Robert Leiner "Analog Days" (De:Tuned)
В девяностые швед Роберт Лейнер был системообразующей фигурой лейбла R&S (в этом выпуске "проверки" вообще многое крутится вокруг него) и их подразделения Apollo – под собственным именем он выпускал IDM и эмбиент, под псевдонимами The Source и The Source Experience – техно, транс и эйсид. Ко второй половине 2000-х Роберт практически исчез с радаров и "всплыл" лишь в середине 2010-х – его камбэк-ЕР стала заодно и дебютным релизом бельгийского лейбла De:Tuned, которому в дальнейшем суждено будет стать очень важным игроком в современной волне IDM, эмбиент-техно и нового Детройта. Вполне логично, что юбилейным, пятидесятым релизом De:Tuned стал именно альбом Роберта Лейнера. "Analog Days" записан в период с 2005-го по 2015-й, и сделан он, как легко заключить из названия, на аналоговом "железе". Стилистически альбом оказывается где-то между двух граней классического творчества Лейнера. Здесь есть мягкий техно или электро-ритм, но музыка это очевидно "домашняя". "Analog Days" идеально вписался бы в линейку пластинок, которые в середине 1990-х Warp Records выпускал в рамках серии "Artiticial Ingelligence". То и дело на ум приходят параллели с B12, Fuse, Speedy J или Кенни Ларкиным (Kenny Larkin), но ни на кого из них Роберт, давно выработавший свой стиль, не походит слишком уж явно. Очень радостно, что De:Tuned продолжил историю, и именно такую, вдумчивую и красивую электронику, сделал своей генеральной линией.
Boxuctter "Scope" (Kinnego Records)
Почти 20 лет назад юнай Барри Линн (Barry Lynn) был одной из главных восходящих звезд дабстепа, издавался на Planet Mu и Hotflush, выступал на фестивалях, и, как казалось, до хедлайнерских слотов и солдаутов в клубах калибра Berghain, Fabric и Printworks ему оставалось сделать пару шагов. Вместо этого Барри ушел в тень, разорвал отношения с лейблами и полностью перешел на самиздат. При этом музыка его с годами становилась только лучше – забив на форматные рамки, Барри с равным успехом сочинял то диско, то эйсид, то старорежимный IDM и дрилл-н-бейс. Теперь он внезапно решил вернуться к корням и выпустил совершенно феерическую ЕР веселого танцевального бейса с электрофанк-начинкой. Герридж, сэмплированные брейки, старый добрый дабстеповый паттерн "три бочки – снэр" – всё это на месте, но только вокруг не одно сплошное басовое гудение, а цветастые гирлянды клавиш. Раньше Линн развлекался тем, что возвращал букву "D" в аббревиатуру IDM, а теперь взялся за более сложную задачу – вернуть в жанр bass music, собственно, музыку.
MPU101 "MPU105" (Ilian Tape)
Пятый за три года лонг-плей немецкого продюсера-анонима. Его стилистикой был в первую очередь хонтологический лоуфай-минимализм, этакие Boards Of Canada без бита, но с обилием кассетного шума. "MPU105" поначалу будто бы продолжает эту тему, однако к треку к третьему из-за плывущих пэдов вдруг отчетливо прорезаются чёткие пульсирующие секвенции. Сходство с BoC не пропадает разом, но теперь это уже скорее BoC образца "Tomorrow's Harvest". Пробыв буквально пару композиций в этой промежуточной позиции, дальше MPU101 с наслаждением погружается в мир журчащих космических арпеджио. Получается симпатичный гибрид berlinschule семидесятых и фантомной ностальгии в духе лейбла Ghost Box (и это совершенно новая для Ilian Tape территория). Если в классической kosmische music доминирующей эмоцией было этакое холодное созерцание бездны, то здесь при сходном звучании получается что-то гораздо более тёплое и человеческое.
Djrum "Meaning's Edge" (Houndstooth)
Феликс Мануэль (Felix Manuel), ранее выпускавший пластинки на R&S Records, после пятилетнего перерыва объявился на модном лондонском лейбле Houndstooth, в чьей дискографии есть пластинки Special Request, Lotic, CoH и Аиши Деви (Aisha Devi). "Meaning's Edge" (не то короткий альбом, не то длинная ЕР – 5 треков общей длиной в 32 минуты) начинается мощным и затейливо аранжированным кислотным броукен-битом, продолжается нью-эйджевой зарисовкой, затем срывается в нервический пост-джангл, замедляется в абстрактный хип-хоп и наконец замыкает круг всё тем же эстетским броукен-битом со сложными узорами перкуссии. Тот случай, когда музыка одновременно и наследует британской брейкбит-традиции, и звучит при этом абсолютно современно.
Chizawa Q "Xenoverse" (R&S Records)
Лейбл R&S тем временем тоже не сдает позиций. Их новинка – альбом уроженца Йокогамы Атуси Чизавы (Atsushi Chizawa), который занимается музыкой уже не один десяток лет и даже мелькал с синглами на том же R&S в нулевые, но за пределами Японии не слишком известен. "Xenoverse" – редкий пример танцевального альбома, который, во-первых, звучит разнообразно, а во-вторых, подходит не только для танцпола, но и для внимательного домашнего прослушивания на хорошем звуке. Пластинка начинается с техно-блока, который по звуку более всего походит на инструментальных Underworld – так и ждешь, что вот-вот затянет свои монотонные речовки Рик Смит (Rick Smith). Затем бит ломается, а в мелодике отчетливо проступает джаз – тут Чизава-сан одновременно отдает дань детройтскому техно-джазу и традиции японского броукен-бита. Наконец, третья часть (которая, впрочем, несколько выбивается из настроения первых двух) – это уже разухабистый приджазованный драм-н-бейс в духе чуть ли не Джеймса Хардуэя (James Hardway). Возможно, получилось даже чрезмерно эклектично, но шансов заскучать нет.
Funkstorung "Mischmasch" (Musik Aus Strom)
Михаэль Факеш (Michael Fakesch) и Крис Де Лука (Chris De Luca), слегка подзабытые герои первой волны IDM, решили напомнить о себе даже не новым альбомом, а скорее микстейпом из неопубликованных треков периода 1999-2004. Выпущен он конечно же на кассете, и приурочен релиз к наступившей в ноябре "кассетной неделе", которая стала своего рода инди-ответом прогнувшемуся под больших игроков record store day. Стоит напомнить, что 1999-2004 – это время, за которое группа прошла довольно длинный путь от классического IDM времен пластинки "Post-Art" к увлечению хип-хопом и даже мутантным R&B (альбом "Disconnected"), в промежутке выпустив очень яркую пластинку "Appetite For Disctruction". Вот на неё больше всего и походит "Mischmasch": биты, которые хрустят, скрежещут и заедают, предельно лаконичные, но берущие за душу мелодии, чуточку скретчей, обрывки порубленного в щепки речитатива и пара самых настоящих песен. Особенно освежающе звучит запрятанный под конец глитч-хоп на немецком. Не знаю как вам, а мне такой музыки очень не хватало – кажется, самое время переслушать всю дискографию лейбла Musik Aus Strom.
Hardfloor "Still Lost In The Silver Box" (Hardfloor Recordings)
В какой-то момент казалось, что Hardfloor с нами всегда – новые альбомы выходят будто сами собой, словно за Рамона Ценкера (Ramon Zenker) и Оливера Бондзио (Oliver Bonzio) музыку давно пишут хорошо натренированные роботы. Их стиль был настолько отточен, что внезапная смена 909-й бочки на 606-ю воспринималась как крутой поворот в карьере. Но вообще говоря, их предыдущий лонг-плей датирован далеким уже 2017-м, то есть новую пластинку можно считать в некотором роде камбэком. "Still Lost In The Silver Box" – этакий оммаж самим себе. И название, и оформление (в розовом цвете вместо желтого), и внезапное возвращение к серии "Acperience" (тут есть 6 и 7 части), и, разумеется, звук – всё это недвусмысленно отсылает нас к их дебютному диску "TB Resustitation" (впрочем, и тут есть рейды на электро и даунтемпо-территории, которые группа открыла для себя позже). Но уж кого-кого, а Hardfloor глупо упрекать в самоподобии, Рамон и Оливер всегда работали по принципу "у нас была какая-то тактика и мы её придерживались". Хорошо спродюсированный (если не сказать "рафинированный") эйсид никто так и не научился играть лучше них, и кажется этот диск – лучшее что они записали за последние лет пятнадцать.
Darren Nye "Audio Illusion" (Neo Ouija)
В предыдущей проверке уже был альбом Даррена Ная, правда изданный от имени другого проекта, но тут уж ничего не поделаешь – музыкант в фантастической форме и выпускает по несколько прекрасных релизов в год. Этот альбом интересен еще и тем, что стал вторым релизом перезапустившегося лейбла Neo Ouija, некогда ключевого игрока второй волны IDM (в нулевые там издавались Apparat, Sense, Kettel, Bauri и будущий участник Die Antwoord Джастин Де Нобрега со своим проектом Seven Ark). "Audio Illusion" – это квинтэссенция того звука, который Даррен выработал за годы. С одной стороны, здесь сильно влияние британского "интеллигентного техно" вроде Statis и B12, в свою очередь уходящего корнями в Детройт. С другой, здесь явственно слышен тот самый "дух чиллаута" в диапазоне от Spacetime Continuum и HIA до Time Modem, к которому в последнее время так много внимания (вполне, надо сказать, заслуженного). Этот альбом идеально вписался бы в формат резко сбавившего в последнее время обороты лейбла FireScope. Остается посетовать лишь на то, что "Audio Illusion" доступен лишь на CD – эту штуку очень хочется заполучить в виниловую коллекцию.
