Уже много раз писал, что короткий формат, прямо скажем, не мой конёк. Сложить впечатления о релизе короче 20 минут мне предельно сложно, а уж если артист, не дай бог, начинает публиковать музыку отдельными треками, то почти наверняка выпадает из моего поля зрения. Тем ценнее те лаконичные высказывания, которым всё же удалось пробить этот внутренний фильтр – на привычные полтора десятка их и в этот раз набралось без труда.
Как всегда, дисклеймер - всё написанное ниже есть не более, чем субъективная авторская позиция. Я не пытаюсь выстроить некую "объективную картину мира" (для этого есть чарты и прочая статистика), а хочу лишь отметить те пластинки, которые мне по каким-то причинам в этом году полюбились. Наверняка много чего я в этом году пропустил, а что-то не оценил потому, что оно попалось мне в неудачный момент.
15. Data Rebel "Scapes" (Not On Label)
Музыку британца Дэнни Хау (Danny Howe) я уже не первый год регулярно нахваливаю в "проверках" и даже не раз называл его наследником короля IDM-меланхолии Болы (Bola). Но если Бола выбрал для себя стратегию максимально консервативную и издает примерно один альбом в десять лет (что наилучшим образом сказывается на качестве материала), то Дэнни, судя по всему, напротив, смело публикует всё написанное, тем более что площадкой для общения со слушателем для него всегда была собственная Bandcamp-страница. В этом году его дискография пополнилась аж четырьмя релизами – тремя ЕР ("Zone", "Blurring The Edges" и "Scapes"), а также шеститрековым "Parallels", который по длине больше похож на альбом, а на discogs проходит по странной категории "miscellaneous". Всё это звучит ровно так, как мы и ждём – это сдержанный и задумчивый, в меру мелодичный IDM – с легкой меланхолией, но без боли и чрезмерной печали. Что-то подобное могли выпустить, к примеру, Carbon Based Lifeforms. Но в этом одновременно и главная слабость современных релизов Data Rebel – всё это хорошо, но слишком уж самоподобно, форма здесь очевидно довлеет над содержанием, а отсутствие редакторской руки ситуацию только усугубляет. В результате, вместо четырех релизов я позволю себе вынести в топ лишь один – самый убедительный на мой субъективный вкус. Если вы хорошо знакомы со всей предыдущей дискографией Data Rebel, для того чтобы освежить впечатления вполне хватит и его. Если же вы еще не успели пресытиться музыкой Дэнни, вам вполне могут понравиться все четыре.
14. Chromedealer "Sketches Of Silver" (WeMe Records)
Загадочный нью-йоркский музыкант Chromedealer – уже не дебютант (три года назад он уже успел выпустить самиздатный миниальбом), но всё еще принадлежит к разряду молодых и перспективных. Его второй релиз печатает на виниле уважаемый в среде любителей acid и braindance-музыки бельгийский лейбл WeMe. "Sketches Of Silver", однако, в "кислотный" формат совсем не вписывается – скорее это старый добрый и несколько подзабытый в последнее время drill & bass, где пулеметные мелко нарезанные джангл-брейки составляют этакое контрастное единство с нарочито умиротворенными эмбиент-пэдами и приджазованными клавишами.
13. Fireground "Spin" (Ilian Tape)
Fireground "Love Letter" (Tresor)
При всей любви к лейблу Ilian Tape, их короткие релизы – это чаще всего музыка сугубо функциональная, предназначенная для клубов и не особенно интересная в домашнем формате. Но и тут не без исключений. Итальянский дуэт Fireground в составе Анжелы Драгонетто (Angela Dragonetto) и Даниеле Падуано (Daniele Paduano) вроде бы тоже делает музыку для клубов, причем сугубо олдскульную – дип, фильтр-хаус и техно по заветам Карла Крейга (Carl Craig) и Дейва Энжела (Dave Angel). Но вот уже не в первый раз я замечаю, что чем-то их музыка меня цепляет, есть в ней какая-то редкая для клубного формата теплота. Удивительно то, что тёплую и гармоничную музыку они ухитряются издавать не только на эстетском Ilian Tape, но и на Tresor, где как правило строго следят за форматом и придерживаются доктрины жесткого клубного саунда. В общем, пожелаю музыкантам в новом году наконец разродиться полноформатным альбомом – это должно звучать крайне интересно и увлекательно.
