Это мой 17-й фестиваль Osheaga из 17 возможных, и хотя я был как никогда близок к тому, чтобы на него не пойти (и впервые за 18 лет пропустил один из фестивальных дней), credit where credit is due: окончательно переключив свое внимание на зумеров и установив прошлым летом рекорд посещаемости (155 тысяч зрителей за три дня), "Ошихага" была очень близка к его повторению. Вновь продав все билеты на два из трех дней, Osheaga не забила парк имени Жана Драпо под завязку только в пятницу - в итоге остановившись на отметке в 147 тысяч зрителей, которых не смутили ни продолжающие ползти вверх цены на билеты, ни нагрянувшая в Монреаль сатанинская жара.
Пятница оказалась ностальгическим откатом в фестивальное прошлое - и потому что между сценами можно было перемещаться, не застревая в пробках, а к самим сценам подходить на расстояние футбольного пенальти, и потому что на главной сцене под палящим солнцем играли не звезды тиктока, а ветераны инди-рока Blonde Redhead, в последний раз появлявшиеся на Osheaga в 2007 году. Это, как ни странно, не единственная группа, вернувшаяся на фестиваль после 17-летнего отсутствия, но не буду бежать впереди поезда и скажу, что 45-минутный сет нью-йоркского пауэр-трио вышел что надо - даже несмотря на то, что и без того жидкие (и находившиеся в тени) первые ряды зачем-то начали поливать водой из шлангов.
Следующим - тоже ожидаемым - хайлайтом дня оказался сет Арло Паркс (Arlo Parks), ставший поводом навестить две дальние сцены. Прислушавшись к некоторым из прошлогодних жалоб, организаторы упростили сообщение между фестивальными зонами (избавившись, в частности, от лестницы с одной части парка на другую) и аккуратно застелили пространство перед Green Stage и Valley Stage, где год назад все месили грязь. Как следствие, вызвавшее скромный интерес выступление англичанки еще больше напоминало не столько фестивальный сет, сколько клубное шоу - с обязательным посвящением нашей с ней "любимой группе" Radiohead (спетая Арло "Eugene" - не единственная ее песня, многим обязанная "Weird Fishes/Arpeggi"), кое-какими танцами и парой риффов в исполнении самой Паркс.
Следующие три часа я провел в районе River Stage - сцены, находящейся примерно на полпути от главных сцен к дальним и традиционно специализирующейся на электронике. Для начала оказалось, что заведенная Four Tet неприятная мода - не уточнять, когда под live-шоу имеется в виду DJ-сет, - стала общим местом: записавшая один из лучших электронных альбомов прошлого года Авалон Эмерсон (Avalon Emerson) вместо своих песен играла чужие. Несмотря на это, за Эмерсон было обидно: под занавес ее 90-минутного сета у River Stage задержались в лучшем случае несколько десятков энтузиастов - толпы меньше я на фестивале не видел за все 18 лет его существования.
Люди начали прибывать ради Роми (Romy) - моей главной надежды этого не самого захватывающего в истории Osheaga дня. Солистка The xx приехала в компании DJ (хотя и сама, бывало, нажимала на какие-то кнопки) и с песнями со своего прошлогоднего - превосходного - дебютного альбома "Mid Air" - ну и, прямо скажем, не разочаровала. Отвлекаясь только на программные выкрики вроде "It is hot - and so are you" или "Shoutout to all the queers in the audience", "Mid Air" Роми спела более-менее целиком, найдя время еще и на два ударных мэшапа, "Angels" The xx с "You're Not Alone" Olive (!) и "Into You" Арианы Гранде с "1998" Binary Finary. Финишная прямая с "Loveher", "Lights Out" и "Strong" окончательно убедила в том, что Роми - MVP дня.
Хотя, справедливости ради, конкуренция у нее была не ахти. Валлийский электронный дуэт Overmono усугублял невыносимую влажность дымом со сцены и семплировал The Streets. Еще одна звезда британского хип-хопа Скепта (Skepta) напомнил, как выглядит аншлаг на Valley Stage и что его последняя пластинка вышла еще до ковида. Наконец, прославившийся во время этого самого ковида благодаря, чему же еще, тиктоку Ноа Каан (Noah Kahan) рассказывал, как он приезжал в Монреаль из родного Вермонта рядовым зрителем, пронося на фестиваль контрабандный виски ("Надеюсь, здешняя охрана с тех пор стала лучше") и ночуя на автомобильной стоянке: "Не могу поверить, что мой первый сет на Osheaga - хедлайнерский!" Полчища восторженных девушек в ковбойских шляпах со мной не согласятся, но поверить в это не могу и я: нудный фолк-поп Каана проигрывает даже на фоне когда-то уронивших соответствующую планку хедлайнерских сетов The Lumineers и Mumford & Sons.
То ли дело Чаппелл Рон (Chappell Roan) - будущий хедлайнер всех фестивалей на свете, выбившаяся в суперзвезды с такой фемининоменальной (get it?) скоростью, что ее сет на "Ошихаге" казался аномально ранним (расписание фестиваля было утверждено давно). Так или иначе, именно ради Рон в парк Жана Драпо съехались все прогрессивные тинейджеры Монреаля и окрестностей (включая мою дочь, ради которой поторопиться на фестиваль пришлось и мне), и уже через час после старта субботних сетов перед River Stage собралась аудитория, которая на Osheaga достается далеко не всякому хедлайнеру.
Что-то отдаленно похожее было в свое время на дневном сете еще не выпустившей "Future Nostalgia" Дуа Липы (Dua Lipa), четыре года спустя вернувшейся на Osheaga во главе лайнапа. Но есть подозрение, что в этот раз четырех лет у фестивальных организаторов нет. 20-тысячные арены, где Рон не далее как минувшей весной разогревала Оливию Родриго (Olivia Rodrigo), она бы в одиночку собрала уже сейчас - до того стремителен ее взлет, немного напоминающий раннюю траекторию славы Леди Гаги (Lady Gaga), с которой Чаппелл регулярно сравнивают.
Другие дельные аналогии - Charli XCX и Марина (Marina), но ими лучше не увлекаться. Даже 45-минутного сета, по ходу которого 10 песен из 10 были спеты 40-тысячным хором, а одна из них ("Hot to Go!") еще и превратилась в, вероятно, самый массовый в истории Osheaga танец, хватило, чтобы увидеть в Рон суперзвезду, сияющую своим уникальным светом и всеми цветами радуги. Ах да, называющая Чаппелл Рон своей дрэг-персоной и необыкновенно внимательная к сценическим нарядам артистка (в Нью-Йорке она была Статуей Свободы, на "Лоллапалузе" - Марией-Антуанеттой, темой "Ошихаги" почему-то были феи) - еще и новейшая квир-икона.
После такого фейерверка красок и - да, чужих, ну и что? - эмоций следующие несколько часов были неминуемым затишьем после одной бури в ожидании другой. Пока 55 тысяч соучастников субботнего солдаута искали хотя бы подобие тени и выстраивались в часовые очереди за едой, водой и фестивальной меморабилией, перуанка София Куртесис (Sofia Kourtesis) повторяла за вчерашней Эмерсон и вместо своих песен играла "Music Sounds Better with You" Stardust, а англичанка Оливия Дин (Olivia Dean) освежала непритязательным неосоулом по мотивам личных драм.
Успев увидеть рэпера Дензела Карри (Denzel Curry) с экс-фронтвумен Alabama Shakes Бриттани Хауард (Brittany Howard), к главному событию вечера мы начали готовиться, понаблюдав за еще одной фестивальной аномалией - концовкой сета многоопытных калифорнийских панков Rancid на главной сцене. Отправленные туда в окно между Чаппелл Рон и еще одной обожаемой подростками поп-звездой Рене Рэпп (Reneé Rapp), ветераны, к их чести, умудрились собрать свою аудиторию: несколько тысяч людей за сорок, многие из которых были с детьми, почти все - знали каждую строчку "Time Bomb" и "Ruby Soho", а кто-то даже поучаствовал в моше во время последней.
Понятно, впрочем, что все пришедшие на Rancid пришли не столько на них, сколько на закрывавших день Green Day, чей заблаговременный букинг решил организаторам Osheaga все вопросы с рок-н-ролльной частью субботнего лайнапа. Находясь в массивном стадионном туре в поддержку нового альбома "Saviors" и по случаю сразу двух юбилеев (20-летия "American Idiot" и 30-летия "Dookie"), Green Day привезли в Монреаль все свои группы поддержки: The Linda Lindas, Rancid и, на минуточку, The Smashing Pumpkins. Хедлайнеры Osheaga 17-летней давности за пару мгновений распугали всех поклонниц Рене Рэпп и, по правде говоря, не только их: не всякий пришедший в парк Жана Драпо был готов к Билли Коргану (Billy Corgan) в черном балахоне и начинающей все последние концерты "тыкв" связке из "The Everlasting Gaze" и "Doomsday Clock".
За ней последовала по-коргановски чудовищная кавер-версия ("Zoo Station" U2, перенявшая эстафету у прошлогодней "Once in a Lifetime" Talking Heads), но после нее даже такому самодуру, как Билли, пришлось взять себя в руки. Часовой сет - не время для хит-парада deep cuts, и оставшееся время The Smashing Pumpkins провели, исполняя преимущественно хиты: "Today", "Ava Adore", "1979" и особенно угодившую фанатам Green Day "Bullet with Butterfly Wings". К новой гитаристке Кики Вонг (Kiki Wong) вопросов пока нет - как и к беспроигрышному выбору финальной песни, зубодробительной "Cherub Rock". В общем, за любимую группу (которую я, кстати, увидел в 10-й раз после ее реюниона) переживать в итоге не стоило: имея прожиточный минимум общего с Green Day или Rancid (не говоря уже о Рон или Рэпп), фестивальную аудиторию Корган под себя подмял уровнем громкости и силой воли.
Сет The Smashing Pumpkins удался еще и тем, что где-то между "Tonight, Tonight" и "Disarm" мы заняли внезапно освободившиеся места у барьера, который разделял главную (River Stage) и соседнюю (Mountain Stage) сцены и к началу выступления Green Day так же внезапно оказался местом силы. Организаторов нельзя не похвалить за прогресс по части crowd-менеджмента: как только один из квадратов у этих сцен достаточно заполнялся, вход туда блокировали. Результат - два часа в компании Green Day мы провели с более-менее идеальным видом на происходящее и безо всякой давки или толп людей, искавших место получше.
Отчасти поэтому эти два часа показались мне одним из лучших хедлайнерских сетов в новейшей истории Osheaga. Для начала включив идеально подходившую моменту фонограмму ("Bohemian Rhapsody" Queen и "Blitzkrieg Pop" Ramones аудитория спела хором), с которой стартует каждое их шоу этого тура, Green Day сократили свою обычную программу до двухчасовой фестивальной. "Dookie" они сыграли не целиком, ограничившись полудюжиной главных альбомных песен и предпочтя остальным восьми репрезентативную выборку новых вещей ("The American Dream Is Killing Me", "Look Ma, No Brains!") и greatest hits ("Brain Stew" с отрывком из "Iron Man" Black Sabbath, "Know Your Enemy" с фанаткой из первых рядов в качестве приглашенной вокалистки).
Зато чествование их лучшей пластинки "American Idiot" вышло хоть куда: возведя на сцене гигантскую надувную версию ее обложки (руку с гранатой в виде сердца), Green Day прошлись по альбомным хайлайтам (11 песен из 13) со знанием дела и пониманием концертной драматургии: "Holiday" задавала правильный тон, "Jesus of Suburbia" осваивала территорию той же "Bohemian Rhapsody", а "Wake Me Up When September Ends" позволила передохнуть перед ударным финалом. Не повезло разве что моей любимой "Boulevard of Broken Dreams" (Билли Джо Армстронг попросил убавить света, и кто-то за пультом убавил звук), а смущала разве что звучавшая как стрельба пиротехника, но это, пожалуй, мелочи.
"Мы все еще … [непечатное слово] живы," - возопил в какой-то момент Армстронг, чей концертный modus operandi - быстрая походка и взгляд безумный - придает каждому его слову дополнительный вес. Ну и, в общем, да: на третий день Osheaga - с SZA, Justice и Raye - я, увы, не пошел, но второй убедил в том, что на фестивале по-прежнему прекрасно уживаются и подростки, и их родители, которым при этом по плечу даже совершенно адское пекло. Известно, что фестивальные боссы уже забукировали двух из трех хедлайнеров 2025 года - боюсь сглазить, но одним из них обязаны стать, наконец, неубиваемые Foo Fighters.
Автор репортажа - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)