Murcof "Twin Color (Vol. I)" (InFiné)
Имя Фернандо Короны (Fernando Corona), уроженца Мексики, много лет живущего в Испании, стойко ассоциируется с расцветом неоклассики, внезапно подружившейся с электроникой. Его классические пластинки "Martes" и "Utopia" сочетали глитчевые ритмы с пронзительными живыми струнными, и очаровывали именно этим контрастом органики и синтетики. К четвертому альбому "Cosmos" (2007) Муркоф заметно сместился в сторону темного эмбиент-звука, а затем на много лет погрузился в коллаборации, арт-проекты, саундтреки и тому подобное. Его дискография пополнялась регулярно, но последним (как говаривали советские меломаны, "номерным") альбомом так и оставался "Cosmos". Новый диск "Twin Color" Фернандо гордо объявляет долгожданным продолжением той истории, что прервалась в 2007-м. Надо сказать, что звук его за это время изменился радикально. Открывающая альбом "Going Home" – это уже почти вейпорвейв, диссоциированная до молекул поп-песня с женским вокалом. Но дальше Murcof делает еще один поворот и делает крен в сторону "синематики" 1980-х в диапазоне от "Терминатора" до "Бегущего по лезвию". Местами неожиданно ритмично, местами чересчур драматично, но в целом дух и звук ушедшей натуры Murcof ловит очень точно. А главное, в отличие от большинства нео-синематики, запись эта совершенно самодостаточная и ни в каком видеоряде не нуждается.
Vril "Saturn Is A Supercomputer" (Omnidisc)
Немец Улли Хамман (Ulli Hammann) – представитель не слишком распространенного жанра "техно с человеческим лицом". Он вроде бы отлично себя чувствует в современной техно-индустрии, но диджей-сетам предпочитает лайвы, а двенадцатидюймовкам – альбомы. "Saturn Is A Supercomputer" издан американским лейблом Omnidisc, вроде бы и не слишком звездным, но с весьма представительным "ростером", в разное время у них издавались Ruxpin, Anthony Rother, Vivian Koch, David Vunk и так далее. "Saturn Is A Supercomputer" – это не набор треков (коим часто бывают альбомы клубных музыкантов), а концептуальная целостная история. Стилистически здесь намешано всего от эмбиента и эмбиент-брейкса до электро, техно и даже аутекроподобного IDM. И хотя пара треков отсюда отлично подойдут для того чтобы разнести танцпол, альбом это скорее домашний. Даже в самых ритмичных треках ухо фиксируется в первую очередь на эмбиент-составляющей – текстурах, пространстве и каких-то неочевидных мелодических ходах, спрятанных на вторые и третьи планы.
Legowelt "A Field Guide To The Void" (Clone Jack For Daze)
Все уже, кажется, смирились с тем, что на уровень "Pimpshifter" или "Disco Rout" Дэнни Волферс (Danny Wolfers) не вернется никогда. По большей части Legowelt выпускает либо музыку сугубо функциональную (хмурое лоу-фай техно), либо до невозможности странную (например, регги). Но время от времени Дэнни всё же снисходит до старых фанов и делает что-то стилистически (да и качественно) близкое хотя бы к "Beyond The Congo". Альбом "A Field Guide To The Void", долгожданное возвращение Дэнни в семью лейбла Clone, как раз такой случай. Первый же трек "Blaze Of Fame", грязноватое электро-диско с вокодером, навевает ассоциации с релизами первой половины 2000-х. Если бы Дэнни продолжил в том же духе, это, наверное, был бы его лучший релиз за 20 лет, но увы – дальше скорее "hit and miss", на один электро-боевик приходится пара треков кассетной лоу-фай хмури. Не то, чтобы это само по себе было плохо, просто так умеют многие, а вот на пространстве электро-диско конкуренции у Волферса почти не появилось.
Rafael Anton Irisarri "Façadisms" (Black Knoll Editions)
Раз уж в северном полушарии наступает зима, "проверка" никак не может обойтись без эмибент-альбома – на этот раз глубокого, мрачного и симфонического. Этой пластинки идеально подошло бы название "Requiem". И по настроению, и по месседжу "Façadisms" как бы хоронит мир, каким мы его знали раньше. За красивыми фасадами вдруг обнаружилась пустота и мрак – в пресс-релизе даже несколько раз употребляется словосочетание "Potemkin Village". Что же до непосредственно музыки, то при сохранении всех фирменных приемов Иризирри (его музыка всегда звучит как оркестр, закатанный под асфальт), на "Façadisms" преобладает уже не спокойная холодная красота, а прямо-таки траурный минор. Интересным выглядит и состав участников – в одном из треков звучит виолончель Джулии Кент (Julia Kent), успевшей поработать с десятками артистов от Anthony & The Johnsons до Маркуса Гюнтнера (Markus Guentner). Еще в двух композициях использован вокал (но догадаться об этом можно только заглянув в credits), а в закрывающей альбом "Red Moon Tide" мы слышим дрон-синтезатор Lyra8, на котором играет кенийско-немецкий эмбиент музыкант KMRU.
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)