12. Krystal Klear "Entity" (Running Back)
Американо-ирландский музыкант Деклан Леннон (Declan Lennon) верен идеалам олдскульной танцевальной музыки настолько, что за почти 15 лет активной карьеры так и не сподобился выпустить полнометражный альбом и "размножается" исключительно короткими формами. Его новый релиз для немецкого лейбла Running Back – это уже привычные 4 трека общей длиной чуть за 20 минут, идеально соответствующие установкам рейв-хита первой половины девяностых, увиденного через призму ностальгического постмодернизма. Эйфорический итальянский пиано-хаус, французское деконструированное диско, британский прогрессив-хаус, немецкий транс и американский электроклэш – всё это Леннон транслирует в идеальные танцевальные "бэнгеры", которые мы, кажется, скоро услышим на всех летних танцплощадках.
11. Fields Of Mist "Biospore Farmers" (Ilian Tape)
Американский музыкант и медиа художник иранского происхождения Джахандар Хамидие (Jahandar Hamidieh), также известный как Katir, дебютировал на Ilian Tape два года назад c альбомом "Illuminated60", и вот теперь возвращается с продолжением. Его фирменные черты – это холодные, но не лишенные гармонии эмбиент-текстуры, плюс неторопливый, слегка залоуфаенный бит. В широком смысле "Biospore Farmers" подходит под определение "эмбиент-техно", вот только ритмический арсенал у Джахандара побогаче, с прямых битов он охотно переходит на ломаные, а с танцевального темпа на тот, что больше подходит для того, чтобы покачать головой. Облако ассоциаций - приятней некуда, от Detroit Escalator Co. и более спокойных треков Дэвида Муфанга (David Moufang) до итальянца Марио Пьеро (Mario Piero) и его проекта Raiders Of The Lost Arp.
10. Serge Geyzel "It's Cancelled" (Adepta)
Уроженец Саратова и нынешний житель Берлина Сергей Гейзель в 2020-е выпустил несколько альбомов на знаковых лейблах, близких к IDM-тусовке (mindcolormusic, Diffuse Reality, Touched Revolutions и Pulse State), и звучала его музыка чаще всего как сочетание задумчивого-меланхоличного IDM со скоростными сэмплированными брейками. Однако в последнее время музыкант делал ставку на клубный формат, и его недавние ЕР звучали скорее как энергичное, но довольно темное электро. На шеститрековом "It's Cancelled" – не то длинной ЕР, не то коротком альбоме, Гейзель эти ипостаси объединяет, буквально распределив две стороны своего творчества по двум сторонам виниловой пластинки. Первая сторона – это мелодизм, грусть и ощущение воздуха, вторая – тяжелый бас, не менее увесистая бочка, переходящая в минимализм лаконичность и мрачноватая атмосфера. Ну а связующим звеном для двух частей пластинки выступает ритмическая структура – ажурные петли ударных, будто бы сыгранных джазовым барабанщиком.
9. ir_ "Threenode EP" (Isness Records)
Дебютный релиз одновременно и для проекта (до этого Этан Харди лишь несколько раз мелькнул на брейнденс-сборниках), и для лейбла Isness, дочки могучего Analogical Force. Собственно говоря, звучание "Threenode" вполне вписалось бы и в концепцию родительского лейбла – здесь мы слышим всё тот же тёплый брейнденс с пулеметными брейкбитами по заветам Ричарда Джеймса (Richard James) конца нулевых – начала десятых. Относительно пластинок с Analogical Force "Threenode" звучит чуть более мягко и сентиментально, а кроме этого, на пластинке каким-то образом обходится почти без TB-303, "кислота" прорывается лишь на последнем треке, и то звучит максимально далеко от канона.
