незаметно перехватил житель Архангельска Станислав Ковалёв. После дебюта на отечественном лейбле Nenormalizm он оказался в обойме лейбла Touched Music, где выпускает вот уже седьмой диск, на этот раз – на аффилированном с семейством Touched лейбле Pulse State. Стас интересен тем, что хотя формально вроде бы держится IDM-формата, но от альбома к альбому постоянно меняется, и следить за этой эволюцией крайне увлекательно. "Faded Atlas" – явный шаг в сторону сложных форм, глитча и саунд-дизайна. Ритмы запутаны в головоломные узоры, мелодии лаконичны до предела и порой сведены к двум-трем нотам. Но удивительным образом, фирменная Keiss-овская меланхолия и какая-то субъективная красота и музыкальность даже в такой интровертной пластинке проявляются в полной мере. Как-то так звучали бы поздние записи Autechre, если бы у них вдруг образовалась душа.

Keiss "Oblique Minimalista" (Pulse State)

Стас Ковалёв выпускает уже второй лонг-плей за год, и вообще находится в совершенно фантастический творческой форме. От альбома к альбому Keiss движется от мелодичной IDM-меланхолии в сторону авангардного саунд-дизайна, но делает это осторожно и выверено. "Obluqie Minimalista" – это еще один шаг в сторону поздних Autechre, в мир микроскопических деталей, где важен каждый щелчок и каждый шорох. Но сила этой пластинки в том, что увлекшись дизайнерской сложностью, Стас вовсе не отходит от мелодизма и гармонии, но как бы уводит эти слои на второй план, окрашивая музыку в пастельные цвета. Это не столько минимализм, как можно заключить из названия, сколько сдержанность – в мелодиях здесь нет ни одной лишней ноты. И эта недосказанность только добавляет музыке красоты – баланс между сложностью и доступностью на "Oblique Minimalista" выдержан просто идеально.

2. VA "Virtual Dreams II. Ambient Explorations In The House & Techno Age. Japan 1993-1999" (Music From Memory)

Сиквел совершенно великой компиляции эмбиент-техно девяностых, вышедшей три года назад. И если в первом выпуске мы слышали "обычных подозреваемых" в диапазоне от Марка Притчарда (Mark Ptichard) и Spacetime Continuum до Human Mesh Dance и Bedouin Ascent, то новый выпуск полностью сконцентрирован на японской музыке, за исключением буквально пары имен совершенно неизвестной европейскому слушателю. Как оказывается, тему динамичного и пульсирующего эмбиента – музыки почти без ярко выраженных ударных, но с обилием секвенций и арпеджио, японцы развивали ничуть не хуже европейцев, к тому же вторая половина 1990-х пришлась как раз на пик популяризации электроники в Японии. Дополнительной чертой японской версии эмбиент-техно оказывается преемственность по отношению к локальной версии нью-эйджа, который успел провести в стране еще в 1980-е. Неизвестные широкой европейской публике японцы вроде бы идут теми же путями, что и HIA, MLO, Deep Space Network или A Positive Life, но не повторяют их. В сухом остатке – полтора часа идеальной чиллаутной музыки, по которой идеально "сверять часы". Действительно ли электроника в девяностые была какой-то особенной или тут уже работает ностальгия по тем трекам, которые мы помним еще с тех времен, когда мы были моложе? Тут, что называется, судить вам, дорогие читатели, но лично для меня "Virtual Dreams II" – явный претендент во все возможные списки лучшего в 2024.

1. Vertical67 "Changes" (Analogical Force)

Берлинский музыкант Томас Паль (Thomas Pahl) – фигура на электронной сцене не новая. Пластинки он издает с конца нулевых, не слишком привязываясь к какому-то одному стилю. В его довольно обширной дискографии есть с эйсид, и почти диско, и электро, и величественная спейс-электроника. С какими-то "большими" лейблами он практически не сотрудничал (если не считать хаус-пластинку на 100% Silk 10-летней давности), но про важным "майнорам" прошелся вполне убедительно: у него есть релизы на лондонском bronktoys, дрезденском Per Musica Ad Astra и дублинском Lunar Disko. На Analogical Force Томас дебютирует сразу с лонг-плеем, и с новым для себя звучанием – стилистически "Changes" идеально подошел бы лейблy Toytronic. Это энергичная, мелодичная и местами даже откровенно веселая музыка на стыке IDM, эйсида и брейкбита. Перегруженная бочка, сэмплированные брейки и сентиментальные синтезаторные мелодии – формула эта изобретена давно, но работает безотказно, к тому же за последнее время такой музыки выходило откровенно мало. Ну а крен Analogical Force в сторону "веселухи", заметный еще на прошлогоднем альбоме Fasme, можно только приветствовать.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

29.12.2024, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: