Seefeel "Everything Squared" (Warp Records)
С момента выхода предыдущего диска Seefeel успело пролететь 14 лет – столько же длилась пауза после "Ch-Vox", на время которой группа была официально расформирована. В последние же полтора десятка лет Seefeel были вполне активны: регулярно концертировали, занимались перевыпуском старых пластинок, но вот до записи нового материала добрались только сейчас. Новых треков набралось всего-то на 26 минут, но жаловаться грех – сейчас альбомы в принципе стали короче, а для самих Seefeel это всегда было делом обычным (вспомним всё тот же "Ch-Vox"). Главное, что сама музыка в полном порядке. "Everything Squared" похож на слепок карьеры Seefeel в миниатюре. "Multifolds" – это нежный "гейз" в духе "Quique", заторможенная "Sky Hooks" с выраженными ударными словно продолжает линию безымянного диска 2010 года, аморфная "Lose The Minus" идеально вписалась бы в "Ch-Vox", а "Hooked Paw" – в "Succour".
Jon Hopkins "RITUAL" (Domino Recording Company)
После альбома "Singularity" (2018) Джон Хопкинс, добившийся к тому моменту статуса едва ли не главного электронщика планеты, как будто бы испугался собственного успеха и с головой погрузился в эксперименты. Сначала была нью-эйджевая "Музыка для психоделической терапии", теперь – такой же немейнстримовый "Rutial", 40-минутная симфония, условно разделенная на 8 фрагментов. Проще всего описать эту запись как эмбиент, но это вовсе не набор статичных саундскейпов, а музыка живая, пульсирующая, журчащая и в некотором роде даже динамичная. И в то же время нетипичная, как бы не трендовая – это не berlin school, не нью-эйдж и не чиллаутная музыка девяностых, и не шумно-абразивный современный эмбиент в духе Бена Фроста (Ben Frost) или Алессандро Кортини (Alessandro Cortini). Как-то так звучали редкие эмбиент-зарисовки Orbital (например, "Attached"), но братья Хартнолл так и остаются всю свою карьеру группой в первую очередь танцевальной. Интересно, что среди приглашенных музыкантов (а при Хопкинсе часто работает собственная небольшая команда) внезапно обнаруживается Ishq – долгоиграющий эмбиент/нью-эйдж проект во главе с Мэттом Хиллером (Matt Hiller), издававший пластинки на лейблах …txt и Fantasy Enhancing.
Tycho "Infinite Health" (Ninja Tune)
Скотт Хансен (Scott Hansen) – музыкант с нелинейной биографией. В середине нулевых он начинал в статусе нишевого IDM-артиста и даже выпустил альбом на довольно "узкопрофильном" лейбле Merck. Затем Скотт подписался на чуть более массовый Ghostly и двинулся в сторону более мягкого гитарного звука. Альбомы "Dive" и "Awake" первой половины 2010-х стали и пиком его успеха, и фундаментом нового стиля, вобравшего в себя черты Boards of Canada, пост-рока, индитроники и чиллвейва. В нише этой Скотт, однако, вскоре заскучал – превратил соло-проект в группу и на альбоме "Weather" заиграл поп-музыку. Но с этим совсем не задалось – ни запоминающихся песен, ни яркого вокала, да и фирменный тайковский звук оказался для поп-формата слишком "обтекаемым". В результате, в 2020-е Скотт стал аккуратно сдавать назад, и "Infinite Health" – еще одна остановка на этом пути. От поп-музыки здесь остались быстрые ритмы и легкомысленный летний настрой (но уже нет вокала), от классического Tycho – гитары и слегка плывущая звуковая картинка. На выходе получается инструментальный чиллвейв – исключительно приятный, но как будто бы не сообщающий нам ничего нового. Впрочем, для осенних прогулок по каким-нибудь приятным ландшафтам "Infinite Health" может оказаться отличным выбором.
Yimino "Twmpa" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Музыка лондонского дуэта Yimino очень скрашивала середину нулевых, когда основная волна IDM сошла на нет, а возрождение стиля еще не началось. Казалось бы, с приходом второй волны Хенри Ло (Henry Law) и Джеральд Чедвик-Хили (Gerald Chadwyck-Healey) должны были стать лидерами движения, но как это часто бывает, флаг понесли другие, а Yimino оказались где-то во втором ряду. Ситуация начала частично исправляться, когда группу взял под крыло лейбл Touched. В 2021-м увидел свет сборник "Touched Presents Yimino" и вот спустя три года – долгожданный альбом с новым материалом. "Twmpa" начинается с непривычных для Yimino препарированных акустических гитар, и в первые минут 15 навевает стойкие ассоциации с пластинками лейблов Morr Music и City Center Offices всё той же первой половины нулевых, а одновременно и со всем тем, что называлось словом "индитроника". Однако треку к четвертому баланс постепенно выравнивается, и к нам возвращается их классический IDM-саунд –запутанные похрустывающие биты, многослойные звуковые текстуры (в которых по сравнению с более ранними записями заметно добавилось деталей) и, разумеется, ритмично нашинкованные вокальные сэмплы. То, что дуэт подавал в качестве редкого украшения, теперь превратилось в основное блюдо, и музыка от этого стала только краше. В сухом остатке – лучший альбом Yimino со времен "Doe" и одна из лучших IDM-пластинок 2024-го.