8. Lanark Artefax "Metallur EP" (AD 93)
В конце 2010-х Калум Макрей (Calum MacRae) считался крупнокалиберной восходящей звездой – он выпустил несколько ярких ЕР и прокатился по большим фестивалям с отличным аудиовизуальным лайв-шоу. Его музыка звучала как IDM, поднятый на новый уровень и идеально вписанный в современный контекст. Казалось, его место в ряду топовых электронщиков-новаторов где-то рядом с Аркой (Arca), Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni), Холли Херндон (Holly Herndon), Koreless или Blanck Mass, осталось только подписаться на большой лейбл и выпустить альбом. Вместо этого Ланарк Артефакс на долгие пять лет вовсе исчезает с радаров. Пятитрековый миниальбом "Metallur" издан на лейбле AD 93, а это прямой наследник Whities, который в общем и открыл Калума музыкальному миру. Да и звучит пластинка так, словно на дворе всё тот же 2018-й – это его фирменный резкий, нервический и перегруженный информацией деконструированный пост-IDM, вот только в 2024-м он уже не звучит столь современно – не исключено, что перед нами архивный материал, записанный еще до пандемии. Нет, сбрасывать Lanark Artefax с парохода современности явно преждевременно, но для перехода в топ-лигу ему всё же предстоит совершить квантовый скачок, а даже намеков на это пока не видно.
7. Drøn "Graviton Remixes" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Подзабытый в наше время формат даже не макси, а мегасингла – 13 версий одного и того же трека от равных авторов общей длиной в час с лишним, бенефис ремикса как музыкальной формы. В качестве исходной точки выбран трек немецких ветеранов (карьера коллектива Drøn начиналась четверть века назад на лейбле Elektrolux), впервые вышедший на сборнике "Found Sound 3", и в оригинале "Гравитон" звучит как этакое интеллигентное мелодик-техно. В роли интерпретаторов – привычная для лейбла Touched компания музыкантов: Heogen, Inkipak, Skurken, Paddy Thorne, Iris Ipsum, Андерс Илар (Anders Ilar), Серж Гейзель (Serge Geyzel) и даже FSOL под ником Yage. Электро, брейкбит, классический IDM, эйсид-брейкс – здесь хороши буквально все версии, причем практически каждая не только раскрывает автора, но и дает новый ракурс на оригинальный трек. Выбрать одного фаворита сложно, но хочется выделить версии от Skurken, Карстена Пфлюма и в особенности Сержа Гейзела, неожиданно превратившего "Гравитон" в коллажный эмбиент в духе The Orb cо струнными и обрывками радиопереговоров.
6. DMX Krew "Whispers Of An Ancient World III" (Mystic & Quantum)
По современным меркам это уже конечно альбом, но в моем представлении полчаса – это скорее хорошая ЕР, поэтому эта запись отнесена в категорию малых форм. Эд Аптон (Ed Upton) выпускает какое-то совершенно необъятное количество музыки, разобраться в котором не представляется никакой возможности. В массе своей всё это пластинки сугубо функциональные – электро, техно и этакий лоу-фай хаус чикагского разлива, предназначенные строго для клубов. Но когда Эд решает-таки сделать что-то "домашнее", выходит у него, как правило, здорово. На "Whispers Of An Ancient World III" Эд обращается то к эмбиент-техно в духе "SAW 85-92", то к задумчивому "чиллектро" а-ля поздние Dopplereffekt, то к абстрактным sci-fi темам, то к фирменной синтезаторной романтике с пронзительными мелодиями. Всё это, разумеется, в идеальной красоты аналоговом звуке.
5. Dorian Concept "Music From A Room Full Of Synths" (~OUS Records)
Как можно заключить из названия, новая ЕР австрийского музыканта – результат арт-резиденции в музее SMEM в швейцарском городе Фрибуре. Место это примечательно тем, что работает не только как музей, но и как студия, где музыканты могут записываться на всём многообразии музыкального "железа", хранящегося в коллекции (здесь самое время похвастаться, что мне в этом году тоже довелось побывать с SMEM и даже кое-что там записать). Оливер Джонсон (Oliver Johnson) побывал там летом 2020-го и провёл в студии 10 дней, однако до издания этого материала дошло дело только сейчас. ~OUS Records, где вышла пластинка, также напрямую связан с музеем – одним из основателей лейбла стал Мануэль Оберхольцер (Manuel Oberholzer) aka Feldermelder, хранитель и оператор безумной коллекции. Что же до самой музыки, то за обилием винтажных тембров почерк автора угадывается без труда – здесь мы слышим фирменный дориановский хромающе-синкопированный синтезаторный фанк с небанальными гармониями.