Scuba "D:U:2" (Hotflush Recordings)
Пол Роуз (Paul Rose) – музыкант крайне разнообразный. Ему одинаково хорошо удаются и дабстеп, и техно, и модерновый бейс, и нечто приайдиэмленное, но его главный конек – это танцевальные треки, уходящие корнями в британский рейв начала девяностых. По счастью, именно такой музыкой Scuba в последнее время и занимается: "D:U:2" (сиквел вышедшего год назад альбома "Digital Underground") – это своего рода упражнение на популярную тему "Where Were U in 92", и получается у него куда лучше, чем в своё время у Zomby. Брейкбитовые ритмы, эйфорические фортепианные аккорды, ускоренные голоса и даже знакомые сэмплы ("In complete darkness we're all the same") – всё это вроде бы отсылает нас на тридцать с лишним лет назад, куда-то к Awesome 3, Bizarre Inc, Shades of Rhythm и ранним 4 Hero. Но то ли Пол сознательно старается не копировать старый звук впрямую, то ли это получается само собой за счет технологий (понятно, что делает он всё это не на одном сэмплере с двумя мегабайтами памяти как рейверы-нищеброды) и привычки куда чаще переключать паттерны (вся нынешняя музыка несет на себе отпечаток синдрома дефицита внимания), но звучит эта штука вполне современно.
Eusebeia "Continuum" (Earthtrax)
Первые релизы Себа Анклза (Seb Uncles) датированы серединой 2010-х, но музыкально он напрямую наследует примерно всей драм-н-бейс классике. Это не современный коммерческий "драмчик" с нехитрым запрограммированным битом и воббл-басом, а музыка сложная и интеллигентная. Портрет автора дополняет и то, что его альбомная дискография начинается с целой серии кассетных релизов лоуфайного эмбиента. "Continuum" (старорежимный "двойник" длиной под 90 минут, где даже сам формат, 2 CD и никакого винила, отсылает к концу прошлого столетия) рождает ассоциации то с Goldie, то с Photek, то со Squarepusher, но в первую очередь "Continuum" – это переживающий новый взлет "атмосферик" в духе той музыки, про пропагандировали LTJ Bukem и T-Power. Звучит всё это сегодня абсолютно как музыка сфер, но и случись такой пластике выйти году в 1997-м, среди маститых конкурентов она бы не затерялась. Сегодня всё это проходит скорее по разряду приятной ретромании и существует где-то в нише, но наслаждаться альбомом это никак не мешает.
Inhmost "Breaks and Dreams" (Tonights Dream Records)
Inhmost – эмбиент-ипостась британца Саймона Хакстебла (Simon Huxtable), регулярного фигуранта "проверок", которого мы также знаем по проектам Aural Imbalance и Deep Space Organisms. Формально этот альбом – продолжение диска "Space And Awareness" двухлетней давности, вышедшего здесь же на скромном брайтонском лейбле Tonight's Dream. Однако по звучанию эти две пластинки всё же отличаются. Если "Space And Awareness" почти целиком состоял из мечтательных эмбиент-саундскейпов, чем-то напоминающих Carbon Based Lifeforms, то "Breaks And Dreams" на этом фоне можно даже назвать ритмичным – то тут, то там появляются то хип-хоповые ударные, то приглушенный амен-брейк, то нечто промежуточное. И тут надо сказать, что сочетание эмбиента с брейкбитом – какая-то преступно недооцененная идея. Уж насколько хороши были редкие эксперименты на этом поле Young American Primitive и Evolve Now (в 1990-е) или Global Communication и Гачи Бакрадзе (в 2010-е), а в тренд это всё равно не превращается. А жаль! Тем приятнее слышать редкие бриллианты вроде трека "Surface Tension".
Smackos "Once A Mirror" (Perspektif)
Дэнни Волферс (Danny Wolfers) уже давно не выпускал ярких пластинок от имени своего основного проекта Legowelt, но если копнуть глубже, в его дискографии обнаруживается немало интересного. Например, проект Smackos, посвященный эмбиенту и ретро-электронике, сбоев почти не даёт, и альбом "Once A Mirror" тоже чудо как хорош. Запись возникла из довольно утилитарной задачи создания пресетов для синтезатора Moog Muse (на тот момент – рабочего прототипа под названием Mirror). Ну в самом деле, как-то глупо было бы накрутить хороших тембров и нигде их не использовать. В результате, у Дэнни получилась очень кинематографичная пластинка на стыке BBC Radiophonic Workshop, Джона Карпентера (John Carpenter) и ранних Tangerine Dream. Дух столь любимого Дэнни сай-фая прошлого века сквозит из каждой пьесы.
Markus Guentner "Kontrapunkt" (A Strangely Isolated Place)
Маркус Гюнтнер выпускает уже пятый альбом для ASIP и учитывая, что записывает он нереально красивый, но совершенно статичный дрон-эмбиент, настало время, как говорят в таких случаях, выходить из зоны комфорта. Решение Маркус нашел довольно необычное, записав на этот раз альбом коллабораций – в каждом треке к нему присоединяется новый соавтор. На "фитах" Гюнтнер собрал довольно звездную команду – тут и Arovane, и Abul Mogard, и Холли Кеннифф (Hollie Kenniff) из Mint Julep, и Бенуа Пьюляр (Benoit Pioulard). Есть и имена чуть менее известные, например Карен Фогт (Karen Vogt) или испанский мультиинструменталист Пепо Галан (Pepo Galán). В результате такого "выхода из плоскости" музыка Маркуса как бы обретает новое измерение. В ней появляется то Clannad'образный абстрактный вокал, то слой абразивного шума, то грязные и гулкие дабовые аккорды в духе Chain Reaction, то совершенно непривычные для Гюнтнера светлые и мажорные гармонии. Если задачей было остаться собой, но сделать что-то непохожее на предыдущие пять пластинок, то это Маркусу удалось с блеском.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)