4. VED Skyka "Any-way" (Welsh Modular Alliance)
Элеонора Дель Ольмо (Eleonora Del Olmo) родилась в Риме и еще с 1990-х принимала участие в становлении итальянской электронной сцены, одинаково успешно занимаясь то рейвом, то чистыми экспериментами. Среди тех, с кем она часто делила сцену или студию можно назвать Лео Анибальди (Leo Anibaldi), братьев d'Arcangelo и группу Somatic Responses. Звучание четырехтрековой пластинки "Any-way" ближе всего именно к последней – кажется в последнее время мы совершенно забыли, что в IDM когда-то был индустриальный корень, "интеллектуальная танцевальная музыка" – это вовсе не только тихое щелканье под минорные пэды, но порой – еще и грохот, рев и скрежет. Здесь мы слышим именно такой, "олдскульный" извод IDM, что практиковали очень ранний Aphex Twin и его коллеги по лейблу Rephlex, а также например немецкий лейбл Hymen. Тяжелая, почти хардкоровая бочка, хруст перегруженной и задавленной фильтрами из Korg MS-20 перкуссии, а также драматические струнные и довольно лаконичные синтезаторные мелодии. Добро пожаловать в 1993-й!
3. Djrum "Meaning's Edge" (Houndstooth)
Феликс Мануэль (Felix Manuel), ранее выпускавший пластинки на R&S Records, после пятилетнего перерыва объявился на модном лондонском лейбле Houndstooth, в чьей дискографии есть пластинки Special Request, Lotic, CoH и Аиши Деви (Aisha Devi). "Meaning's Edge" (не то короткий альбом, не то длинная ЕР – 5 треков общей длиной в 32 минуты) начинается мощным и затейливо аранжированным кислотным броукен-битом, продолжается нью-эйджевой зарисовкой, затем срывается в нервический пост-джангл, замедляется в абстрактный хип-хоп и наконец замыкает круг всё тем же эстетским броукен-битом со сложными узорами перкуссии. Тот случай, когда музыка одновременно и наследует британской брейкбит-традиции, и звучит при этом абсолютно современно.
2. D'Arcangelo "Electric Road EP" (Not On Label)
Братья д'Арканжело в последнее время очень активны не только в плане записи музыки, но и в плане живых выступлений, а осенью неожиданно оказались частью совсем уж мейнстримовой повестки – следующим летом Фабрицио и Марко сыграют на фестивале Primavera Sound. На этом фоне довольно удивительно, что их новый релиз, 20-минутный миниальбом, издается не где-нибудь на Lapsus или Analogical Force (на недостаток интереса и к IDM вообще, и к братьям в частности, в последнее время вроде бы не приходится), а скромным цифровым самиздатом без физической версии. Как бы то ни было, "Electric Road" – едва ли не лучшее, что группа сделала за последнее время. Это мягкие и мелодичные d'Arcangelo, которых мы знаем и любим еще с середины девяностых. Все 6 композиций идеально вписались бы в "сквозную серию" номерных треков под общим названием "Diagram", которую братья ведут чуть ли не с 1994-го – даже странно, что в этот раз в треклисте ни одной "Диграммы" не оказалось. В любом случае, запись получилась выше всяких похвал.
1. Boxuctter "Scope" (Kinnego Records)
Почти 20 лет назад юнай Барри Линн (Barry Lynn) был одной из главных восходящих звезд дабстепа, издавался на Planet Mu и Hotflush, выступал на фестивалях, и, как казалось, до хедлайнерских слотов и солдаутов в клубах калибра Berghain, Fabric и Printworks ему оставалось сделать пару шагов. Вместо этого Барри ушел в тень, разорвал отношения с лейблами и полностью перешел на самиздат. При этом музыка его с годами становилась только лучше – забив на форматные рамки, Барри с равным успехом сочинял то диско, то эйсид, то старорежимный IDM и дрилл-н-бейс. Теперь он внезапно решил вернуться к корням и выпустил совершенно феерическую ЕР веселого танцевального бейса с электрофанк-начинкой. Герридж, сэмплированные брейки, старый добрый дабстеповый паттерн "три бочки – снэр" – всё это на месте, но только вокруг не одно сплошное басовое гудение, а цветастые гирлянды клавиш. Раньше Линн развлекался тем, что возвращал букву "D" в аббревиатуру IDM, а теперь взялся за более сложную задачу – вернуть в жанр bass music, собственно, музыку.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)